Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Леонтьев приехал судиться с женой Ющенко

Среда, 28 мая 2003, 13:16
Спустя два года российский телеведущий Михаил Леонтьев решил все же приехать из Москвы на суд, где слушалось дело по иску против него супруги Виктора Ющенко Екатерины Чумаченко.

В апреле 2001 года, незадолго до отставки Ющенко с поста премьера, Леонтьев посвятил свою программу "Однако" в российском эфире ОРТ лидеру блока "Наша Украина" и его супруге. Дело было давно, но суть можно свести к двум акцентам – жена Ющенко американка, работала в Госдепе и Совете Нацбезопасности США, где фактически "руководила проектом" по свержению Кучмы и избранию на президентский пост Ющенко. При этом сам Ющенко – "подкаблучник".

Понятное дело, жена Ющенко в государственных органах США не работала. И это не единственная "неточность". Адвокат Чумаченко Николай Полуденный насчитал в программе 9 фрагментов с фактическими ошибками и одну, оскорбляющую честь его подзащитной.

Например, Леонтьев почему-то решил, что Ющенко возглавил Нацбанк в 1998 году "после убийства Гетьмана при невыясненных обстоятельствах". Тогда как главным банкиром Ющенко стал в 1993-м. А "Интер" и "Киевские ведомости" обнародовали эту информацию уже после того, как пресс-секретарь Ющенко Наталья Зарудная опровергла ее на пресс-конференции, обращает внимание адвокат.

На заседании суда во вторник адвокат привел доказательства, которые, по его мнению, свидетельствуют о "политическом заказе" на эту программу, сообщает пресс-служба блока "Наша Украина". Вот некоторые из них - во-первых, оба издания контролируются одной политико-экономической группировкой (Социал-демократической партией Украины (объединенной) – УП). Во-вторых, передача не была указана в телеанонсах, и вместо нее должна была выйти программа "Интер-спорт". Адвокат сделал вывод, что программа "Однако" была заказана и должна была транслироваться в Украине именно в таком виде.

Полуденный считает, что программа является вмешательством в частную жизнь ее подзащитной. Далее цитируем сообщение пресс-службы:

"Это, как подтверждают эксперты, вызвало существенное ухудшение здоровья Екатерины Чумаченко, снизило возможности ее общения с людьми, у нее значительно повысилось артериальное давление, появилась частая головная боль. Самое плохое, что произошло с пани Екатериной, это то, что она вследствие стресса потеряла молоко для кормления маленькой дочки, которая тяжело заболела. Чумаченко была вынуждена пройти курс лечения, но результаты его не позволяют говорить о полном выздоровлении.

Психологическая экспертиза доказала, что в результате физических и этических страданий Чумаченко ее здоровью нанесен невосполнимый урон. Эти события превысили порог стрессового сопротивления его организма".

Чумаченко предъявила иск журналисту, телеканалу и газете, расценив их сюжеты и публикации как "прямое вмешательство в личную жизнь".

В 2002 Шевченковский суд Киева признал распространенную Леонтьевым информацию недостоверной и обязал его возместить в пользу Чумаченко 2 500 грн., а также опровергнуть эту информацию в эфире ОРТ. Леонтьев на суд не являлся. Суд также постановил, что Интер и "Киевские ведомости" не несут ответственности за дословно ретранслированный материал.

В январе этого года, в ответ на жалобу адвоката Чумаченко, Верховный суд Украины признал незаконным решение суда об освобождении украинского телеканала и газеты от опровержения по этому иску и направил дело на новое рассмотрение в тот же Шевченковский суд.

Чумаченко подняла ставки и за моральный ущерб требует от "Интера" 100 тысяч гривен, "Киевских ведомостей" – 75 тысяч грн., а самого Леонтьева – 25 тысяч грн.

И вот Леонтьев вдруг появился в Киеве и – сразу же – на многих телеканалах Украины. Из аргументов российского журналиста становится понятно, почему он решился приехать. Леонтьев выражался в своем стиле, при любом удобном случае упоминая американское гражданство Екатерины Чумаченко.

Леонтьев сразу же заявил, что его "не интересует" фигура супруги лидера блока "Наша Украина" Виктора Ющенко, у него нет к ней претензий, и он "не намерен унижать ее человеческое достоинство гражданина США".

"Я не пытался, не намеревался и не собирался унижать ее человеческое достоинство гражданина США в том, что она защищает и продвигает интересы США", - заявил Леонтьев в интервью телеканалу ТЕТ после заседания суда.

Его "потрясло" то, какие вопросы рассматривались в суде. "Все, что я слышал, касалось величины колонок (в газете) - почему она большая, эта - маленькая, откуда взялась карикатура, откуда берутся пленки, кто дал, кто носил, как распространялся сигнал".

Из всего этого Леонтьева сделал вывод, что "гражданка США, страны с достаточно четкими институциолизированными демократическими традициями, пытается ввести в Украине предварительную цензуру".

"Мне абсолютно понятно, что речь идет о суждениях и умозаключениях. А, как следует из украинского действующего законодательства, оценочные суждения не подлежат рассмотрению в суде… Они просто не понимают, о чем идет речь. Им не нравится это законодательство - пусть они его поменяют", - продолжал рассуждать российский журналист.

Леонтьев убежден, что не существует никаких перспектив, "кроме как отклонение иска, потому что речь идет действительно о попытке судить взгляды, позиции, убеждения журналиста, право делать умозаключения, а также право распространять информацию".

"Меня больше беспокоит позиция в отношении моих украинских коллег, которые вынуждены доказывать, оправдываться и аргументировать вещи, которые не нуждаются ни в доказательствах, ни в оправданиях", переживал за украинцев Леонтьев.

Можно было бы посочувствовать российскому "коллеге", если бы не его сознательный выбор в пользу киллерской журналистики. Беспокойство Леонтьева о ЕГО украинских коллегах понятно - если кто-то опустится до суда с авторами одноименного украинского аналога "Однако", вряд ли они дождутся сочувствия. Даже если истцом будет господин Медведчук.

Из вышесказанного можно сделать как минимум такие предположения:

- некто привез Леонтьева в Киев, чтобы провести показательное напоминательное шоу "у Ющенко – жена американка". В тот же вечер интервью с "российской звездой" показали УТ-1, и ТЕТ. Оба эти канала находятся под контролем СДПУ(О). На 1+1, видимо, решили эту информацию не засвечивать – этот канал в последнее время и так отличается самым большим рвением в выполнении указаний с Банковой. По крайней мере итоговая программа "Эпицентр".

Show must go on. Можно и не сомневаться, что тема будет продолжена;

- этот некто хорошо знаком с украинским законодательством – закон о цензуре, определяющий, что такое "суждения" был подписан Кучмой не так давно. Широкой общественности, а тем более, в далекой России, этот закон малоизвестен.

Леонтьев сам может догадаться, насколько его информация, изложенная в программе, подпадает под термин "суждение": "К оценочным суждениям относятся высказывания, которые не содержат фактических данных (критика, оценка действий и т.п.), а также высказывания, которые не могут быть истолкованы как такие, которые содержат фактические данные, учитывая характер использования языковых средств (употребление гипербол, аллегорий, сатиры и т.п.)".

Если Леонтьев сможет доказать, что все, сказанное им, является "суждением", то в этом случае закон гласит: "Оценочные суждения не подлежат опровержению".

Возможно, это уже отдает манией преследования, однако нельзя забывать, что Леонтьев работает на ОРТ, где заместитель генпродюссера – широкоизвестный в узких кругах Марат Гельман. Гельман тесно работал с СДПУ(О) на парламентских выборах и, по некоторым данным, по-прежнему поддерживает тесный контакт с Виктором Медведчуком. "Украинская правда" обратилась к нему за комментарием по судебному иску, однако ответ пока не получила.

Но хуже всего то, что в данной ситуации сложно сочувствовать и самой Чумаченко. Не известно, сколько ежегодно декларирует семья Ющенко, но очевидно, что они не нуждаются.

В условиях цензуры и давления на СМИ со стороны власти, как об этом любит рассказывать сам Ющенко, странной выглядит сумма иска. Конечно, для таких "монстров" как "Интер" и "Киевские ведомости" суммы в 100 и 75 тысяч гривен не критичны. Телеканал и газета не закроются, журналистам будут продолжать выплачивать зарплаты… Для Леонтьева эти почти 5 тысяч долларов вообще – плата за одну его проходную программу.

Но здесь уже речь идет о принципе. Так и не став "другом прессы", Ющенко из-за этого дела рискует превратиться во "врага прессы". По крайней мере, на страницах газет и в программах телеканалов его политических оппонентов. Впереди выборы, и Ющенко сам нарисовал на себе мишень, по которой будет удобно стрелять.

Тем более лидер "Нашей Украины" связался с каналом, который имеет прочные связи с главой администрации Путина Александром Волошиным. Учитывая и без того "не блеск"-отношения "Нашей Украины" с Кремлем, теперь у российских недругов Ющенко есть повод нашептывать российским властям: "Посмотрите, вот он и с нашим журналистом еще посмел судиться".

Сторонникам Ющенко уже удалось, кажется, навсегда похоронить бренд "Без цензуры". И даже если Катерина Чумаченко пострадала так, как описывает адвокат, "для здоровья" полезнее было бы выставить чисто символическую сумму. Забыв все нанесенные обиды.

В этом случае было бы видно – слова лидера блока Виктора Ющенко о необходимости создания условий для СМИ не расходятся с делом.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования