Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Главная хитрость законопроекта Кучмы

Пятница, 20 июня 2003, 17:35
Если бы нынешний вариант президентского законопроекта появился три–четыре месяца назад, его вполне можно было бы обсуждать. Не на "народных собраниях", организованных президентской администрацией, разумеется, а за "круглым столом" политиков и экспертов.

Обсуждать, но не принимать! Потому что и в этом законопроекте содержится еще много ненужного и противоречивого. А главное: он нацелен на то, чтобы обойти требования ныне действующей Конституции и все же продлить срок президентских полномочий Кучмы.

Хорошо, что в новом варианте законопроекта есть пункт, хотя и нечетко прописанный, о конструктивном вотуме недоверия правительству. Безусловно позитивным является то, что Кучма, наконец, отказался от двухпалатного парламента и референдума прямого действия. Последнее особенно важно - ведь на таком референдуме методом "массированного использования админресурса" можно было бы провести решение о третьем президентском сроке для Леонида Даниловича.

Отказавшись от референдума, Кучма, казалось бы, мог лишиться даже теоретического шанса продлить (на законном основании) свой срок пребывания в президентском кресле. Мог бы, но пока не лишился.

От желания продлить свои полномочия Кучма вовсе не отказался, хотя и заявил, что готов идти на президентские выборы в октябре 2004 года. А интриганы из президентской администрации посодействовали ему, придумав очень хитрый (как им, видимо, кажется) ход.

На деле все шито белыми нитками. Сначала конституционным большинством в 300 голосов принимаются поправки к Конституции, которые предусматривают избрание всех органов власти (включая президента и парламент) в течение одного года. Абсурдная ситуация. Ведь в случае досрочного роспуска парламента, новых депутатов (в соответствии с законопроектом) нужно будет избирать лишь до конца того пятилетнего срока, на который были избраны их предшественники.

То есть, если парламент будет досрочно распущен за год с небольшим до окончания срока его полномочий, то избирать весь новый состав Верховной Рады мы будем только на этот год. Депутаты и вникнуть-то в суть дела не успеют. Бред какой-то.

Но это с точки зрения интересов страны. С личной же позиции Леонида Кучмы все, наверняка, представляется совсем иначе. Через два месяца после внесения изменений в Конституцию должен быть принят закон о сроках очередных (одновременных) выборов президента и народных депутатов.

Обратите внимание: в своем выступлении Кучма говорит о президентских выборах в октябре 2004 года, хотя прекрасно знает, в отличие от своих слушателей, что в законопроекте срок этих выборов еще только предстоит определить. То есть этот срок еще можно перенести – на полгода, год, полтора, - настолько, насколько захотят депутаты, которые, естественно, не спешат покидать насиженные места.

А там предполагается еще год на переход к новой системе, от которого Кучма, наверняка, не откажется. И что особенно важно: новые сроки будут записаны не в переходных статьях Конституции, для принятия которых нужно 300 голосов, а в обычном законе, принимаемом простым большинством в 226 голосов, которым пропрезидентское большинство пока располагает!

Вот и весь секрет Полишинеля: не референдумом, а простым большинством представителей пропрезидентских фракций собирается продлить свои полномочия Леонид Кучма.

Разгадав этот секрет, мы поймем, почему Кучма так держится за право президента назначать "силовиков", "налоговиков", таможенников и губернаторов, а также за президентское право вето. Ведь все это еще может понадобиться не только его "сменщику", но и ему лично.

Хочу верить, парламент не согласится принять без изменений представленный президентский законопроект о конституционных изменениях и, что особенно важно, закон о переходном периоде. И Леониду Даниловичу не стоит обижаться на то, что он-де идет навстречу требованиям оппозиции, а те, якобы, уступать не хотят. Слишком высокую цену, в десятки раз превышающую реальную стоимость, назначил он за явно некачественный продукт (я имею в виду первичный – мартовский – президентский законопроект).

Если Кучма все же хочет его продать, качество товара нужно улучшать, а цену - снижать. Причем еще не раз и не два.

Вот только времени для этого уже нет – цейтнот: до конца нынешней, решающей для согласования позиций всех сторон, сессии остались считанные дни. Да и надо ли этот залежалый товар продавать?

Не лучше ли взять за основу уже согласованный с фракциями парламентский проект и внести в него несколько дополнений, необходимых для нормальной работы Кабинета министров, сформированного победившими на выборах партиями. Внести туда, в частности, пункт о конструктивном вотуме недоверия премьер-министру, что избавило бы нас от опасности частой смены правительств.

Сделать все это было бы совсем не сложно, если б Кучма перестал решение вопроса о будущем Украины ставить в зависимость от решения своих личных проблем. В конце концов, он должен понять: инициированная им идея политической реформы уже пустила глубокие корни и будет реализована в любом случае – с ним, или без него.

И главная его личная проблема: каким нынешний президент останется в памяти народной.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования