Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

"Грязевая ванна" для Виктора Ющенко

Понедельник, 21 апреля 2003, 16:53
Применение черного PR за полтора года до выборов неэффективно, полагают украинские эксперты

Львов, Луцк, Полтава, Канев, Васильков, множество небольших населенных пунктов во Львовской, Тернопольской, Волынской, Кировоградской, Черкасской, Киевской и других областях. Такова география распространения сотен тысяч "обращений к избирателям", якобы подписанных лидером блока "Наша Украина", фактически заявившем о себе как о будущем участнике выборов президента Украины 2004 года. Сам Ющенко назвал обращения фальшивыми, а прокуратура открыла уголовное дело. Между тем, листовки продолжают появляться.

Листовки "от Ющенко" разошлись по Украине в три подачи. Первая волна, которая в середине февраля прошла по Львову и некоторым населенным пунктам Львовской области, касалась политических взаимоотношений Ющенко и Юлии Тимошенко. Псевдо-Ющенко, в частности, заявлял в листовках, что лидер БЮТ представляет наибольшую опасность его приходу в президентское кресло. Как отмечали наблюдатели, листовки были распространены в районах, где Блок Юлии Тимошенко на парламентских выборах-2002 получил наибольшее количество голосов, став вторым после "Нашей Украины".

И вторая волна листовок распространялась в западных областях - перед мартовскими акциями протеста оппозиции. Речь о плакатах, изображавших Ющенко, обращавшегося к Леониду Кучме со словами "Благословить, батьку, на революцию". В других листовках якобы сам Ющенко напоминал избирателям о подписанном им на посту премьера в 2001 году Обращении президента, премьер-министра и председателя ВР, в котором, в частности, участники проходивших тогда в столице массовых акций протеста сравнивались с фашистами, и объяснял этот шаг необходимостью "остаться на посту" главы Кабмина.

Третья волна листовок появилась вначале в Кировоградской, затем - в Полтавской, а в начале апреля - в Киевской, Черкасской и других аграрных областях Центральной Украины. Эти "обращения" принципиально отличаются от предыдущих. Речь в них идет о приватизации земли. Ющенко якобы обещает "согнать с земли" нерадивых крестьян и привезти в Украину "20 тысяч канадских и американских фермеров", которые будут владеть отобранными у "нерадивых" украинцев угодьями.

По фактам появления листовок Генпрокуратура возбудила уголовное дело по ст. 170 Уголовного кодекса "Препятствование законной деятельности политических партий" и по ст. 353 "Самовольное присвоение властных полномочий". Тем не менее, задержанных или официально подозреваемых по делу пока нет. В то же время, еще 20 февраля Ющенко заявил, что "Нашей Украине" известны имена заказчиков и исполнителей "провокации", однако публично назвать их отказался.

Ранее, впрочем, сам глава "НУ" советовал "поискать этих людей во власти".
Его соратники были более конкретны и указывали на администрацию президента и СДПУ(о). Между тем, заместитель Виктора Медведчука по партии, вице-спикер ВР Александр Зинченко призвал "не делать поспешных и преждевременных выводов", подчеркнув, что, "к сожалению, факты использования компромата не единичны".

Проведение задолго до выборов масштабной кампании практически не имеет прецедентов в новейшей политической истории Украины. В частности, тираж первой листовки, по некоторым подсчетам, составил около миллиона экземпляров, а единственная партия, которую при помощи депутатов из "Нашей Украины" удалось обнаружить и арестовать Генпрокуратуре, составляла 750 тыс. экземпляров.

Тем не менее, эксперты по-разному оценивают эффективность листовок. Так, директор Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев считает, что "листовочная эпопея" - ошибка ее инициаторов. "Такие приемы хорошо срабатывают в условиях жесткого временного режима, когда обыватель может склониться в ту или иную сторону и у него уже не будет времени изменить свою точку зрения", - считает эксперт.

Поэтому у инициаторов акции, отметил г-н Ермолаев, сложилась "классическая ситуация, когда хотели "как лучше", а получилось "как всегда", при этом исполнители заказа просто отрабатывали выделенный заказчиком бюджет". Кроме того, подобный прием действует в обратном направлении - жертвы "грязных технологий", убежден аналитик, получают мощный импульс к самоактуализации, в том числе бесплатный PR в СМИ.

В то же время, г-н Ермолаев уверен, что сам Ющенко создает негативное отношение к себе части избирателей. Последний пример - голосование по отправке в Кувейт украинского РХБ-батальона, позиция относительно политреформы, голосование части фракции "НУ" в поддержку программы действий правительства Януковича и так далее. "В этом смысле - считает эксперт - листовки не подействуют на преданных сторонников Ющенко, но могут повлиять на колеблющихся".

Политолог Виктор Небоженко, в свою очередь, полагает, что первая волна листовок могла "оказать известное влияние, так как сегодня очевидно, что Ющенко и Тимошенко не пойдут вместе - скорее, они пойдут параллельно". В то же время господин Небоженко подчеркивает отличие "третьей волны" - листовок, посвященных агарной реформе. "Проблема приватизации земли пока скрыта, но с 2005 года, когда приватизацию разрешат, эта проблема актуализируется очень быстро", - говорит политолог.

При этом, по мнению Небоженко, может произойти обезземеливание значительной части крестьянства. Поэтому "обращение к этой теме является достаточно умным ходом, так как это уже не проблема конфликта власти и оппозиции, а фундаментальная проблема для Украины вообще". Вообще, в той или иной мере на отличия разных "серий" листовок обращают внимание все эксперты, не исключая даже, что они могут быть делом рук совершенно разных, не зависящих друг от друга, а то и политически враждебных друг другу сил.

Кстати, с происхождением листовок тоже не все однозначно. В прессе сегодня обсуждаются две основные версии: листовки исходят либо от власти, на чем настаивает оппозиция, либо от самой оппозиции. В частности, предполагается, что листовки выпущены с подачи самого Ющенко (такую версию поддерживают некоторые из симпатизирующих СДПУ(о) изданий).

Последнее "ющенковцы" отвергают. Как сообщил в комментарии "Контексту" народный депутат от "Нашей Украины", глава Комитета по свободе слова Николай Томенко, листовки "распространяли люди со спецудостоверениями", причем "милиция не только не мешала, но и прикрывала их". О влиянии на следствие, по его мнению, говорит работа прокуратуры.

"Тот тираж, который арестовала Генпрокуратура, нашел я с помощью журналистов, которые сообщили мне адрес фирмы в Киеве на проспекте Палладина, и тогда уже работники Генпрокуратуры вынуждены были туда приехать", - заявил Томенко. Возможности же повлиять на следствие, утверждает депутат, есть только у исполнительной власти. В то же время, Томенко не уточнил, какие конкретно из представленных в этой власти сил он имеет в виду.

Что касается "виновности" власти, то, как считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, советник главы администрации президента на общественных началах Михаил Погребинский, ни для власти, ни для пропрезидентских сил "листовочная" кампания интереса не представляет. "Если листовки не влияют на рейтинг Ющенко, то смысла во всей затее нет. Если же влияют, то потерянные Ющенко проценты все равно не перейдут к представителю власти - скорее всего, они уйдут к Юлии Тимошенко", - аргументирует политолог.

При этом он также согласен с оценкой листовок как не самого эффективного "оружия": социологические исследования, по его словам, не демонстрируют заметного падения рейтинга Ющенко ни в целом по стране, ни в отдельных регионах (в том числе тех, где распространяются листовки). "Лично я не сомневаюсь, что многие верят написанному в листовках, но это не отражается на электоральных предпочтениях: группа, поддерживающая Ющенко, достаточно устойчива", - считает г-н Погребинский.

В то же время, появление листовок может иметь и иной подтекст. Так, по словам Томенко, появление "фальсификата" направлено на ликвидацию каналов общения "Нашей Украины" с избирателями. "Мы не имеем доступа к СМИ, монополизированным провластными силами, и поэтому на прошлых выборах широко применяли письма Виктора Ющенко к избирателям. Теперь этот канал дискредитирован", - говорит депутат.

Кроме того, 4 марта глава госкомитета связи и информатизации Украины Николай Гончар подписал приказ, согласно которому "Укрпошта" не имеет права принимать на распространение продукцию "с политическими признаками" в связи с тем, что первые тиражи фальшивок "от Ющенко" распространялись именно через "Укрпошту".

В свою очередь, г-н Ермолаев не исключает, что истинные причины появления листовок лежат глубже. "До выборов далеко, и все еще обязательно всплывет на поверхность", - говорит эксперт. "Те, кто жмут кнопки копировальных аппаратов, не могут этого не знать. И в этой связи возникает вопрос - делается ли все это в интересах заказчика или все же не совсем, нет ли "двойного дна" во всей этой истории".

В Украине фальшивки самого разного рода не впервые применяются в политической борьбе. Во время президентской кампании 1999 года, например, 600-тысячным тиражом был выпущен фальшивый номер близкой к Соцпартии газеты "Сільські вісті" (как известно, лидер СПУ Александр Мороз на тех выборах был одним из основных кандидатов). Более того, по словам социалистов, в ряде областей настоящий номер газеты был изъят из продажи и подмене фальшивкой. Однако расследование закончилось ничем.

А недавно Украина увидела выпуски фальшивых номеров оппозиционных "Вечерних вестей" и черкасской газеты "Антенна". По фактам их появления правоохранители возбуждать уголовные дела отказались, хотя у тех же "ВВ" это уже второй за последнее время фальшивый выпуск.

Активно применялись фальшивки и на прошедших парламентских выборах.

Как правило, это были разного рода листовки с обращениями к избирателям, которые можно разделить на два типа. Во-первых, это обращения от имени несуществующих организаций, содержащие как "компромат", так и откровенную клевету в адрес определенных кандидатов (так, в ходе выборов по одному из мажоритарных округов Киева избиратели имели возможность ознакомиться с заявлением несуществующей организации защиты животных, обвинявшей одного из кандидатов в... зоофилии). Во-вторых, широко применялись и "обращения" якобы от имени оппонентов, их штабов и даже родственников.

Такие технологии, указывают эксперты, как правило, привнесены из соседних государств, в первую очередь - России. Кстати, то, что в последнее время листовки начали варварски прибивать к деревьям шиферными гвоздями, также напоминает опробованную на провинциальных выборах в РФ технологию, когда плакаты конкурента наклеивали на окна или на лобовые стекла автомобилей, что вызывало у граждан крайне негативное отношение к изображенному на плакате человеку и его (точнее, якобы его) методам агитации.

Между тем, эксперты ожидают возрастания роли подобных технологий в ходе предвыборной президентской кампании. При этом, как считает г-н Небоженко, "улучшения качества" технологий ожидать не стоит. "Заказчики таких вещей - очевидно, очень состоятельные круги - мыслят довольно примитивными категориями и понимают политику как набор действий, направленных на достижение конкретного результата", - считает политолог.

Вместо разработки долгосрочных стратегий, полагает эксперт, отечественные политики предпочитают прибегать к средствам кратковременных PR-кампаний. Не исключает широкого использования "грязных технологий" и г-н Погребинский. Масштабы использования подобных методов, по его мнению, зависят от хода политреформы и успехов в ограничении полномочий президента.

Сейчас, считает Михаил Погребинский, "победитель получает все и начинает "отрывать головы", что и вызывает истерию перед каждыми выборами. В случае же перераспределения полномочий между президентом, парламентом и правительством, необходимости в столь бескомпромиссной борьбе за президентский пост не будет".

Говоря о перспективах, Андрей Ермолаев полагает, что Украину ожидает "целый вал таких технологий". Впрочем, их разработчики могут действовать лишь в определенных рамках. По мнению эксперта, в обществе "очень сильно желание перемен", так что силам, выступающим на стороне нынешней власти, будет трудно выдвинуть своего кандидата, способного состязаться с политиками, в которых общество видит гарантию того, что перемены состоятся.

"Если вы покупаете картофель, вас могут обмануть в сорте, цене, весе, качестве и проч. Но вам не смогут подсунуть вместо картофеля редис", - красноречив эксперт.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования