Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Бывшие советские республики обвиняются в поставках оружия странам-изгоям

Понедельник, 21 октября 2002, 21:33
В последние 3 года Багдад все активнее пытается закупать оружие у Белоруссии и Украины

Robert Anderson, Stephen Fidler, Andrew Jack, Stefan Wagstyl, Tom Warner, The Financial Times

Оригинал статьи читайте здесь:

The former Soviet republics are accused of supplying weapons to rogue states in defiance of United Nation or US embargoes

Донецк, Украина, 21 октября 2002 года. Американские и английские специалисты по вооружениям прочесывают когда-то секретное предприятие по производству военной радиоэлектроники "Топаз", пытаясь установить, сколько именно современных радиолокационных систем "Кольчуга" было на нем произведено. Руководство этой компании говорит, что четыре: три - для Эфиопии и одна - для внутреннего использования. Но Соединенные Штаты подозревают, что, возможно, произведено, как минимум, еще четыре системы - и что они, быть может, отправлены Ираку.

Якобы совершенная сделка на 100 млн. долл. США пребывает в центре водоворота подозрений в отношении иракских попыток накануне возможной войны купить оружие в бывшем Советском Союзе. В последние 3 года Багдад все активнее пытается закупать оружие у Белоруссии и Украины. Россия, его традиционный поставщик, недавно подружилась с Соединенными Штатами и не хочет нарушать эмбарго Организации Объединенных Наций (ООН) против Ирака - хотя российское оружие все еще попадает в Ирак через посредников.

Свидетельства против Белоруссии и Украины накапливаются: тайно сделанные в кабинете президента Украины Леонида Кучмы магнитофонные записи; перехваченные партии товара; аресты людей по обвинению в торговле оружием; доклады западных разведывательных служб; и дипломатические маневры Багдада, включая направление в Киев этим летом своего первого посла.

Один бывший высокопоставленный сотрудник Министерства иностранных дел России говорит: "Иракцы активно действуют на Украине и в Белоруссии. Наряду с оружием им необходима техническая поддержка и подготовка специалистов". Западные аналитики с этим согласны. "Если кто-то из стран бывшего Советского Союза и поставляет оружие сомнительным странам, то я бы назвал в первую очередь Белоруссию, - говорит Джулиан Купер (Julian Cooper), заместитель директора центра по изучению России и Восточной Европы в Бирмингемском университете. - Украина также попала бы под подозрение".

Г-н Кучма и президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно отрицали, что поставляют оружие Ираку. Западные специалисты по вооружениям прибыли на "Топаз" по приглашению г-на Кучмы, который совершенно очевидно надеется, что этот визит позволит восстановить его честное имя. Подобно России, Украина и Белоруссия не чувствуют себя связанными односторонними запретами на экспорт, которые установили Соединенные Штаты для Ирака, Северной Кореи и Ливии, хотя они утверждают, что соблюдают эмбарго ООН, например, введенное в отношении Ирака. Однако соблазн для страдающих от безденежья предприятий огромен: Ирак готов платить самую высокую цену. Значительная часть иракского оружия и военной техники была поставлена Советским Союзом еще до вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году. И только заводы бывшего Советского Союза способны поставлять критически важные запчасти.

Успехи Ирака в деле восстановления своих вооруженных сил после поражения в 1991 года в войне в Персидском заливе известны только тесному кругу приближенных Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Но имеются явные свидетельства интереса Багдада к получению оружия и военной техники из Украины и Белоруссии.

Продажа Ираку в 2000 году радиолокационной системы "Кольчуга" упоминается в разговоре, якобы записанном в кабинете г-на Кучмы его бывшим телохранителем Николаем Мельниченко. Соединенные Штаты утверждают, что запись подлинная.

В другой записи можно услышать, как господин Кучма разговаривает с Юрием Алексеевым – директором "Южмаша" – крупнейшего в Украине предприятия-производителя ракет. Господин Кучма тоже в свое время руководил этим заводом до того, как он начал заниматься политикой.

В августе немецкая полиция арестовала одного канадского гражданина русского происхождения, а еще двое людей в Чешской Республике подозреваются в организации нелегального экспорта оружия из России, Украины и Белоруссии на Ближний Восток. По свидетельству чешских следователей, поставки в Ирак включали боевые вертолеты Ми-8 и Ми-17 российского производства, автоматы Калашникова, противотанковые гранаты и мобильные зенитные ракеты.

В феврале высокопоставленный представитель государственного департамента США Стивен Пайфер (Steven Pifer), находившийся с визитом в Минске, обвинил Белоруссию в поставках оружия и организации боевой подготовки военнослужащих из так называемых стран-изгоев, включая якобы имевшую место подготовку иракцев к обращению с зенитными ракетными комплексами С-300. Стивен Пайфер повторил обвинение во время своего второго визита в августе.

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) обвинил Белоруссию в поставках оружия в Ирак в своем недавнем докладе об иракских военных возможностях. Его обвинения основаны, в частности, на докладах инспекторов ООН по вооружениям, которые в 1998 году обнаружили белорусскую технику на одном иракском артиллерийском заводе.

В дополнение к этой нелегальной деятельности Ирак усиливал свои официальные связи с Украиной и Беларусью. В том году Багдад направил в Киев посла Можара Аль-Дури (Mozhar al-Duri)- бывшего дипломата в Москве, который по выражению российских официальных лиц очень близок к Хусейну. Такими же частыми были визиты Иракских представителей в Минск включительно с двумя визитами Тауаба Хувайша (Tawwab Huwaysh)- заместителя премьер-министра и министра военной промышленности. Эти визиты были взаимными. Украина объявила о намерении иметь торговую миссию в Багдаде. Беларусь подписала соглашение об экономическом сотрудничестве.

Ирак - не единственный включенный в "черный список" покупатель белорусского и украинского оружия. В докладах Совета Безопасности (СБ) ООН упоминаются факты нелегальных поставок оружия и боеприпасов, например, в Анголу, Сьерра-Леоне и Либерию.

Доклады обвиняют Леонида Минина – продавца нефти с Израильским гражданством, но выходца из украинского портового города Одессы, в том, что именно он сыграл важнейшую роль в поставках из Украины. Эти поставки включали 68 тон оружия в Съерра-Леоне в 1999 году и еще 113 тон пуль в 2000 году. Он утверждает, что поставками руководил сын председателя главного разведывательного учреждения Украины – Службы безопасности.

Одесса – черноморский морской порт, известный своими коммерческими связями с Ближним Востоком и организованной преступностью, считается центром нелегальной торговли, в том числе оружием.

Известно, что в сентябре 1999 года делегация правительства талибов в Афганистане, в составе которой были два члена "Аль-Каиды" посетила Одессу и Киев в поисках оружия, включая запчасти для авиационной техники, и возможностей обучения летчиков.

В соответствии с утверждениями двух участников делегации, группу, которую возглавлял Абдул Рахман Загеб (Abdul Rahman Zaheb)- заместитель министра иностранных дел Талибана – приняли высшие чиновники. Этот визит состоялся до того, как Соединенные Штаты ввели эмбарго на снабжение оружия движению "Талибан". Украина принимала участие и в других сделках, которые хоть и не являются нелегальными, но все же вызывают обеспокоенность.

Доклад, подготовленный в этом году для военного трибунала ООН по делам бывшей Югославии, обнаружил, что в 1999 году Украина также тайно поставила два боевых вертолета с запчастями в Белград, как раз накануне рейдов сербов в Косово, что привело к повторному введению санкций ООН против Югославии.

Украина и Белоруссия - не единственные поставщики оружия странам-изгоям. В прошлом году в аэропорту болгарского города Бургас был задержан транспортный самолет украинской авиакомпании с грузом автоматов Калашникова чешского производства, направлявшийся в Эритрею. Россия тоже активно занимается контрабандной торговлей оружием как напрямую, так и через посредничество Украины и Белоруссии. Предприятия по всей территории бывшего Советского Союза зависят друг от друга в части поставок комплектующих частей.

В последние 5 лет Соединенные Штаты критиковали 18 российских военных заводов за поставки оружия и военной техники в страны, находящиеся в американском "черном списке", в частности, в Иран.

Юрий Хозяйров - государственный секретарь и заместитель председателя государственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству - написал недавно отчет для российской исследовательской группы в области оборонной промышленности о том, что Россия должна лоббировать на международной арене прекращение "создания черных списков импортеров оружия, в которые могут быть включены традиционные партнеры России... такие как Сирия, Ливия, Иран, Северная Корея и Куба".

Равно как и ее соседи, Россия слабо контролировала запасы своих вооружений, особенно мелкого вооружения. Много оружия, которое сейчас используется на Кавказе включительно с Чечней, появилось со времен холодной войны и прошло через руки многих посредников. Например, два российских вертолета, сбитых чеченскими повстанцами за последние два месяца, были сбиты российскими же ракетами Земля-воздух.

Несмотря на усилия российского президента Владимира Путина, значительная часть рынка оружия остается скрытой. В стране находится один, по меньшей мере, торговец оружием, объявленный в международный розыск, Виктор Бут.

Бут, который в докладе ООН изображен как крупнейший поставщик оружия в конфликтные зоны Африки, находится на свободе в Москве, несмотря на то, что еще в феврале Бельгия выдала международный ордер на арест, обвинив Бута в отмывании грязных денег, полученных за торговлю оружием. Господин Бут отвергает обвинения. Тем не менее, как утверждается в докладе ООН, еще в октябре 2001 года он продолжал поставлять оружие через своих субконтракторов в России и Южной Африке.

Тем не менее, прогресс налицо. Прошло семь лет с того времени, когда Иордания перехватила крупнейшую партию российского военного оборудования, которое предназначалось для Ирака. Как заявляет генеральный директор "Рособоронэкспорта" Андрей Белянинов: "Россия является частью международного сообщества и уважает международное право. По нашему мнению, наша страна является самой жесткой в мире в плане соблюдения законов".

Россия, Украина и Белорусь переживают тяжелый кризис в военно-промышленном комплексе. Уже миновали дни холодной войны, когда Советский Союз финансировал огромные военные программы, и поставлял оружие как для собственных военных нужд, так и для своих политических союзников. Сегодня денежная наличность – превыше всего. Спрос на внутреннем рынке почти исчез, большая часть сектора прекратила существование, а те предприятия, которые выжили, отчаянно ищут контракты заграницей. Три крупнейших республики бывшего Советского Союза: Россия, Украина и Беларусь в прошлом году экспортировали оружие стоимостью в более чем 5 миллиардов долларов, без учета нелегальных сделок, при этом стремясь к увеличению объемов поставок.

Россия сосредоточилась на своих самых важных клиентах – Китае и Индии с их всевозрастающим спросом на сложные аэрокосмические технологии. Украина и Беларусь не могут удовлетворить спрос этих клиентов. Не имея таких естественных ресурсов, как Россия, они более зависимы от экспорта оружия и не слишком перебирают заказчиками. Кроме того, не считаясь с тем, что коррупция – обычное дело в России, это явление еще более укоренилось в таких нестабильных и бедных странах, как Украина и Беларусь.

Кажется, международное давление не оказало большого влияния на президента Беларуси, который почти наслаждается своим статусом изгнанника. Ситуация с Украиной более сложная, поскольку Кучма разрывается между лояльностью к своим славянским соседям и прозападной ориентацией, которая включает намерение присоединиться к НАТО. Именно поэтому он пригласил инспекторов на завод Топаз, и именно поэтому для него настолько важно, какими же будут их выводы.

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования