Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Александр Кривенко: "Россия меня не интересует"

Среда, 9 апреля 2003, 00:00
В среду погиб талантливый украинский журналист Александр Кривенко. Одно из последних интервью он дал российскому изданию "Консерватор" 28 марта 2003 года.

- Александр, давай поговорим об Украине...

- Представим себе две реальности. Года три назад я смотрел спектакль театра имени Руставели в Тбилиси. Там одна фабула - о войне Грузии с Абхазией, а вторая - о небесной Грузии, о Грузии мечты, где всем хорошо, женщины любят мужчин, дети имеют родителей, растут мандарины. Представим, что есть две Украины. Одна Украина, какую все знают из газет, телевизионных передач, по поездкам в Киев, Харьков, Донецк. Страна тотально коррумпированная, деморализованная, но в то же время с неплохим уровнем жизни, если сравнивать с Россией - Орлом, Свердловском, Казанью. Но сравним это с той Украиной, какая могла бы быть. Эта Украина существует в воображении нескольких десятков тысяч украинцев - как часть европейского сообщества. Но, к сожалению, нынешняя, реальная Украина - это постсоветская страна.

Украинская власть сегодня много говорит о европейской интеграции, не понимая, что путь в Европу - это не только соответствующие законы, это прежде всего стилистика поведения элит, стилистика ночных клубов, газет, телевидения.

- А ты, украинский интеллигент, по своему мировоззрению западник или славянофил?

- В гробу я имел славянофилов, я жесткий западник.

- Ты считаешь, что культура западная по своему качеству выше, по сравнению с византийской, русской?

- Нет, западная культура - это просто другая культура. Я убежден, что для современной украинской культуры, общества очень важно получить не русский, не российский вектор развития. А без России мы никогда не останемся, мы всегда будем жить рядом. Россия - это газ, нефть, лес.

- Культурной составляющей в нашем соседстве нет?

- Забудьте о русской культуре. Ее никогда не было на Украине.

- Культуры Толстого, Чехова, Достоевского не было?

- Покажите мне толстовца в Украине! Покажите мне сумасшедшего последователя Достоевского в Украине! Достоевщина - это традиция больного общества, это российская традиция. Пусть она остается России. Для Украины важнее традиция немецкого писателя Гессе, чем Достоевского.

Да, Россия всегда будет существовать в украинском культурном и геополитическом пространстве. Нас связывает экономическая взаимозависимость. У нас совместная граница. У нас по соседству дислоцируется армия, на вооружении которой ядерное и химическое оружие. У нас по соседству живут миллионы украинцев, породнившихся с русскими. Однако не надо думать, что это наше, украинское будущее. Это будет до тех пор, пока не умрут все граждане Украины, которые имеют родных за Хутором-Михайловским. Пройдет 30-40 лет, и наши сыновья и внуки будут за западной границей. Сегодня украинская молодежь едет рожать и учиться не в Россию, а в США, Канаду, Польшу, Германию.

- Но в украинской политической культуре больше византизма, большевизма, а не европейских традиций.

- Традиция большевизма в украинской политике есть. Нас связывает 60 лет советской истории. Большевики на Украине - это Наталья Витренко, Петр Симоненко, Александр Мороз, Евгений Марчук, Леонид Кравчук, Леонид Кучма... Пока на Украине существует электорат названных мною большевистских политиков, Россия будет присутствовать в Украине. С ними не надо воевать. Если есть люди, которые исповедуют коммунистические ценности, они имеют право это делать, это их жизнь, их стиль поведения.

- Но ведь Украина православная страна!

- Если 10 процентов населения считает себя католиками - что тебе ответить? Может, для России десять процентов - это мелочь, для нас - нет. Хотя бы потому, что эти 10% сосредоточены в регионе, который граничит с Западной Европой. Киев рано или поздно будет вынужден задуматься: или он откажется от этого региона, или будет считаться с его интересами. Когда мы говорим о 10 процентах католиков, мы говорим о католиках восточного обряда. Украина была и останется центрально-европейским государством, где традиции Византии являются определяющими. Нельзя отказаться от своей идентичности. Но это не российская идентичность, не российское православие. Это разные религии.

- Александр, скажи откровенно: что для тебя лично Россия?

- Бывшая Украина. Я очень хочу поехать в Россию и увидеть, какая была моя Украина 50 лет тому назад, а может быть, 100, 300 лет. Найти частицы моей страны триста лет тому назад.

- Пушкин, Чайковский, Салтыков-Щедрин - это элементы твоей Украины?

- Естественно. Ведь именно украинцы принесли в Россию понятие "интеллигенция" - слой людей, которые думают о душе. Это слово, непонятное на Западе, там есть такое понятие, как "интеллектуал". В России осталась частица Украины 17-18 веков. Она в России произросла, она там функционирует. Потому я убежден, что будущая, новая России будет интересна для современной Украины. Мы должны дорожить этим контактом, этим соседством, этим взаимообменом. Это наше, которое стало чужим по историческим причинам.

- В нынешней, современной России, что тебе наиболее неприятно?

- Хамство. Как и в старой России. Неприятие собеседника. Трактовка себя как высшего, умнейшего. А "матюки" - это прекрасно, мы их любим на Украине.

- А если сравнить политический менеджмент России и Украины?

- В современной Украине не украинский, а плохой российский менеджмент. Люди, которые управляют сегодня Украиной - это выгнанные из российских партийных и государственных структур функционеры. Начиная от того, кто тут называется президентом и его окружением, и заканчивая теми, кто является менеджерами коммерческих структур. На Украине успех в бизнесе имеют те, кто не копирует российский менеджмент. Это молодые люди, которые получили образование на Западе. Но представители западного менеджмента малочисленны, так как западный капитал в эту страну не решается идти: нет нормальных людей, которые говорят на языке, понятном им.

- В современной России хоть что-нибудь тебе импонирует?

- Боюсь, что нет. Хотя современную Россию я знаю плохо. Но в принципе - давайте скажем друг другу честно. Я не знаю, что происходит в современной России в деталях, а обычный россиянин не знает, что сегодня происходит в современной Украине.

- И тебя не интересует, что происходит в России?

- Я хотел бы знать кое-что о России... но меня также интересует, что происходит в Польше, Чехии, Франции. То, что мы мало знаем о России - это лишь оборотная сторона медали. Россия ничего не знает о нас.

- На Украине часто говорят, что она - европейское государство. Оно по сути европейское или по своему географическому положению?

- Мы - европейская страна хотя бы потому, что у нас есть украинско-польская граница. Украинско-польская граница - это наиболее экономически выгодный проект для Украины. Наши культуры с Польшей однородные, братские, но и в то же время отличающиеся друг от друга. Это тот случай, когда соседство помогает идентификации. Долговременная совместная история Украины с Польшей, Литвой, Россией помогает ей идентифицировать свою собственную культуру. Основное достоинство нашей культуры - это географическое положение. Мы находимся между поляками и россиянами: в этом наше проклятие, но в этом и наше преимущество.



Александр Кривенко – один из самых ярких представителей того радикально-националистического слоя "западенской интеллигенции", который в конце восьмидесятых годов взялся за идеологическое обеспечение "украинского проекта". В те годы и сложился этот круг – сперва известное "Товариство лева" ("товарищество льва") во Львове, затем украинский "Мемориал" и РУХ.

В 1991 г. Кривенко создает первую в Украине частную газету с парадоксальным названием "Пост-поступ", заслужив репутацию "украинского Доренко". В 1999 г. Кривенко становится главным редактором нового журнала "ПиК" ("Политика и культура").

Уничижительная критика всего украинского "политикума", ехидные карикатуры, глубокомысленные колонки Дмитра Корчинского, смешные и малопристойные тексты Леся Подервянского – все это сделало журнал модным и читаемым, несмотря на то, что у него, в отличие от большинства украинских изданий, не было русской версии (принципиально).

В 2000г. Кривенко, по его собственным словам, было предложено возглавить пресс-службу президента Украины. Однако Кривенко отказался от лестного предложения и стал, напротив, одним из идеологов оппозиционного Форума национального спасения Украины (разумеется, спасать Украину предлагалось от "промоскальского режима" Кучмы).


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования