Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

США меняют отношение к Украине

Понедельник, 28 июля 2003, 12:43
Отправив в Ирак своих военных, когда-то отвергнутый лидер страны заработал благодарность

Всего лишь год назад Соединенные Штаты обвиняли украинского президента Леонида Кучму в санкционировании стомиллионной сделки по продаже высокотехнологической радарной системы Саддаму Хуссейну. После того, как были обнародованы аутентифицированные ФБР записи, на которых слышно, как Кучма обсуждает эту операцию, лидер Украины превратился в такого политического раздражителя, что организаторам осеннего саммита НАТО в Праге пришлось пересадить его, чтобы он не оказался по соседству с президентом Бушем.

Это было еще до войны в Ираке. Сегодня Кучма – ценный рекрут в оккупационных силах, введенных в Ирак американцами. Он готов отправить 1 800 украинских солдат – преимущественно за счет Америки – нести службу к югу от Багдада. Так ничем и не завершившись, обвинения в незаконной торговле оружием отправлены на полку, а посол США в Украине Карлос Паскуаль уже публично говорит о политике новых "возможностей" для этой страны.

Для некоторых местных политологов и оппозиционных политиков поворот в отношениях Кучмы и США оказался жестким уроком американской realpolitik. Как они говорят, чтобы записать в иракскую коалицию еще одну страну, в Соединенных Штатах просто закрыли глаза на проблемы слабой украинской демократией, шаткой экономики и коррумпированных властей.

Присоединившись к коалиции, Кучма оказался в выигрыше и дома – где энергичная, но разрозненная демократическая оппозиция так надеялась использовать против президента его международную изоляцию.

"Американцы думали, что это они поймали Кучму на крючок, но на самом деле все как раз наоборот", - говорит политолог Владимир Полохало, готовящий к публикации книгу, в которой есть глава под названием "Как Кучма использовал Запад". "Когда в администрации Буша закрывают глаза, они понимают, что Кучма зарабатывает на этом дивиденды, но из-за новых геополитических обстоятельств они все равно закрывают глаза".

Кучма, по словам одного высокопосталенного западного дипломата, работающего в Украине, "хочет заработать хоть какое-нибудь доверие на международном уровне... Если эгоистические интересы одного человека могут согласовать национальные интересы страны с американскими, это, безусловно, лучше, чем если бы все было наоборот".

Несмотря на публичную поддержку со стороны Соединенных Штатов, добавил дипломат, Вашингтон продолжает повторять Кучме в частных беседах, что "сотрудничество в вопросах Ирака – еще не панацея от всех проблем в отношениях".

В течение последних месяцев администрация Буша была активно занята поисками союзников для войны в Ираке, которая по-прежнему остается весьма непопулярной во многих странах мира. В государствах "Старой Европы", во Франции и Германии попытки США привлечь их войска в Ирак не увенчались успехом. Зато страны "Новой Европы" – Польша, Венгрия и Балтийские государства – очень быстро предложили свою поддержку.

Украина довольно долгое время оставалась пустым местом на карте посткоммунистической Европы. Эксперты считают ее стратегической 50-миллионной "серой зоной", распластавшейся между сферами влияния России на востоке и расширяющимся НАТО на западе.

Кучма, борющийся за возможность остаться при власти, несмотря на обвинения в коррупции и подозрения на причастность к убийству оппозиционного журналиста, хоть и объявил, что Украина берет курс на "Евроатлантическую интеграцию", тем не менее довольно часто сбивается с намеченного пути.

Его последний бросок в западном направлении произошел в начале этого месяца на мокром после дождя поле, расположенном в 50 километрах к югу от Киева, где юные и тощие украинские солдатики, лежа в грязи, практиковались в прицельной стрельбе из автоматов Калашникова. В начале августа после нескольких недель учений, с обещанием о невероятном увеличении зарплат они отправятся в Ирак, чтобы присоединиться там к американской оккупации.

Добровольцы щеголяют в новехоньких камуфляжных, специально предназначенных для пустыни шлемах и стонут под непривычным весом амуниции, которую им придется носить, чтобы оказаться готовыми к опасностям, таящимся в Южном Ираке.

Но у них нет ничего из высокотехнологического вооружения американских морских пехотинцев, которых они сменят в провинции Вазит. Все, чем располагают украинцы, - это устаревшее советское оружие, и большинство из них говорят о своей миссии в Ираке как о возможности заработать денег (от 500 до 1200 долларов США против средней зарплаты в менее, чем 100 долларов, дома) и приобрести новые "профессиональные навыки".

Они проводят по 10 часов в учебных аудиториях, изучая иракские и мусульманские обычаи и, похоже, не меньше снайперской пули боятся зноя иракских пустынь.

"Самое трудное – это тяжелые погодные условия", считает Игорь Нетчук, 36-летний старший сержант, обладатель золотого переднего зуба. Даже если они и улавливают все политические тонкости, стоящие за их отправкой в Ирак, то ничего об этом не говорят.

Самих себя солдаты называют миротворцами, и их начальство свирепеет, услышав предположение, что они присоединятся к оккупационным войскам в стране, где идет партизанская война и лояльные Хуссейну силу вряд ли будут делать различие между украинскими и американскими военными.

"Лучше назовем их стабилизационными силами, а не оккупационными", - говорит генерал-полковник Петр Шуляк, командующий сухопутными силами Украины.

Украинцы будут служить под польским командованием, в составе международной бригады, куда, кроме них, будут входить болгары, румыны, венгры, латыши, литовцы и эстонцы, а также никарагуанцы, монголы и филипинцы. США оплатят приблизительно три четверти из 13 миллионов долларов, в которые, как предполагается, обойдется пребывание украинского контингента в Ираке, крупнейшего из всех сил, находящихся под началом поляков.

И все же, несмотря на все политические нюансы, едва ли украинская армия окажется идеальным партнером для американцев в Ираке. В отличие от Польши или Балтийских государств, потративших после падения коммунистического строя миллиарды долларов на модернизацию своих войск, украинская армия, по мнению военных экспертов, очевидно, одна из наиболее проблемных в Европе.

Оставшись в 1991 году с исполинской миллионной армией образца советских времен, Украина и сейчас обладает вооруженными силами, личный состав которых насчитывает 310 тысяч человек, хотя денег на их содержание нет.

В прошлом месяце Кучмы отправил в отставку министра обороны, ссылаясь на медленное сокращение численности армии, однако новый, "гражданский" министр обороны, назначенный на этот пост, длительное время был офицером советского КГБ, и очень немногие наблюдатели ожидают, что с его приходом военная реформа резко наберет обороты.

Большинство соглашается, что радикальное сокращение – это первая необходимость для армии, которая формируется на основе малооплачиваемых призывников, состоящих на недостаточном довольствии, получающих неподходящее питание, плохо расквартированных, да еще и вооруженных устаревшей техникой.

По данным бывшего украинского генерала Вадима Гречанинова, в 2000 году военная авиация Украины располагала 543 вертолетами, но только 35 из них поднимались в воздух. У 80% транспортных средств в сухопутных войсках отсутствует питание. Практически каждый корабль в ВМС нуждается в хорошем ремонте. "Скоро все вооруженные силы страны могут потерять свою боеготовность", - подводит итог Гречанинов.

Международные миротворческие миссии в таких местах, как Косово или Босния, предоставили редкие возможности заработать средства на модернизацию украинской армии – 100 миллионов долларов было выплачено в качестве зарплат, и в течение последних 10 лет 20 тысяч военных получили недоступную в домашних условиях подготовку, более качественное вооружение и информацию о современных тактиках НАТО.

"Эта подготовка - более профессиональна, более высокого уровня", - говорит ветеран миротворческих сил, действовавших в Ливане, старший сержант Виталий Хливицкий, который теперь отправляется в Ирак. "Все очень отличается от службы в регулярной украинской армии. Здесь мы на 100% вооружены и на 100% укомплектованы".

А ведь еще прошлой осенью отправка украинского контингента в Ирак была немыслима с политической точки зрения.

В то время американское и британское правительства настаивали на обвинениях, что в июле 2000 года Кучма санкционировал секретную поставку Хуссейну радарной системы "Кольчуга". Основывались они на записях, сделанных бывшим охранником Кучмы, которые он позднее передал американской стороне.

В сентябре - как раз во время крупнейших за последние несколько лет акций протеста, когда десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы Киева требовать отставки Кучмы – появились выводы ФБР, подтверждающие аутентичность отрывка записей, касающего продажи "Кольчуг". Соединенные Штаты и Британия затребовали от Кучмы полного отчета и предупредили, что его планы на вступление Украины в НАТО могут оказаться под угрозой, если он не откроет документы, необходимые для расследования.

Осенью прошлого года члены американо-британской группы экспертов, вернувшись из Украины домой, официально объявили, что им так и не удалось найти ответы на свои вопросы. В ноябре, когда Кучма появился на саммите НАТО, чешской стороне пришлось перейти на французское правописание, чтобы на заседании, где использовалась рассадка по алфавиту, президент Украины не оказался рядом с президентом США.

Однако вместе с протестами Европы против возможной войны в Ираке, у Украины появилось нечто, что она могла бы предложить США: а именно – публичную поддержку. В начале февраля американские чиновники предложили Кучме отправить в Кувейт батальон из 500 специалистов по химическому и биологическому оружию, и президент Украины согласился.

В марте этого года в ответ на критику по поводу скромных размеров международной коалиции, поддерживающей войну в Ираке, помощники Буша составили официальный список ее членов. По словам одного высокопоставленного западного чиновника, они также решили включить в президентскую речь Буша Украину как члена этого международного объединения. Они дали советникам Кучмы полчаса на то, чтобы принять решение, входит ли их страна в коалицию.

Ответ был "да", как утверждает дипломат, - хотя позднее этот факт был поставлен под сомнение некоторыми высокопоставленными украинскими чиновниками - и Буш надлежащим образом 26 марта обозначил Украину как часть его "коалиции доброй воли". (От УП – о нестыковках в зачислении Украины в антииракскую коалицию читайте статью "Буш горд за Украину. Нового врага Хуссейна").

С тех пор когда-то критично настроенные американцы стали вежливо заминать вопросы о противовоздушной системе "Кольчуга". Теперь они говорят, как выразился тот же дипломат, что "не существует прямых доказательств, что поставка действительно имела место", однако остается "некоторое количество открытых вопросов".

В мае нынешнего года США снова обратились к Кучме с просьбой отправить войска в группу оккупационных сил, возглавляемую поляками, и он снова согласился. Этот вопрос разделил оппозицию. Одни поддерживали идею отправить военных в Ирак, поскольку не хотели разрывать отношения с американцами, другие голосовали против, поскольку это принесет политические дивиденды Кучме. Но все они были едины в том, что посчитали новую политику Кучмы откровенным оппортунизмом.

"Государственный департамент должен закрывать глаза, чтобы пользоваться поддержкой такой одиозной фигурой, как наш президент", - говорит Александр Мороз, лидер социалистов в украинском парламенте.

Виктор Ющенко, ведущий политик-реформатор страны и возможный наследник Кучмы в следующем году, поддержал отправку сил, но - без особого энтузиазма. "Мои политические партнеры говорят, что Украина должна показать, что она может принимать участие в разрешении иракского конфликта, но давайте не будем забывать, что это будет использовано Кучмой в его же интересах, что это окажется способом приукрасить его политический имидж на Западе", сказал он.

Оригинал статьи: U.S. Shifts Stance on Ukrainian. Iraq Deployment Earns Gratitude for Once-Scorned Leader


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования