Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Недолго музыка играла?..

Пятница, 20 сентября 2002, 03:55
Главной сенсацией протестных акций 16 сентября в Киеве стала не их чрезвычайная массовость. Не соседство красных и сине-желтых знамен. И даже не то, что абсолютное большинство на Европейской площади составили не политические отходники с регионов, и не пассионарные вестники Галичины, а обычные политически не слишком активные киевляне. Главной сенсацией стала привселюдная подпись Ющенко под чрезвычайно резкими, еще вчера немыслимыми для него политическими требованиями.

Вечером 16 сентября казалось: наконец сформирован единый фронт антикучмовской оппозиции. На сайте одной из партий размещен текст известного Обращения киевского митинга к Кучме. Там под сакраментальными словами: "если у Вас осталась хоть капля совести и ответственности, Вы должны сложить свои полномочия" - стоят подписи не только известной четверки лидеров. Под ними и собранные в тот же вечер подписи глав партий. И этот перечень стоит отдельного упоминания.

Никого не удивляет, что требование отставки Кучмы поддержали председатель УРП "Собор" Анатолий Матвиенко и его заместитель по партии, председатель Союза офицеров Украины Григорий Омельченко. Но рядом стоят подписи Юрия Костенко (УНР), Юрия Павленко (Молодежная партия), Сергея Соболева (ПРП), Владимира Стретовича (ХНС), Славы Стецько (КУН), и даже Геннадия Удовенко (НРУ) и Николая Жулинского (ЛПУ, та самая, которую до сих пор возглавляет Владимир Щербань!)

Итак, единство оппозиционных рядов казалось полным. Немного настораживало разве что отсутствие подписей Петра Порошенко ("Солидарность", "НУ") и Виктора Онопенко (УСДП, БЮТи), что в данных условиях вряд ли можно принять за случайность.

Но уже вечером 17 сентября на площадь Независимости не пришел ни один заметный представитель "Нашей Украины". А события 18 сентября поставили еще больше вопросов относительно того, существует ли все же единая антикучмовская оппозиция? Или вместо этого активно реализуется сценарий "отрезания" "непримиримой оппозиции" и втягивания в переговорный процесс сепаратно "Нашей Украины".

Ведь только вторым можно объяснить одновременные:

- отказ Кучмы встретиться с оппозицией утром и его же заявление о возможности "круглого стола" вечером;

- активные переговоры Ющенко с "Народовладдям", Романа Бессмертного с "донецкими";

- неожиданную уступчивость власти по делу освобождения узников, арестованных утром 17-го (Ющенко публично настаивал именно на этом, и вряд ли мог бы открыто пойти на переговоры без выполнения этого требования).

Все это заставляет думать: создание 24 сентября большинства на 250 депутатов (как минимум - "Наша Украина", НДП, "Аграрники", "ТУ и ПППУ", "Демократические Инициативы" и "Регионы") - дело абсолютно реальное.

После того, можно предусмотреть, что власть оформит открытие сессии 24 сентября рядом сенсационных уступок. Например, могут "сдать" Смирнова (поговаривают, что министр долго колебался, прежде чем дать приказ на снесение палаточного городка, и сделал это в конечном итоге только потому, как ему объяснили: в случае чего указание Банковой будет реализовано и без него). Или объявить об окончательном "раскрытии" дела Гонгадзе (с признанием его политичности и наказанием кого-то из "стрелочников", а может, и более известных фигур, из числа влиятельных когда-то олигархов, которые впоследствии попали в немилость).

Могут быть осуществлены очередные шаги в направлении "конституционной реформы" (например, президент как субъект законодательной инициативы представит в парламент в конечном итоге конкретные и весьма демократические предложения). И - наконец - Ющенко как лидеру самой большой фракции может быть обещано даже кресло премьера (если все другие ключевые должности в Кабинете займут надежные "центристы").

Если Банковая даст конечное добро на такую комбинацию - вряд ли "непримиримой" оппозиции помогут оригиналы подписей лидеров почти всех партий "Нашей Украины" под требованием отставки "гаранта". На позицию Ющенко смогут повлиять разве что акции 24 сентября - если они станут достаточно массовыми. Но ведь привести утром в будний день десятки тысяч людей под стены Верховной Рады - задание архисложное. А массовых "десантов" из регионов наверное не будет - об этом надежно позаботится наша милиция, которая оказалась значительно более профессиональной и более жесткой, нежели это кое-кому казалось.


Максим Стриха, руководитель научных программ Института открытой политики

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования