Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Вокруг Тузлы: Российских шовинистов наказали голубиные фекалии, а чиновников – газеты

Понедельник, 27 октября 2003, 18:46
То ли за выходные российская пресса хорошо подумала о происходящем, то ли существуют еще какие-то загадочные причины, но в публикациях "соседских" СМИ за понедельник Украина уже вырисовывается не такой нервной и беспричинно неуравновешенной, как раньше.

Более того, в первый день недели произошло почти сенсационное событие – несмотря на все заявления российских чиновников, что дамбу строят исключительно из экологических соображений, источники в правительстве РФ признали, что это далеко не так. Правда, анонимно.

"В правительстве РФ говорят, что для России важно получить возможность спокойно пользоваться недрами Азовского моря - та часть, что может отойти к России, содержит, по оценкам геологов, 50 млн. тонн нефти и около 150-200 млрд. куб. м газа. Еще одна тема - судоходство. Единственный глубоководный фарватер в Керченском проливе прилегает к крымскому берегу, и Россия не хочет платить Украине за проход своих судов" – пишет "Газета", ссылаясь на свои источники.

В статье "Российский и украинский премьеры обманули друг друга" издание пишет о переговорах Януковича и Касьянова в пятницу. После которых, тем не менее, "Москва продолжает строить дамбу, а Киев - ее охранять".

"В действительности работы по сооружению дамбы не остановлены до сих пор. Она перестала расти в длину, остановившись в 102 метрах от линии административной границы России и Украины времен СССР. Однако сейчас дамбу вовсю укрепляют и наращивают в ширину. При этом к работе приступили активисты - местные казаки и более 300 студентов различных вузов Краснодарского края. А для моральной поддержки активистов из Москвы на Тамань прибыла группа депутатов Госдумы", - пишет издание.

"В свою очередь, по возвращении в Киев Янукович забыл обо всех данных обещаниях и заявил, что не будет расформировывать погранзаставу на острове", - отмечает "Газета". Издание оправдывает украинского премьера тем, что действовать ему приходилось не по своей инициативе.

Газета "Время новостей" тоже высказывается не в пользу официальных оправданий России.

"Говорят, Россия платит Украине за этот морской КПП 140 -180 млн долл. в год. Тут волей-неволей возьмешься строить дамбу, чтобы на равных контролировать пролив, - овчинка стоит выделки".

Голубиный помет как орудие мести украинцев

В отличии от украинской прессы, которой из-за конфликта вокруг Тузлы не до шуток, россияне, наоборот, все сводят к какой-то буффонаде. "Время новостей" подает любопытный и не лишенный юмора репортаж с российской стороны дамбы.

Сначала автору встретилась торговка, которая жаловалась, что украинские таможенники обирают таких, как она. "А вот на российской стороне служивые куда как человечнее, мзду не требуют, и она сама дает им "на водичку". На российскую сторону торговка везет все - вплоть до пустых стеклянных банок, которые в селах охотно покупают, а обратно - вы не поверите - сало. Сало на Украину!", - поражается газета.

Казаки, которых журналисты встретили на посту, тоже сетовали на нелегкую долю. "И новый советник президента генерал Трошев, хоть и старается, пока ничего для казаков не сделал. Вот и вынуждены они зарабатывать в разных охранных фирмах. Вот как сегодня", - пишет "Время новостей".

При этом у газеты сложилось впечатление, что их будто бы поставили для вида – "напоказ съехавшимся журналистам, представителям местной власти да залетным депутатам".

С самой оконечности дамбы журналисты увидели два украинских больших понтона: "На палубе много людей, они машут руками и кепками. Непонятно - то ли грозят москалям, то ли приветствуют. Скорее все же первое, поскольку на острове появились долговременные огневые точки - ДОТы, люди там вооружены".

Издание отмечает также, что глубина возле дамбы "вовсе не 30 см, как написали почти все газеты, а значительно больше - в среднем метр двадцать, а местами - больше двух".

Местные жители объяснили журналистам, зачем России нужна дамба: без нее якобы ежегодно смывало до трех метров берега.

"Когда же я стал выяснять, откуда силы на строительство, то обнаружилось, что люди и техника согнаны со всего Краснодарского края. Такое было в истории региона только раз - когда Кубань вышла из берегов и уровень воды поднялся на 8-10 метров. Тогда, правда, деньги давал центр... Да и кто начинает столь масштабное строительство в конце сентября?", - пишет журналист "Время новостей".

Газета рассказывает также интересную историю о том, как испуганные голуби, привезенные российской делегацией во главе с Рогозиным с целью задобрить украинцев, запачкали депутатские машины.

"Из рук митингующих полетели в небо привезенные голуби. Деликатные птицы, долго терпевшие в автобусах, на первых же секундах полета стали энергично гадить. Некоторые из них, особенно уставшие, взмывать в небо не захотели и приземлялись тут же на депутатские машины и просто на отстаиваемую митингующими землю. А те из птиц, кто все же взлетел, сначала взяли курс на Россию, а не на Украину", - пишет издание.

А в другой своей статье "Время новостей" даже дает интервью с Геннадием Удовенко, бывшим главой украинского МИД, который объясняет россиянам, что политика их государства "нарушает не только международные и двусторонние договоренности, но и собственные решения".

Удовенко также заявляет о необходимости обратиться в ООН и ОБСЕ. А еще вспоминает, что у Украины пять гарантов территориальной целостности – США, сама Россия, Великобритания, Франция и Китай.

"Но вообще я уверен, что наш президент Кучма не допустит превращения Украины в губернию. Кучма мне как-то сказал: "Не для того меня выбрали президентом Украины, чтобы я стал российским вассалом". И сегодня он должен отстаивать независимость. Он гарант Конституции, а Конституция провозглашает нерушимость границ", - надеется Удовенко.

В то же время правительственная "Российская газета" пишет, что "история с Тузлой заставила украинцев задуматься о ротации их политической элиты".

А еще газета рассказывает романтическую историю о жительнице Тузлы, жених которой живет в российской Тамани. "Если Кучма переправу наладит, я к кавалеру часто ездить буду", - говорит влюбленная. И мечтает, чтобы на Тузлу снова начали ходить не военные, а гражданские катера - "каждый день, как раньше".

Вот откуда, наверное, взял российский журналист ICTV Дмитрий Киселев свою идею о "тузлинском" мюзикле, рассказывающем о любви российского экскаваторщика и прекрасной украинской островянки.

"Независимая газета" тоже подает репортаж с российских пограничных окраин.

"Старожилы вспоминают, что некогда, до войны, по этой косе гоняли на пастбище стада. И паслись они на том острове Тузла, где сейчас развевается украинский флаг". Издание также приводит возмущенные слова прораба: "Мы бы давно уже ходили по тому острову. Теперь пусть Касьянов не рассчитывает, что за него кто-нибудь проголосует на Кубани".

"В короткий срок на косу было собрано со всего края и даже из соседнего Ставрополья около 130 большегрузных машин и около 20 экскаваторов, катков, автогрейдеров. Более пятисот человек работают круглосуточно в две смены по 12 часов без выходных. Только зарплата всех этих людей, по неофициальным данным источников "НГ", должна в общей сложности составить около 300 млн. руб", - говорится в статье.

В то же время сами работники о зарплате "стараются особо не распространяться".

"Мне кажется, что обещанного нам не заплатят, - сказал водитель "КамАЗа" Володя. - Говорили, что за рейс с дальнего карьера будут платить по 400 рублей, теперь же остановились на 300. Выдали аванс, большая часть которого ушла на ремонт да на проживание".

Один из строителей дамбы отважился назвать косу "дорогой в никуда". По его мнению, нельзя такие важные вопросы решать в авральном порядке, он не понимает, как можно было без уведомления украинской стороны прокладывать дамбу к спорному острову Тузла. Его окрестили "диссидентом". Такие мнения здесь непопулярны, сообщает газета.

Журналисты "НГ" тоже разговаривали с кубанскими казаками на пограничном пункте. И особой политической идейности у них в глазах тоже не заметили. "Мы в политику не лезем, - сказал атаман куреня "Восточный" Александр Тохчуков. - Велено, вот и стоим, как и украинские пограничники".

Эксперты почти единодушны

В другом материале "Независимая газета" публикует опрос экспертов по проблеме Тузлы. Директор Института политических исследований Cергей Марков и депутат Госдумы Владимир Рыжков считают, что поведение России – всего лишь желание определиться с границей.

"Поскольку эта страна - супербратская, многие вещи, как и во внутренней политике, можно было оставить неопределенными. Однако эту неопределенность все-таки надо когда-то решать", - говорит Марков.

"Если и есть новая тенденция, то это тенденция стремления к определенности. Россия хочет достичь ясности в этом вопросе", - подхватывает Рыжков.

В то же время директор фонда "Центр политических технологий" Игорь Бунин видит корни конфликта в выборах, которые предстоят и в России, и в Украине.

"В предвыборных условиях все политические силы на Украине вынуждены подключиться к некоей кампании, направленной на защиту украинской идентичности. С моей точки зрения, мы немножко прозевали этот процесс. Украина превращается в реальное государство, со своими границами, со своей идентичностью, со своими ценностями. И в такой ситуации снисходительное отношение к Украине надо менять", - говорит он.

А вот советник мэра Москвы Константин Затулин склонен к более резкой оценке Украины.

"Язык силы, как известно, последний довод короля. Все эти годы украинское государство откровенно живет за наш счет. Без всяких согласований с российской стороной взимает проливные сборы при прохождении кораблей из Новороссийска в Азов, то есть из одного российского порта в другой. Наши идеи о совместном использовании вод Азовского моря и Керченского пролива Украина не рассматривает, предлагая сначала установить и делимитировать границу.

Поэтому и возникла нынешняя конфликтная ситуация с косой Тузла. Киевская администрация живет в мире фобий и страхов. Отсюда и нервная реакция на случившееся: "Все умрем - но Тузлу не отдадим", - говорит Затулин.

Таким образом, и Затулин тоже признал тот факт, что строительство дамбы началось отнюдь не из экологических соображений.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования