Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Слава - Украине. В воскресение в Киеве проведут в последний путь Женщину-эпоху

Пятница, 14 марта 2003, 13:00
"Я счастлива, что провела жизнь не на кухне". Это слова легенды украинского национально-освободительного движения. Женщины, которая всю свою жизнь посвятила борьбе за Украину. Ярославе Стецько действительно суждено было больше времени провести с оружием в руках (которым пани Слава, впрочем, не пользовалась - "боялась, чтобы она мне не выстрелила"), чем простоять около плиты. Но она "никогда не считала себя солдафоншей, которая должна маршировать в сапогах".

Потому что утверждала: "Женщина в первую очередь должна заботиться о семейной атмосфере, о семье. Она больше создана для этого - кроткая, нежная... Она должна обеспечить семейное тепло детям, мужу, должна всегда оставаться женщиной - со вкусом одеваться, готовить еду, быть хранительницей очага".

И пани Слава такой была - всегда элегантной, изыскано одета, очень женственна. Славой Стецько всегда увлекались мужчины - коллеги по борьбе, общественной деятельности, политике. Увлекались и уважали. Ведь их так не хватает, таких женщин - мужественных, сильных и целеустремленных, и в то же время нежных и кротких. Настоящих.


Детство Музыки

Будущий лидер украинских националистов появилась на свет 14 мая 1920 года. Анна-Евгения Музыка первые годы жизни провела в живописном поселке Романивка на Тернопольщине, которая, как и вся Западная Украина, не входила тогда в Советский Союз. В семье, в кругу друзей или на улице маленькая Ганнуся слышала только украинский язык. И даже подумать не могла, что в этом есть что-то "недостойное".

Пока не пошла в шестой класс народной школы в Теребовле - областном центре. Там девочка впервые почувствовала, что такое унижение. Наставницей в классе была полька, и украиноязычность Музыки ей сразу пришлась не по вкусу. Как-то госпожа-преподавательница сильно ударила свою ученицу по руке и приказала перейти на польский. Очевидно, именно тогда в душе будущей соратницы Степана Бандеры родилась революционерка. Анна остро почувствовала, что она - украинка. И что ее родной язык, ее народ притесняют на родной земле. Дальнейшая судьба юной Музыки была решена.

Потом ей опять пришлось отстаивать свое право называться украинкой, теперь уже в польской гимназии. И хотя к ней – отличнице и одной из лучших учениц - относились довольно хорошо, Анна видела, как страдают от дискриминации другие украинские дети. Воспитанная в семье патриотов (ее старший брат, член ОУН, сидел в польской тюрьме), девушка не могла бездеятельно наблюдать за такой несправедливостью. И оказалась в первой своей "общественной организации" - гимназистки-украинки организовали патриотический кружок. Девочки тайком собирались у кого-то дома, а иногда и в лесу, чтобы читать украинские книжки и изучать историю Украины, которую потом пересказывали младшим.

 
 
Поэтому не удивительно, что когда "советы" пришли в Западную Украину, 19-летняя Анна Музыка, которая еще в 1938 году вступила в ОУН, имела все основания ждать ареста. И, во избежание большевистской неволи, вынуждена была переехать в другое место. Работая директором сельской школы, заочно училась на философском факультете Львовского университета и входила в подпольную революционную организацию. А потом была война. Анна Музыка, - тогда уже соратница, но еще не жена лидера ОУН Ярослава Стецько, понятно, оказалась в партизанской группе. И взяла имя и фамилию будущего мужа - по рассказам очевидцев, именно он впервые назвал ее Славой. Так, сокращенно, она всегда и подписывалась - чтобы не путали с Ярославом.

Эмигранты

1944 году советская армия оккупировала (или освободила, как кому больше нравится) Львов, и по поручению ОУН Славе Стецько пришлось выехать за границу. Так в жизни пламенной революционерки начался новый, самый длительный этап - эмиграция. Сначала – Вена, потом Бавария, Мюнхен, в котором пани Слава и провела большую часть жизни. Вскоре к ней присоединилась муж - соратники по освободительной борьбе, наконец, поженились.

Ярослав Стецько возглавил созданный в 1945 году антибольшевистский блок народов, а его верная жена входила в центральный комитет. Организация выпускала журнал "АБН-кореспондентес", который выходил на пяти языках - английском, французском, немецком, испанском и португальском. Поэтому не удивительно, что редактировать его поручили именно Славе, которая, учась на юридическом факультете Мюнхенского университета, овладела семью иностранными языками. И ни на миг не прекращала самосовершенствоваться – получила степень магистра политических наук, изучала социологию, интересовалась другими науками.

Как лидеры АБН, куда, по словам пани Славы, "входили представители всех подневольных народов Советского Союза в подкоммунистической Центральной Европе", многих из которых эмиграция разбросала по всей планете, от Европы до Индонезии, супруги Стецько объехали весь мир. "У нас была цель: организовать украинское содружество и развивать контакты с другими порабощенными народами", - рассказывала Слава Стецько в одном из недавних интервью. - Поэтому мы с Ярославом постоянно путешествовали. Где территории огромные - в Канаде и Австралии, работали по полгода. Выступали с докладами, устраивали пресс-конференции, встречались с молодежью, с государственными деятелями.

Делали все, чтобы вызывать интерес и симпатию к Украине. Потому что нужно было убеждать народы поддерживать эмигрантов из подкоммунистических стран морально и политически". И к ним прислушивались. В Организации Объединенных Наций с речами в защиту прав угнетенных народов СССР, в свое время, выступал даже премьер-министр Канады Дифенбейкер, и много других высокопоставленных лиц. Еще бы, ведь Слава и Ярослав Стецько открывали им правду о страшных вещах, которые происходили за "железным занавесом", приводили примеры нечеловеческого обращения советской власти с каждым, кто осмеливался на протест.

Например, во время восстания в Кингири по указанию Москвы против людей выпустили танки. "500 украинок, одев национальные костюмы, вышли с песней вперед. Были уверены: на женщин не посмеют наехать. Однако танки не остановились..." - рассказывала Слава Стецько. Они считали себя "амбасадорами, которые хотели видеть Украину свободной", и делали все ради того, чтобы она таковой стала как можно быстрее.

 
 
"Пани Предводительница"

После смерти Ярослава Стецько в 1986 году между членами провода так называемой "бандеровской", или "революционной" ОУН, которую он возглавлял, разгорелась борьба за лидерство. И хотя всем было хорошо известно, какую важную роль в организации играла жена покойного предводителя, вследствие этих кулуарных интриг главой ОУН(р) ее выбрали только через 5 лет. И пробыла она на этой должности до ноября 2000-го.

На родную землю впервые после долгих лет эмиграции пани Слава вернулась в 1991 году. Ее пригласили на празднование 50-й годовщины со дня провозглашения Акта о восстановлении самостоятельности Украины, который 30 июня 1941 года зачитывал Ярослав Стецько. А вскоре в Москве случился путч, остатки Советского Союза разлетелись окончательно, и Украина обрела желанную Независимость, за которую так долго боролась.

Цель, к которой всю свою жизнь бок-о-бок шли супруги Стецько, была достигнута. И пани Слава решила переехать на родину навсегда. Она знала, куда едет - контраст жизни народа в постсоветском обществе и зажиточной жизни на Западе был огромным. Но разве это имело какое-то значение для женщины, которая столько лет жила Украиной, надеждой на то, что когда-то ей все-таки удастся вернуться?

А в 1993-м Организация украинских националистов (революционная), за само упоминание о которой свыше полстолетия советским гражданам светила тюрьма, возобновила свою деятельность в Украине в виде новой политической партии - Конгресса украинских националистов. Председателем КУНа Слава Стецько была до самой своей смерти. Неутомимая революционерка включилась в политическую борьбу на родине и планировала принять участие в выборах в Верховную Раду в 1994 году. Однако в последний момент выяснилось, что у нее до сих пор нет украинского гражданства: паспорт гражданина Украины, выданный ей еще во время первого посещения обновленной Родины, оказался только "почетным знаком отличия". И это при том, что пани Слава никогда не имела гражданства любой другой страны - они с Ярославом даже называли себя "безгосударственными людьми", поскольку иначе, как гражданами независимой Украины, себя просто не представляли.

Однако в состав той Верховной Рады Слава Стецько все-таки попала, не оставив ни единого шанса своим соперникам по довыборам в Ивано-Франковском округе, которые проходили в марте 1997-го. Когда новая избранница народа принимала присягу народного депутата, с левой стороны парламентского зала раздавались свист и оскорбительные возгласы. Она не слышала – чем больше фигура, тем меньше ей досаждает тявканье моськи. Потом пани Славе пришлось пережить такую же ситуацию во второй раз, и также стоя за трибуной ВР. Когда в мае 1998-го она, как старейший парламентарий, зачитывала присягу для всего депутатского корпуса, фракция Коммунистической партии демонстративно вышла из зала.

А через четыре года, в день своего рождения, несокрушимая патриотка Слава Стецько опять приводила к присяге новоизбранный парламент. На этот раз из зала не вышел никто. Даже соперники по идеологической борьбе поняли: эта женщина может вызывать только уважение. Потому что таких людей - искренних в своих идеалах, бескомпромиссных в своей борьбе и бескорыстных в жизни - осталось катастрофически мало.

12 марта 2003 года в Мюнхене перестало биться сердце еще одной из них. Вместе со Славой Стецько в вечность ушла целая эпоха. Вечная ей память...

 
 
Вот где, люди, наша Слава...

Образование: Украинская гимназия в Теребовле, Львовская политехника, юридический факультет Мюнхенского университета.

Профессии: конференц-переводчик; социолог, психолог, политолог. Магистр.

Владела польским, английским, немецким, французским, испанским, итальянским, словацким, белорусским языками.

Заключения: в 1943 году во Львове (немцами).

Работа: учительница в с. Юшковцы Бибрского района; с 1946-го - член провода ОУН; соучредитель Красного Креста УПА, женской сети и молодежи ОУН; шеф пресс-бюро АБН; редактор квартального журнала "Юкрейниен ревю"; соучредитель Европейского совета за свободу и многих ее конференций; 1947-1991 - с 1946-го - президент антибольшевистского блока народов; с июля 1991 г. по ноябрь 2000 г. – глава провода ОУН; с 1992-го – глава КУНа. Депутат Верховной Рады Украины трех созывов (в последнем - во фракции "Наша Украина", член Комитета ВР по иностранным делам).

Знаки отличия: 1993 г. - Почетный гражданин г. Львова; 2000 г. - Орден княгини Ольги III степени.

Из анкеты

- Что считаете своим главным политическим достижением?

- Открытие работы Верховной Рады Украины.

- Какая ваша главная политическая неудача?

- Большая фракция коммунистов в ВР.

- Что для вас является самым большим несчастьем?

- Порабощенная нация.

- Кто ваши любимые литературные герои?

- Тарас Бульба.

- Что считаете главной чертой своего характера?

- Твердую волю.

- Какой ваш самый большой недостаток?

- Недостаток внимания родным.

- Какое ваше увлечение?

- Политика.

- Какой ваш любимый цвет?

- Голубой.

- Как бы вы хотели умереть?

- Перед тем долго не болеть.

- Если верите в перевоплощение души, кем бы хотели стать в другой жизни?

- Собой.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования