Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

СБУ им. ЦРУ – история продолжается

Четверг, 26 июня 2003, 15:45
Служба безопасности Украины получила беспрецедентные полномочия. Они позволяют ограничивать права человека, не имея соответствующего решения суда. Кроме того, получать от предприятий и учреждений всех форм собственности любую информацию (!) относительно их деятельности.

СБУ и раньше вызывала ассоциации, весьма далекие от понятий вроде "герой" или хотя бы "защитник", которые по идее должны были бы приходить в голову при упоминании учреждения, призванного обеспечивать наш с вами спокойный сон. Теперь же полномочия СБУ еще больше расширились, благодаря чему в тех самых снах (неужто вещих?) начали мерещиться чуть ли не концлагеря.

14 февраля УП опубликовала материал "СБУ им... ЦРУ", посвященный проекту закона "О внесении изменений в законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины "О борьбе с терроризмом".

Не прошло и полгода, как вышеупомянутый документ из абстрактного законопроекта неожиданно превратился в закон – вполне конкретный, а от этого не менее устрашающий. В прошлый четверг он был принят во втором чтении и в целом. Не хватает только подписи Кучмы. Которая наверняка будет – автором документа был президент.

За закон, который вносит изменения в некоторые законодательные акты, проголосовали 277 народных депутатов. Против – 16 из 439 зарегистрировавшихся в зале. В голосовании не принимали участия фракции "Наша Украина", СПУ, часть БЮТ и представителей группы "Демократические инициативы". Закон был поддержан профильным комитетом парламента по нацбезопасности и обороне.

"Что, скажем, объединяет Василия Онопенко, Александра Зинченко, Владимира Литвина, Валерию Заклунную-Мироненко, Георгия Крючкова, Петра Симоненко, Леонида Кравчука, Григория Суркиса, Льва Лукьяненко, Александра Турчинова, Анатолия Матвиенко, Валерия Пустовойтенко? Они и еще свыше двух с половиной сотен депутатов проголосовали "за" при принятии окончательной версии закона, которым украинское государство собирается регулировать борьбу с терроризмом", - пишет "Львовская газета".

Не известно, изменится ли что-то принципиально для самой СБУ с принятием такого закона, но одно сомнения не вызывает – "жертвам" "охотников на террористов" теперь будет гораздо сложнее доказать свою правоту.

Нововведения предусматривают, что "в случае угрозы совершения террористического акта неотложное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, связанных с временным ограничением прав человека, может проводиться без открытия оперативно-розыскного дела".

"Это, фактически, делает невозможным надзор за действиями силовиков и делает малореальным установление, "был ли мальчик", то есть, была ли угроза теракта", – заявил председатель парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией и оргпреступностью Владимир Стретович, сообщает пресс-служба "Нашей Украины".

Также СБУ имеет право "получать по письменному требованию руководителя органа или подразделения Службы безопасности Украины от финансовых, таможенных и других предприятий, учреждений, организаций (независимо от формы собственности) информацию и документы об операциях, состоянии счетов и движения средств на них за конкретный промежуток времени (с расшифровкой сумм, даты назначения и контрагента платежа), вклады, внутренне- и внешнеэкономические соглашения, а также заверенные копии документов, на основании которых был открыт счет конкретного юридического или физического лица".

Причем "информация и документы должны быть представлены безотлагательно, а если это невозможно – не позднее трех рабочих дней". Как говорится, кто не успел, тот опоздал.

Кроме того, сотрудники СБУ могут теперь "получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Национальным банком Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Украины";

Чтобы лишить террористические организации источников финансирования, парламент предоставил право СБУ "подавать по материалам оперативно-розыскной деятельности и уголовных дел заявления в суд об отмене государственной регистрации и прекращении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, а также иски о признании недействительными соглашений".

Также СБУ получила возможность свободного доступа "на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений (кроме иностранных, дипломатических представительств) независимо от формы собственности, на пункты пропуска через государственную границу и таможни, а также в производственные помещения граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью".

"В неотложных случаях" спецслужбы могут "опечатывать на срок до 10 суток архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, накладывать арест на денежные средства, другие ценности физических и юридических лиц, изымать предметы и документы".

Причем полномочия на выполнение вышеперечисленных операций может дать руководитель любого подразделения.

"Закон и поправки к нему предусматривают разрешение на нарушение конституционных прав гражданина: на тайну коммуникаций и право немедленно узнать о цели задержания; отсутствие права на обжалование действий силовых органов, поскольку они не будут официально зафиксированы, – говорит в интервью "Львовской газете" Евгений Захаров, сопредседатель Харьковской правозащитной группы.

"Формулировка о создании условий для террористической деятельности с использованием партий, движений и организаций позволяет уже сегодня, скажем, запретить Социалистическую партию в связи с покушением на Витренко", - добавил Захаров.

Отныне вся деятельность оппозиции, направленная на критику существующего режима, по словам Захарова, может быть расценена как призыв к террористическим действиям. И поэтому против оппозиции могут быть совершены репрессии.

Депутат Тарас Чорновил, как и его коллеги из оппозиции, не голосовал за принятие этого закона. "К сожалению, нам не удалось удержать этот закон от принятия его в целом, и у меня нет сомнений в том, что его подпишет президент и он вскоре начнет действовать", – рассказывает он "Львовской газете".

"Все прекрасно знают о том, какие бесчинства себе позволяют силовики, и этот документ фактически легализирует нарушение прав человека, что уже стало нормой для украинской власти", - подчеркнул Чорновил.

Насколько далеко заведут результаты принятого закона – покажет время. "Львовская газета" строит некоторые предположения по этому поводу:

"Все просто. Подходят президентские выборы. Наверное, не осталось таких наивных, кто бы поверил, что их можно выиграть по предписаниям Авраама Линкольна, то есть без денег.

Источником финансирования для политических сил в Украине, как всем известно, выступает бизнес-среда, поскольку граждане пока что слишком слабы экономически, а государственной системы финансирования политических партий по немецкому или польскому образцу просто не существует. И вот, представьте себе такую картину. "Доброжелатель" из уличного таксофона звонит в местный участок СБУ и сообщает, что в районной ячейке партии "Х" готовят террористические акты. Доказательства – читали публично "Заповіт" поэта-террориста Тараса Шевченко. А банк "У" этот весь ужас финансирует, закупив "Кобзари" с подрывным текстом.

И вот уже боевые группы ребят в масках летят на полной скорости в банк, конфискуют всю документацию о его деятельности, а помещение опечатывают на 10 дней – по закону, имеют право. А группу потенциальных террористов задерживают, не открывая против них оперативного дела. Источник бунта временно обезврежен, оппозиционные гавкуны на неделю блокированы.

Со временем можно работать по двум сценариям.

Или запретить партию "Х" как оказывающую содействие терроризму и создающую для него питательную среду. Или сделать вид, что ничего не случилось – оперативного дела нет, никто никому ничего не докажет, "ручки – вот они". При любых обстоятельствах банк "У" сидит в луже с подмоченной репутацией, полностью сломанной коммерческой тайной и перспективой неминуемого банкротства. Вот чтобы знал, кому помогать".

А если рассмотреть все вышеописанное в свете возможных изменений в Конституции, установления контроля СБУ над доменом .UA, и прочей политики, нацеленной на централизацию власти, начинает вырисовываться довольно пессимистическая картинка усиления роли спецслужб в нашей жизни. Она вызывает расплывчатые ассоциации то ли с оруэлловским "Большим братом", то ли с ожиданием "светлого будущего"...

Справедливости ради вспомним, что нередко в истории тоталитарные режимы оправдывались "борьбой с терроризмом" или еще лучше – с врагами народа, вот только понятие терроризма и врагов постоянно менялось.


P.S. В то же время глава парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Георгий Крючков в комментарии УП отметил, что все опасения относительно чрезвычайных полномочий СБУ являются явно преувеличенными.

"Давайте исходить из того, что в законе "О правовых основах по борьбе с преступностью" такие права были закреплены за Службой безопасности. В этом законе они только воспроизведены", - напомнил Крючков.

По его мнению, "здесь ничего нового нет, и при голосовании никто никакого шума не поднимал. А сейчас почему-то все боятся, что это наступление на оппозицию".

"Почему в США еще более строгие меры по борьбе с терроризмом воспринимаются нормально, а у нас это вызывает такой страх?" – задал вопрос депутат.

Для того, чтобы СБУ применила свои широкие полномочия, "нужен конкретный случай терракта", - заявил Крючков и прибавил "это же не просто так". "Нужно постановление следователя, прокуратуры, действия СБУ можно обжаловать в суде", - сказал парламентарий.

По мнению председателя комитета, "кто-то подогревает этот вопрос". "Я не понимаю, чем встревожены наши бизнесмены и банкиры? Поневоле думаешь, а может они и действительно причастны к терроризму?" - риторически спросил Крючков.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования