Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Как донецкие "Нафтогаз" хотели взять

Пятница, 24 января 2003, 18:10
Президент Украины счел необходимым вмешаться в ситуацию, сложившуюся вокруг передачи Минтопэнерго корпоративных прав управления НАК "Нафтогаз Украины". Глава государства поручил премьер-министру отменить до 1 марта 2003 года все правительственные решения, касающиеся передачи государственных корпоративных прав в управление министерствам и другим органам исполнительной власти. Управление всеми государственными корпоративными правами в соответствии с поручением Леонида Кучмы должно быть сконцентрировано исключительно в руках Фонда госимущества Украины. В связи с появлением поручения президента судьба кабминовских планов относительно "Нафтогаза Украины" зависла в воздухе. Эксперты не исключат, что происходящие вокруг НАК события, являются началом очередной кампании, связанной с борьбой за контроль над государственной собственностью. Бизнес-политические группы вынуждены искать компромиссные варианты "перераспределения" привлекательных активов.

До 1 апреля председатель ФГИ должен разорвать все существующие ныне генеральные соглашения о передаче полномочий на управление государственными корпоративными правами министерствам и другим центральным и местным органам исполнительной власти. Должны быть расторгнуты и договора-поручения с юридическими и физическими лицами на управление принадлежащими государству пакетами акций.

По мнению экспертов, несколько внезапное появление поручения президента, только вчера вернувшегося в Киев из поездки по Ближнему Востоку, отнюдь не в последнюю очередь связано с состоявшейся на днях передачей в корпоративное управление Министерству топлива и энергетики Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины", которая прежде подчинялась Кабинету Министров. Напомним, решение о передаче НАК "Нафтогаз Украины" в управление министерства закреплено постановлением КМ от 18 января текущего года.

Анализируя причины решения правительства передать бразды правления "Нафтогазом" Минтопэнерго, эксперты обращают внимание на причастность к успеху "ТЭКовского" министерства в установлении контроля над НАК вице-премьер-министра по ТЭК Виталия Гайдука. "Подобные шаги, как правило, предпринимаются с учетом мнения куратора топливно-энергетического комплекса в правительстве – вице-премьера Гайдука", - отметил директор компании UPECO Сергей Куюн.

Эксперты полагают, что для руководства Минтопэнерго принципиально важным было замкнуть на себя как финансовые и товарные, так и информационные потоки в НАК: т.е. возможность участвовать либо прямо влиять на ход переговоров руководства
"Нафтогаза" с Туркменистаном о поставках природного газа в Украину, а также с Россией – о транзите газа.

Ранее все принимаемые по этим стратегическим вопросам решения топ-менеджмент компании согласовывал "на высшем уровне" - непосредственно с главой государства, правительство же весьма редко вмешивалось в переговорный процесс. Не имели влияния на переговорный процесс и представители ведущих финансово-политических групп страны. Как известно, единственной невзятой ФПГ высотой в энергетике оставался "Нафтогаз Украины": остальные секторы, такие как угольная промышленность и электроэнергетика, подконтрольны бизнес-политическим группам.

Однако этот недочет поспешили исправить представители донецкой номенклатуры. Минтопэнерго, получившее контроль над НАК, предполагало внести изменения в устав компании, в соответствии с которыми контракты с топ-менеджментом
"Нафтогаза" должны были подписывать руководители этого ведомства. Напомним, ранее эта функция принадлежала наблюдательному совету НАК. В связи с переподчинением компании министерству планировалось перезаключить контракты с первыми лицами "Нафтогаза".

В частности, по словам источников "Контекста" в Минтопэнерго, существовали планы смены руководства национальной акционерной компании. Как потенциальный кандидат на должность председателя правления, по неподтвержденной информации, рассматривался Сергей Тарута (нынешний руководитель корпорации Индустриальный Союз Донбасса), а на должность первого заместителя – Владимир Шелуденко (сегодня – руководитель предприятия "Донецкоблгаз"). Выбор в пользу представителей Донецкого региона, по мнению экспертов, может рассматриваться в контексте растущего влияния дончан в масштабах государства.

Своего рода монополия "Нафтогаза" в решении стратегических вопросов и привлекательность нефтегазовых активов уже неоднократно становились поводом для обострения конфликтов между ведущими ФПГ страны за право контролировать госкомпанию, отметил эксперт Центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций.

По мнению аналитика, цивилизованному решению этого вопроса препятствует отсутствие прозрачного правового поля в отечественном ТЭК, а также четкой энергетической стратегии. Поэтому "перераспределительные процессы", в т.ч. и те, с которыми наблюдатели связывают последнее поручение главы государства, проходят преимущественно непублично – "в недрах" исполнительной власти.

В дальнейшем, полагает Лупаций, борьба бизнес-политических групп за контроль над объектами украинского ТЭК продолжится. "Очевидно, Донецк попытается предложить свою схему функционирования этого рынка. Но если бы заинтересованная в управлении ТЭК группа, в том числе и донецкая, смогла представить аргументацию предлагаемых ею изменений, которые учитывали бы национальные интересы, конфликта как такового не было бы", - считает Лупаций.

Таким образом, энергетическое обеспечение экономики остается одной из "болевых точек нынешней украинской власти", констатировал эксперт. Затягивание решения связанных с ТЭК вопросов, конфликты вокруг тактических решений и уход от принятия решений стратегических на фоне наложения на внутреннюю ситуацию интересов геополитических игроков в вопросе создания международного газового консорциума привело к серьезному обострению ситуации в данной области вообще.

В этих условиях, предполагает Лупаций, конфликт бизнес-групп за право контроля над "Нафтогазом Украины" будет углубляться. "Но после обострения ситуации наверняка наступит спад напряженности, и представители финансовых и политических групп вернутся к поиску компромисса. Однако любые варианты решения будут компромиссными только для самих бизнес-групп, тогда как они никоим образом не решат судьбы нефтегазового комплекса страны", - убежден эксперт.

Вопросы, связанные с будущим украинского нефтегазового комплекса, особенно актуальны в контексте регистрации украинско-российского газотранспортного консорциума.

Учитывая, что в управление этой структуре предполагается передать стратегически важные для отечественной экономики активы – магистральные трубопроводы, которые сегодня находятся в ведении НАК, в конфликт вокруг "Нафтогаза" вмешался президент. Его личное участие в решении вопроса дало экспертам повод говорить о противостоянии интересов "донецких" и наиболее близкого окружения Леонида Кучмы. Однако промежуточный итог конфликта засвидетельствовал: влияние "донов" в пределах страны хотя и растет, но пока еще не стало безраздельным.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования