Головатый предупреждает, что в Украине могут установить принципы Гитлера, Сталина и Берии
Вторник, 2 сентября 2003, 17:44
Народный депутат, член фракции БЮТ Сергей Головатый считает, что проект нового уголовно-процессуального кодекса Украины, который в ближайшее время должен принять парламент, является "очередной ловушкой" и "несовместим с принципом Верховенства Права".
"С принятием этого проекта в той редакции, в которой он был представлен авторами проекта, Сталин и Гитлер перевернутся в гробу, завидуя "достижениям украинских демократов", - указал Головатый в комментарии, распространенном во вторник.
"Если постановить предложенный проект уголовно-процессуального кодекса, который построен на "философии" Вишинского, Берии и Сталина, в существующий редакции, Украина, как страна-член Совета Европы и здесь станет пионером восстановления правовой базы, присущей коричневому фашизму и красному сталинизму", - добавил он.
При этом "принятие нового КПК выдается за выполнение обязательств Украины перед Советом Европы соответственно Выводу № 190", предостерегает народный депутат.
В соответствии с Выводом, Украина добровольно взяла на себя обязательства реформировать институт прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами, и лишить прокуратуру функции общего надзора.
Сергей Головатый отмечает, что в проекте КПК сохранены недостатки нынешнего КПК. Например, сохраняется положение о том, что "неудобного" адвоката можно устранить от защиты путем возбуждения против него уголовного дела, и т.п.
Также большинство положений проекта КПК ухудшает статус адвоката, который "вымывается" из процесса вместе с задержанным, арестованным, обвиненным и осужденным. Объем их прав также значительно уменьшается.
"Через проект КПК осуществляется попытка ввести в украинском законодательстве положения, существование и реализация которых недопустима в правовом государстве и несовместима с принципом Верховенства Права (статья 8 Конституции Украины)", - предостерегает Головатый.
Например, внедрение "следственного судьи", который будет заниматься исключительно вопросами "надзора" за досудебным следствием. Закрепление положения о том, что следователь и лицо, которое осуществляет дознания, представляет собой сторону обвинения (ст. 6).
Также отменяется публичность судебного разбирательства уголовных дел, например, по мотиву "с целью обеспечения неразглашения данных дознания и досудебного следствия" (ст. 22 ч. 3 проекта).
"Недопустимое расширение полномочий прокуроров с одновременной неопределенностью границ таких полномочий вплоть до занесения в КПК положения о том, что постановления прокурора являются обязательными для выполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, служебными лицами и гражданами.
Это ставит прокурора выше суда, поскольку даже судебные решения не становятся обязательными для немедленного выполнения, так как законом предоставляется срок для их обжалования (ст. 31 п.4)", - предостерегает Сергей Головатый.
Кроме этого согласно статье 76 проекта КПК, запрещается подвергать допросу лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, о методах этой деятельности и обстоятельствах получения доказательств в конкретных уголовных делах. Разрешается допуск сотрудников правоохранительных органов в качестве "понятых".
Задержание допускается не только по подозрению в совершении преступления, а и по подозрению в совершении любого "общественно опасного действия", которое не является четко определенной юридической категорией, что открывает безграничные возможности своевольным действиям прокуратуры (ст. 118).
Еще одним моментом разрешается сохранять в тайне факт задержания или ареста лица. У любого задержанного отсутствует право немедленно предстать перед судом, который должен проверить законность его задержания согласно требованиям ч. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В случае необходимости проведения оперативно-розыскных действий допускаются так называемые "встречи" оперативников с подозреваемым без присутствия адвоката (ч. 3 ст. 122 проекта).
Кроме этого, в соответствии с новым проектом КПК, обвиненный, подозреваемый, и даже свидетель или потерпевший может быть принудительно помещен в медицинское учреждение для проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы сроком до двух месяцев, причем решение о таком помещении в медицинское учреждение не может быть обжаловано.
Как записано в статье 154 проекта, при решении вопроса относительно помещения в медицинское учреждение заслушивается только мнение прокурора. Заслушивание или присутствие при решении этого вопроса самого лица, которого помещают в медицинское учреждение, не предусмотрено, чем создается беспрецедентный неограниченный механизм давления на свидетелей и потерпевших.
Также в статье 157 части 2 проекта устанавливается правило согласно которому при проведении в уголовных делах "не нуждаются в доказательствах обстоятельства, относительно которых есть официальные сведения".
1 сентября 2003 года Головатый внес поправки в проект КПК и передал их рабочей группе, которую возглавляет первый заместитель спикера Васильев. Член фракции БЮТ также требует немедленно передать проект КПК на экспертизу в Совет Европы.
"С принятием этого проекта в той редакции, в которой он был представлен авторами проекта, Сталин и Гитлер перевернутся в гробу, завидуя "достижениям украинских демократов", - указал Головатый в комментарии, распространенном во вторник.
"Если постановить предложенный проект уголовно-процессуального кодекса, который построен на "философии" Вишинского, Берии и Сталина, в существующий редакции, Украина, как страна-член Совета Европы и здесь станет пионером восстановления правовой базы, присущей коричневому фашизму и красному сталинизму", - добавил он.
При этом "принятие нового КПК выдается за выполнение обязательств Украины перед Советом Европы соответственно Выводу № 190", предостерегает народный депутат.
В соответствии с Выводом, Украина добровольно взяла на себя обязательства реформировать институт прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами, и лишить прокуратуру функции общего надзора.
Сергей Головатый отмечает, что в проекте КПК сохранены недостатки нынешнего КПК. Например, сохраняется положение о том, что "неудобного" адвоката можно устранить от защиты путем возбуждения против него уголовного дела, и т.п.
Также большинство положений проекта КПК ухудшает статус адвоката, который "вымывается" из процесса вместе с задержанным, арестованным, обвиненным и осужденным. Объем их прав также значительно уменьшается.
"Через проект КПК осуществляется попытка ввести в украинском законодательстве положения, существование и реализация которых недопустима в правовом государстве и несовместима с принципом Верховенства Права (статья 8 Конституции Украины)", - предостерегает Головатый.
Например, внедрение "следственного судьи", который будет заниматься исключительно вопросами "надзора" за досудебным следствием. Закрепление положения о том, что следователь и лицо, которое осуществляет дознания, представляет собой сторону обвинения (ст. 6).
Также отменяется публичность судебного разбирательства уголовных дел, например, по мотиву "с целью обеспечения неразглашения данных дознания и досудебного следствия" (ст. 22 ч. 3 проекта).
"Недопустимое расширение полномочий прокуроров с одновременной неопределенностью границ таких полномочий вплоть до занесения в КПК положения о том, что постановления прокурора являются обязательными для выполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, служебными лицами и гражданами.
Это ставит прокурора выше суда, поскольку даже судебные решения не становятся обязательными для немедленного выполнения, так как законом предоставляется срок для их обжалования (ст. 31 п.4)", - предостерегает Сергей Головатый.
Кроме этого согласно статье 76 проекта КПК, запрещается подвергать допросу лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, о методах этой деятельности и обстоятельствах получения доказательств в конкретных уголовных делах. Разрешается допуск сотрудников правоохранительных органов в качестве "понятых".
Задержание допускается не только по подозрению в совершении преступления, а и по подозрению в совершении любого "общественно опасного действия", которое не является четко определенной юридической категорией, что открывает безграничные возможности своевольным действиям прокуратуры (ст. 118).
Еще одним моментом разрешается сохранять в тайне факт задержания или ареста лица. У любого задержанного отсутствует право немедленно предстать перед судом, который должен проверить законность его задержания согласно требованиям ч. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В случае необходимости проведения оперативно-розыскных действий допускаются так называемые "встречи" оперативников с подозреваемым без присутствия адвоката (ч. 3 ст. 122 проекта).
Кроме этого, в соответствии с новым проектом КПК, обвиненный, подозреваемый, и даже свидетель или потерпевший может быть принудительно помещен в медицинское учреждение для проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы сроком до двух месяцев, причем решение о таком помещении в медицинское учреждение не может быть обжаловано.
Как записано в статье 154 проекта, при решении вопроса относительно помещения в медицинское учреждение заслушивается только мнение прокурора. Заслушивание или присутствие при решении этого вопроса самого лица, которого помещают в медицинское учреждение, не предусмотрено, чем создается беспрецедентный неограниченный механизм давления на свидетелей и потерпевших.
Также в статье 157 части 2 проекта устанавливается правило согласно которому при проведении в уголовных делах "не нуждаются в доказательствах обстоятельства, относительно которых есть официальные сведения".
1 сентября 2003 года Головатый внес поправки в проект КПК и передал их рабочей группе, которую возглавляет первый заместитель спикера Васильев. Член фракции БЮТ также требует немедленно передать проект КПК на экспертизу в Совет Европы.