Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Как московские политологи выбирали в Крыму нового президента Украины

Понедельник, 4 марта 2002, 09:40
По всей вероятности, те или иные исторические места обладают магическим воздействием на политически акцентуированных личностей. В наполненном аллюзиями зале Ливадийского дворца, где когда-то Сталин, Рузвельт и Черчиль определяли судьбы послевоенной Европы, всех пробивает на глобальный дискурс. Участники научно-практической конференции "Новое в российско-украинских отношениях. Крымский пример" тоже не мелочились с масштабом.

Среди "говорящих голов" были замечены: спикер ВР АРК Леонид Грач, первый вице-премьер Совмина АРК Владимир Казарин, директор Института стран СНГ Константин Затулин, депутат Госдумы Сергей Глазьев, политологи Сергей Марков, Алексей Пушков, Андроник Мигранян, Андрей Окара, Александр Ципко, Кирилл Фролов, Владимир Махнач, директор Института славяноведения РАН Владимир Волков, киносценарист и телемагнат Виктор Мережко и много кто еще.

Ждали московского мэра Юрия Лужкова, но он так и не доехал. Состав киевской делегации был радикально скромнее по количеству приглашенных политологов и журналистов: Дмитрий Выдрин, Александр Кибелиус, идеолог соцпартии Виталий Шибко. Ожидался приезд завсегдатаев подобных мероприятий Михаила Погребинского и Владимира Малинковича, но, как утверждают знающие люди, соц-демовские дела не позволили надолго отлучаться из Киева.

Говорили, почти как всегда на подобных мероприятиях, об одном и том же: о российско-украинском "вековом братстве", о необходимости "мягкой" приватизации Украины российским капиталом, о совместной интеграции в Европу, о прямо-таки глобальной необходимости "легализации" русского языка в Украине — именно в статусе государственного, а не какого-то там "официального".

Известный московский политолог Андроник Мигранян уже в "севастопольской" части конференции сравнил символическое значение Севастополя для российской государственной мифологии со значением горы Арарат (находящейся, как известно, в Турции) для армян, а Константин Затулин, державший несколько лет кряду первенство среди российский политиков по антиукраинским заявлениям, в последнее время значительно подобрел к Украине и даже рассказал участникам конференции воистину сенсационную подробность о своих предках — полтавских казаках Затулах, переселившихся двести лет назад на Кубань.

Присутствующие крымские политологи пытались перевести дискуссию в русло крымской проблематики (чему, собственно, и была посвящена конференция), но в историческом зале Ливадийского дворца, обсиженном в далеком 1945 году главами мировых сверхдержав, видимо, этого делать не стоит — не та наследственность интерьера. Впрочем, это еще раз доказало, что проблема Крыма как такового и москвичам, и киевлянам интересна лишь как инструмент политических манипуляций.

Однако в центре внимания участников конференции были, конечно же, совсем иные проблемы — в кулуарах настойчиво обсуждалась всё та же тема — будущего украинского президентства: чаще других звучали фамилии Виктора Ющенко (по трассе Симферополь — Ялта насчитано 15 его стендовых реклам — вдвое больше, чем у "заеды"), Юлии Тимошенко, Анатолия Кинаха, Леонида Кучмы, симпатичного Затулину Евгения Марчука, Олега Дубины, к которому россияне еще присматриваются, и даже Андрея Деркача.

Способен ли кто-нибудь из них стать "украинским Путиным"? — размышляли политологи. С особым трепетом произносилась фамилия самого "пророссийского" кандидата в кандидаты — Леонида Грача.

Изнутри украинского политического пространства бывает непросто понять, почему именно те или иные имена актуальны для россиян. Возможно, если глядеть из России, происходит некоторое искажение украинской политической действительности: нередко политические гиганты (если такие, конечно, в Украине есть в принципе) покрываются для российских глаз туманом, иные — настоящие карлики — напротив, представляются сверхчеловеками.

К Марчуку присматриваются как к человеку с имиджем "спецслужбиста" (у россиян на памяти его заявления о необходимости вступления Украины в ДКБ — это ему, несомненно, добавило очков; правда, потом по вопросу об этом самом ДКБ он дал задний ход, но запомнилось первое).

Юлия Тимошенко пока для российской политики — темная лошадка: за кого она — за Россию или за Запад (понятна абсурдность подобной постановки вопроса, но именно так его привыкли ставить в Москве)?

Виктор Ющенко, по мнению москвичей, подлежит политической "нейтрализации" — но только вот кого ему можно противопоставить?

На Викторе Медведчуке российские политологи, за исключением близких с ФЭПу, уже поставили крест как на олицетворении будущего Украины.

Московские симпатии вызывает Кинах, но многим кажется, что он, как некогда говаривал незабвенный Березовский по другому поводу, "неизбирабелен".

Олега Дубину пока знают мало, но российское ухо очаровывает словосочетание "донецкая группировка" — мол, не какая-нибудь там львовская или ивано-франковская.

Отдельные, видимо далекие от украинских реалий, товарищи вспоминали даже "маргинала" Николая Габера. По мнению этих отдельных товарищей, Габер подчеркивает свой радикальный патриотизм и делает ставку на работу с силовыми структурами, а это в путинской России крайне популярно.

Ну а к Грачу у российского политбомонда чувства особые: Леонид Иванович довольно часто бывает в Москве, много общается в кругах тамошней элиты (впрочем, а кто другим украинским политикам не дает?). Кроме того, осязаемая близость того или иного политика всегда создает эффект вовлечения присутствующих. Вероятно, если бы президентские выборы-2004 проходили бы в Ливадийском дворце, а избирателями были бы участники описываемого действа, Грач победил бы с "баскетбольным" счетом.

Уже во время конференции стало известно о снятии его с регистрации в кандидаты Верховной Рады АРК.

Кстати, выбор времени для проведения конференции, а также ее освещение в крымских СМИ, говорит о том, что информационный резонанс должен был сыграть в пользу нынешней крымской власти. Участниками действа даже была высказана мысль о необходимости проведения ежегодных Ливадийских встреч.

В том речевом потоке, который еще до недавнего времени продуцировало большинство присутствовавших в отношении Украины и украинской проблематики, наметился ощутимый перелом. Общий недоброжелательный тон с требованиями "вернуть" Крым, Севастополь, флот, флотские базы и далее "по списку", характерный для многих российских политиков и политологов, кажется, понемногу меняется в сторону осознания паритетности российско-украинских отношений.

Так, если раньше Украина изображалась как временное и случайное образование, несущее одним своим существованием вред России и всему остальному обитаемому миру, то теперь акцент делался на "славянском братстве", "общих интересах" и т.д.

Даже на торжественном банкете на флагмане российского Черноморского флота крейсере "Москва", участники действа могли при желании заметить любопытную деталь: известная песня про Севастополь — "город русских моряков" теперь отредактирована, и слово "город" заменено словом "гордость". Как говорится в одной идиотской рекламе, почувствуйте разницу.

P.S. Конференция организована правительством Москвы, Верховной Радой Автономной Республики Крым и Институтом стран СНГ (Москва) и прошла 24–26 февраля в Ялте и Севастополе.



NB. О всех подробностях предвыборного тура Юлии Тимошенко, о том, как свергали Грача, о "денежных мешках", которые борются за Львов, за кого агитируют писатели, сколько журналистов идет в парламент, выпустят ли Шкиля к избирателям, о списках будущих депутатов, кто назвал Кучму г...вном, об все этом читайте в новом разделе "Украинской правды" ВЫБОРЫ 2002

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования