Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Следите за руками Петра Николаевича

Четверг, 26 июня 2003, 12:08
Большинство и коммунисты - вот вам и триста. Рух не оставляет другого выбора

Изменения в Конституции, предложенные Леонидом Кучмой, на первый взгляд, действительно не имеют никаких шансов получить голоса 300 народных депутатов. Все из-за того, что проект открывает самый легкий путь к манипуляции со сроком его полномочий, для которых не нужно даже конституционного большинства. Для чего бы тогда глава государства вносил предварительно неприемлемые предложения, зная, что осенью их ждет провальное голосование в Верховной Раде?

Надежда на то, что Кучма готов еще раз сыграть роль склонного к компромиссу политика и отказаться от самого противоречивого пункта своего проекта, почти совсем заглохла после того, как во вторник пропрезидентское большинство неожиданно взяло тайм-аут в работе временной комиссии парламента относительно изменений в Конституции. Согласно информации Александра Мороза, работа комиссии, которая могла бы вывести среднее арифметическое депутатского и президентского проектов, заблокирована по "указанию Кучмы".

Итак, раз не компромисс, то что? Безусловно, если только Кучма захочет, на следующей неделе - для того, чтобы направить проект в Конституционный Суд - он с легкостью наберет 226 голосов. Несмотря на то, что значительную часть большинства его план не устраивает, невзирая на нескрываемые склоки в середине этого большинства, одобрение президентского проекта гарантировано. Решение относительно голосования будет приниматься под свист кнута - здесь не до интересов, а тем более не до убеждений.

Но ведь осенью нужно будет уже 300 голосов. Вот тогда то, считает Мороз, президентский вариант "не пройдет ни при каких условиях". У Кучмы же, очевидно, есть уверенность в обратном, раз он так настаивает именно на своем видении "реформы".

Где же взять голоса? Несколько недель назад Петр Симоненко, вдруг заявил, что "Наша Украина" поддержит реформу по Кучме, на чем свободные осоциалдемокраченные телеСМИ сразу же акцентировали внимание зрителей. Но, для чего бы это самому вероятному победителю президентских выборов (но еще и при всей очевидности того, что время работает против него), отодвигать голосование на несколько лет или предварительно соглашаться на сокращение срока собственного правления? Этот вопрос остался за кадром.

Понятно, что власть с чрезвычайной даже для нее настойчивостью будет работать над мобилизацией голосов, и, по-видимому, не каждый "нашеукраинец" сможет проголосовать по совести, зная, что за это можно в лучшем случае пополнить счет, а в худшем - получить паяльник в задний проход. Поэтому, исключать, что среди 300 голосов может оказаться десяток-второй голосов ющенковцев, не стоит. В конечном итоге, большинство среди них, как и среди нас - нормальные люди, которые хотят прожить жизнь так, что в ней не было места подвигу.

Но посмотрите, какая интересная арифметика. Во фракции коммунистов 60 депутатов - приблизительно столько, сколько не хватает Леониду Даниловичу для воплощения в жизнь собственной конституционной реформы. Чем не пункт оптовой торговли, где, то, чего тебе не хватает, можно купить в большом количестве и с хорошим дисконтом? И не смотрится ли "прогноз" Симоненко относительно поддержки Ющенко реформы от Кучмы как яркая иллюстрация к пословице "на воре и шапка горит"?

В прошлый вторник в интервью "Дню" Леонид Грач не только призвал "поставить жирную точку в постыдном союзе четырех", но и заявил об "абсолютно нормальном" отношении к "идее сведения всех выборов в один год". "Время прекратить издеваться над народом и опустошать бюджет. Весь вопрос в том, как найти консенсус в определении "стартового года", - сказал Грач.

Еще раньше о "логичности" одновременного проведения в 2006 году и парламентских, и президентских выборов говорил и сам "товарищ Симоненко". Итак, несмотря на декларативное отрицание президентского варианта реформы, коммунисты откровенно предлагают поторговаться относительно того пункта, который для Кучмы является главным - срок выборов.

Кучма стремится предотвратить революционные изменения в расстановке политических сил, которые могут случиться после президентских выборов 2004 года. Продолжение собственных полномочий - это только крайняя предохранительная мера, существуют и другие стабилизационные средства, как, например, ограничение срока правления следующего президента в сочетании с пролонгацией полномочий действующей Верховной Рады, а соответственно большинства и правительства, которое уже не должно будет слагать полномочия перед новоизбранным главой государства.

Коммунисты больше, чем другие партии, заинтересованы в отсрочке выборов нового парламента, и не только потому, что денег у них меньше. Из-за естественного уменьшения электората страдает рейтинг, и Симоненко оказался перед угрозой невыхода даже во второй тур президентских выборов. Надежд на расширение социальной базы нет. XXXVII съезд КПУ, который состоялся 21 июня, не оставил никаких сомнений в неспособности партии к модернизации. Она твердо решила стоять на позициях вчерашнего дня - вплоть до последнего избирателя, и чем хуже будут идти дела в стране, чем дольше будет продолжаться эпоха дикого капитализма, тем позже наступит такой момент.

Можно быть уверенным, что во время июльского голосования за президентскую реформу коммунисты ни одного голоса за нее не подадут, более того будут метать во власть громы и молнии. Но осенью, почти наверняка, произойдет что-то такое, что заставит их поддержать план Кучмы.

Например, очень нужно будет спасать Украину от прихода к власти "американского наймита" Ющенко. (Ради такой светлой цели электорат простит руководству партии компромисс с Кучмой, потому что США, это, как говорит Симоненко, - "тоталитарный монстр, который создает угрозу самому существованию человечества").

Неспроста же в последнее время главным объектом для критики со стороны КПУ стал лидер НУ. Коммунисты вместо общей оппозиционной акции "Восстань, Украина!" понемногу восстанавливают акцию "Украина без Кучмы и Ющенко", вторую серию которой, очевидно, заказали те же люди, что и первую.

Значительно менее толерантным стало и поведение коммунистов относительно коллег по оппозиционной тройке. А в Чернигове недавно "верные ленинцы" вообще помогли "буржую" Ярославскому преодолеть единого кандидата от НУ, БЮТ и СПУ Дмитрия Иванова. Кандидатка от КПУ не стала сниматься в его пользу и набрала немного больше голосов, чем не хватало Иванову.

Итак, в 1994 году КПУ посодействовала Кучме прийти к власти, в 1999 - помогла ее сохранить, а сейчас склонна подставить плечо, чтобы власть не досталась нежелательному преемнику.

Последние действия Народного Руха как части НУ значительно расширили коммунистам пространство для маневра. Заявление Бориса Тарасюка о нежелании депутатов-руховцев голосовать за парламентский вариант реформы, прозвучавшее в среду, означает, что "Наша Украина" торпедирует политическую реформу вообще, а тем политическим силам, которые в ней все же заинтересованы, не оставляет иного выбора, как принимать за основу президентский проект.

Пусть он и несовершенен, пусть и противоречив, пусть и с двойным дном, но он все-таки предусматривает определенное усиление роли парламента, а соответственно и партий. А это соответствует политическим интересам не только КПУ, но и СПУ и БЮТ.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования