Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Кучма vs ПАСЕ: заочный разгром

Вторник, 30 сентября 2003, 11:10
В понедельник кучмисты в чистую проиграли Страсбургскую битву.

Добиться, чтобы ПАСЕ на этой сентябрьской сессии сняла мониторинг Украины, было для них принципиально. Процедура продолжается уже 8 лет, и дольше, чем в Украину, ревизоры ездят только в Турцию.

Власти необходимы хоть какие-то победы на "западной передовой" – после ЕЭП и перед следующей конституционной реформой. И, кроме того, не снять мониторинг перед выборами-2004 – это значит продолжить принимать многочисленных проверяющих, которые под мышкой вместо "Украина – не Россия" держат Европейскую хартию прав человека.

Банковая серьезно прониклась идеей переделать жесткий проект резолюции, подготовленный докладчиками ПАСЕ Ханной Северинсен и Ренатой Вольвенд. Кроме изъятия главного момента – о продолжении мониторинга - план предусматривал отмену всех табуированных пунктов: где упоминалось дело Гонгадзе, дело Ельяшкевича, слово "темники", цензура, давление на Генпрокуратуру со стороны неназванного "высшего должностного лица".

Авторами таких поправок выступили делегаты ПАСЕ от Верховной Рады – члены большинства: Раханский, Карпов, Климпуш, Гладий. Когда не хватало подписей для внесения поправки, ее ставила русская коммунистка Хаписат Гамзатова, которая в ПАСЕ является дублершей Зюганова, и азербайджанец Сеидов.

Но интернациональный альянс не принес победы. В чистом виде была проголосована только одна поправка, которую внесли кучмисты: что касается темпов улучшения условий пребывания в украинских тюрьмах. Кучмисты не добились изменения ни одной буквы в принципиальных предложениях текста резолюции ПАСЕ.

Завершились украинские дебаты голосованием за резолюцию с учетом всех жестких формулировок относительно официального Киева. Против выступили только 5 делегатов, установить фамилии которых технически – невозможно, а логически – легко.

С оппонирующей стороны, кроме Северинсен и Вольвенд, радикальные выводы ПАСЕ относительно Украины за кулисами поддерживала группа экспертов во главе с представителями парламентского комитета по свободе слова Николаем Томенко и Юрием Артеменко.

О том, что произошло существенное поражение власти, говорит и следующее: чтобы изменить текст резолюции ПАСЕ, в Страсбург на прошлой неделе даже приезжал генпрокурор Пискун. Ему самому поездка понравилась. Накануне голосования, в пятницу, он сказал: "Я почувствовал благожелательное, откровенное и порядочное отношение руководства Совета Европы как в целом к украинской делегации, так и ко мне лично. Я вижу, что есть доверие".

Пискун действительно встретился со всеми первыми лицами Совета Европы и депутатских групп Ассамблеи. Его сопровождал следователь по делу Гонгадзе Шубин. Но эта миссия провалилась. Президент ПАСЕ Шидер рассказал, как это выглядело: "Генеральный прокурор хотел по большей части обсудить пункты проекта резолюции ПАСЕ по Украине. Но я сказал, что не собираюсь с ним это обсуждать".

Не услышали Пискуна и лидеры депутатских групп ПАСЕ. Из пяти фракций Ассамблеи только одна голосовала за поправки кучмистов – "Объединенные европейские левые", костяк которой формируют коммунисты, в том числе из России, Украины и Молдовы.

Главным исполнителем сценария Банковой на этой сессии, как и всегда, был Анатолий Раханский – член в Верховной Рады фракции "Трудовая Украина-ПППУ". Который, кстати, почему-то тоже является членом "Объединенных европейских левых" – хотя в украинском парламенте он является соратником не коммунистов, а олигарха №1.

Раханский вообще стал еще одним героем дня.

Кроме неудачного проталкивания поправок к творчеству Северинсен-Вольвенд, стало известно, что это он обращался с письмом к руководству ПАСЕ - с тем, чтобы оно приняло Пискуна. Интересно, что такая просьба исходила именно от Раханского, заместителя делегации Украины – а не от главы Бориса Олийныка. Это еще раз подтверждает: власть серьезно готовилась к Страсбургской битве.

Несмотря на второй срок работы в ПАСЕ, фиаско стало для Раханского неожиданным. Он так расстроился, что когда пришел на пресс-конференцию, то отказался садиться рядом с Северинсен. Немного охладев, сказал, что воспитание ему не позволяет: он опоздал, а поэтому лучше "тихонько сесть и сидеть". Где-то так метрах в 10. А в общем-то они с Северинсен "как были друзьями, так и останемся". Сказав это, он к ней не подвинулся ни на миллиметр.

Еще Раханский так разнервничался, что сделал политологическое открытие: "тоталитарный режим есть в странах Европы". Т.е. он есть не в одной стране, и, более того, Беларусь не учитывается, ибо она не является членом Совета Европы. И эти неназванные диктаторские страны "у себя в глазах бревна не видят, а где-то видят маленькую-маленькую пылинку". Это об Украине.

Ну а наиболее радикально о себе депутат заявил, когда требовал исключить деликатный пункт из проекта резолюции ПАСЕ: там, где Ассамблея призывала органы власти Украины "расследовать заявления относительно нарушения прав представителей лесбийского и гейского сообщества".

"Какое нарушение прав?! Это не соответствует действительности", - не сдавался депутат. Однако и здесь его предложение снять предостережение провалилось. Вместо этого ПАСЕ проголосовала за поправку, представленную Юрием Костенко – европейцы призывают украинскую власть расследовать нарушение прав не только секс-меньшинств, но "всех заключенных".

Если же более приземленно, то для Кучмы все плохо. Понедельничное почти единогласное решение ПАСЕ продолжить мониторинг и провал всех поправок кучмистов являются ответом именно ему, президенту Украины.

Из фактических претензий к Украине осталось три – принятие Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, а также реформирование органов прокуратуры в соответствии со стандартами Совета Европы. И, казалось бы, провластные делегаты приводят аргументы – кодексы уже приняты в первом чтении, а о реформе прокуратуры приезжал и докладывал лично Пискун.

Но им не верят. И мониторинг остается. Хотя, как возмущался тот же Раханский, в истории Совета Европы были случаи, когда мониторинг останавливали, не дождавшись выполнения не только трех, но и четырех обязательств. Но у тех стран была иначе написана новейшая история.

Возможно, это называется двойными стандартами. А, возможно, это попытка европейцев самим, вместо украинцев, построить им Европу.

Текст резолюции ПАСЕ. Окончательный вариант (отрывки):

ПАСЕ высказывает свою глубокую обеспокоенность относительно медленного прогресса в практике применения принципов и стандартов Совета Европы органами власти Украины, что подтверждается следующим:

1. отсутствием результатов в ответственности перед судом виновных в убийстве журналиста Гонгадзе;

2. непонятные результаты в расследовании дела запугивания и избиения члена парламента Ельяшкевича;

3. наложением непропорциональных наказаний на лица, которые принимали участие в политической демонстрации 9 марта 2001 года и которые до сих пор содержатся в тюрьме, а потому могут считаться политическими заключенными в Украине;

4. практикой систематических указаний, которые даются высочайшим чиновником (в оригинале – highest executive) Генеральной прокуратуре относительно отдельных дел криминального преследования и, в частности, тех, которые касаются журналистов;

5. многочисленными случаями преследования Генеральной прокуратурой судий, которые стараются принимать решение, основываясь на законе;

6. отсутствием доступа оппозиционных политических сил, представленных в парламенте, к электронным средствам массовой информации, в особенности тех, которые контролируются государством;

7. продолжением практики предоставления журналистам определенным образом официально одобренных установок относительно освещения событий (так называемых "темников") как нового вида скрытой цензуры.

9. Ассамблея осуждает очень частые случаи насилия против журналистов (наиболее известными среди которых являются убийства Георгия Гонгадзе в 2000 году и Игоря Александрова в 2001 году) и низкий уровень раскрытия этих преступлений.

Ассамблея также взволнована злоупотреблениями, в особенности в регионах, со стороны налоговых, регуляторных органов и органов внутренних дел, направленными на запугивание оппозиционных СМИ. Ассамблея повторяет свой призыв к органам власти Украины проводить свою политику относительно средств массовой информации таким образом, чтобы убедительно показать их уважение к свободе слова в стране.

В этом отношении Ассамблея также призывает органы власти Украины обеспечить оппозицию справедливым доступом к государственным общенациональным каналам телевидения.

10. Ассамблея взволнована попытками президентской администрации установить еще более жесткий контроль над государственными, контролируемыми олигархами и независимыми средствами массовой информации.

В этом отношении Ассамблея приветствует постановление Верховной Рады Украины, принятое 16 января 2003 года, по вопросам политической цензуры в Украине и изменения, внесенные Верховной Радой Украины 3 апреля 2003 года к некоторым законам относительно свободы слова, поскольку эти изменения направлены на усиление защиты прав журналистов, в частности в вопросе их ответственности за распространение информации и доступа к официальным документам. Ассамблея очень надеется, что эти положения будут выполняться надлежащим образом органами власти всех уровней (национального, регионального и местного)...


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования