Шанс для тех, кто позади

Вторник, 29 января 2002, 14:28
Во вторник были обнародованы результаты очередного социологического опроса, который проводился 17-22 января Центром "Социальный мониторинг" и Украинским институтом социальных исследований. Лидеры предвыборных рейтингов не изменились - четырехпроцентный барьер преодолевают "Наша Украина" (14,8%), КПУ (14%), Партия зеленых Кононова (6,3%), "Женщины за будущее" (6,2%), блок "За единую Украину" (6,2%) и СДПУ (О) (4%).

Кому отдадут голоса неопределившиеся?

Однако "электоральное болото", которое в этом месяце состоит из почти 20% (те, кто еще не определились с выбором), может достаточно серьезно повлиять на окончательную конфигурацию новой Верховной Рады. Ведь, по мнению Александра Яременко (директора УИСИ) и Михаила Мищенко (заведующий отделом политического анализа и прогнозирования УИСИ), совсем не обязательно предполагать, что такие избиратели проголосуют аналогичным образом, как и те, кто уже определился со своими политическими предпочтениями.

Поэтому, по словам социологов, достаточно большие шансы попасть в парламент имеют блоки Натальи Витренко и Юлии Тимошенко (на январь их показатель составляет 1,4% и 2,3% соответственно). Причина – личная харизма этих женщин, которая может сыграть свою роль уже ближе к выборам. Кроме того, судя по исследованиям Центра Юлию Тимошенко следует считать женщиной года, ибо почти 20% респондентов сознательно назвали именно ее имя, отвечая на соответствующий вопрос.

Однако, что касается блока Юлии Тимошенко, то за последний месяц наблюдается некоторое уменьшение его рейтинга - с 3,3% до 2,3%. В первую очередь специалисты связывают это с уменьшением поддержки Тимошенко на Западной Украине (с 7% до 4%) и в Киеве (с 5% до 2%). Интересно, что падение популярности БЮТ на Западе страны совпало с началом успешного тура Тимошенко по этому региону. Вероятно, если бы исследование проводилось на несколько дней позже, цифры были бы несколько другие.

Кроме того, в парламент могут попасть и социалисты Александра Мороза. И хотя сейчас рейтинг СПУ - только 1,4%, партия имеет достаточно большое количество "латентных симпатизирующих ему людей", которые могут либо окончательно определиться с выбором социалистов, либо изменить свое мнение в их пользу поближе к 31 марта.

"Яблоко" Михаила Бродского также вероятно попадет в Верховную Раду - если будет продолжать интенсивную рекламную кампанию. Зависимость популярности этой политической силы от яркой рекламы демонстрируют такие цифры: в декабре за раскрученное имя партии отдавали свои голоса 3,7%, в то время как в январе, во время запрета на политическую рекламу, - только 1,9%.

Партии и блоки-клоны пока не пользуются особой поддержкой граждан, и социологи допускают, что, вероятнее всего, они не сыграют принципиальной роли в выборах. Однако, все вместе свои 1-2% у оригиналов забрать смогут.

Региональные сторонники

Январские данные также показали, что "Тейпгейт-2" пока никак не повлиял на рейтинг "Нашей Украины". Однако, наблюдается значительная регионализация сторонников "НУ". Так, на Западе страны за блок Ющенко, если бы выборы состоялись в следующее воскресение, свои голоса отдали бы до 38% граждан, на Востоке и Юге - только 6%, а в Крыму - 4%.

Коммунистов больше всего поддерживают в Крыму - 22% населения. Очевидно, работа Грача имеет свои последствия. Кроме того, на Востоке и Севере и доныне сохранился своеобразный "красный пояс" - 21% и 17% голосуют за коммунистов соответственно.

"За ЕдУ" хотят голосовать больше всего на Востоке (9%) и в Центральном регионе (7%). Это неудивительно, учитывая то, что вотчины основных тяжеловесов этого блока находятся именно там. А вотчина другой политической силы, блока Александра Омельченко "Еднисть", - Киев - готов отдать за блок мэра аж 14% голосов.

Почти каждый девятый обитатель Юга проголосует за Зеленых Кононова. Однако, у других имиджевых политических сил - "Яблука" и "Женщин за будущее" отсутствует такое региональное распределение голосов.

Молодежь выбирает…будущее?

Четверть людей старшего возраста (от 50 лет и старшие) готовые отдать свои голоса за коммунистов, а среди молодежи до 28 лет таких только 3%.

А вот для Зеленых и "ЖЗБ" характерная абсолютно противоположная картина. Итак, за ПЗУ готовые проголосовать 14% молодых и 2% людей "постарше". За "женщин" бы проголосовал каждый десятый молодой человек, а среди "людей за 50" - только 3%.

Идеология и отечественные политические силы - две "большие разницы"

Среди идеологий больше всего сторонников имеет коммунистическая идеология (16%). 13% поддерживают национально-демократические ценности (но НДП это помогает не особенно). Почти половина сторонников этой идеологии будет голосовать за "Нашу Украину". За экологическое сознание выступают 12,5% респондентов.

9% ответивших - за гибрид рыночной экономики с возвратом в Россию. По наблюдениям социологов, пятая часть таких избирателей проголосовали бы "За ЕдУ". Идеи социал-демократии разделяют 8,5% граждан Украины (по данным "Социального мониторинга"), однако только треть из них отдают свои голоса СДПУ (О).

И все же больше 20% украинцев не ориентируются или не могут ответить на вопрос о своей идеологической ориентации.

Продолжение следует…

Социологи отмечают, что наиболее достоверные прогнозы относительно того, каким будет окончательное распределение голосов, можно будет делать только тогда, когда станут известны все зарегистрированные политические силы. Ведь количество партий и блоков, включенных в "бюллетень" той или другой социологической конторы, существенно влияет на то, каким образом выбирает среди них респондент.

Чем больше выбор, тем меньше голосов набирают лидеры рейтинга. Особенно это касается блока "Наша Украина". Для сравнения можно привести исследования "Социса" и фонда "Демократических инициатив", обнародованное на прошлой неделе, в котором блок Ющенко набрал 16% уверенных голосов плюс 15% весьма вероятных.

Определенную роль сыграют и результаты жеребьевки, ведь место в бюллетене сказывается на избирателях (вспомните, что происходило в США во время последних президентских выборов). Следовательно, более точные прогнозы можно ожидать уже в самом ближайшем будущем временем.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования