Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Наконец-то

Среда, 12 ноября 2003, 17:17
Наконец-то Конституционный Суд дал свое "добро" на принятие Верховной Радой законопроекта о конституционных изменениях, под которым стоят 292 подписи и который уже успели окрестить "проектом Медведчука - Симоненко".

Законопроект этот, конечно, не идеален - в нем, в частности, отсутствуют гарантии стабильной деятельности правительства и никак не ограничено президентское вето.

Но все же, в случае его одобрения парламентом, Украина существенно продвинется в направлении европейской демократии. Будет ликвидирована доставшаяся нам в наследство от большевиков (ленинцев, а не кучмистов) единая вертикаль административной власти, и появятся возможности для развития реальной, а не формальной, многопартийности.

Разумеется, это всего лишь начальный этап необходимой стране политической реформы (нужны еще реформы судебной системы, местного самоуправления, административно-территориального устройства и др.), но первый, и, быть может, самый важный шаг в этом случае будет сделан.

Исключительно важны те статьи проекта, которые предусматривают назначение Верховной Радой премьер-министра, чья кандидатура вносится президентом по предложению победившей на выборах коалиции партий. По предложению премьера ВР назначает министров (кроме министров обороны и иностранных дел, а также главы СБУ, которых предлагает президент), руководителей Антимонопольного комитета, Фонда госимущества и других органов управления (ст.85, п.12).

Не менее значим и пункт 2 "Заключительных положений", в соответствии с которым депутаты Верховной Рады должны будут избираться "на засадах пропорційної системи... в багатомандатному загальнодержавному (!) виборчому окрузі за списками кандидатів" от партий и блоков.

Если пропрезидентские партии проголосуют за этот законопроект, у них не будет никаких оснований рассматривать законопроекты Гавриша и компании, которые "не мытьем, так катаньем" пытаются протащить "мажоритарку".

Что же касается оппозиционеров, всегда дружно выступавших за партийно-пропорциональную избирательную систему, то для них этот пункт является "воплощением мечты".

Безусловно, хотелось бы, чтобы в данный законопроект были добавлены статьи, которые избавили бы нас от опасности правительственной чехарды, но надеяться на это сейчас трудно – время уже упущено.

А вот изъять "лишнее" из этого проекта можно и, более того, необходимо. Без таких изъятий триста голосов "за" в феврале – марте собрать не удастся. Наверняка будут голосовать "против" социалисты Мороза, а без них законопроект не пройдет.

Под "лишним" я понимаю положения ст.103 основной части проекта, а также ст. 4 и ст.6 "заключительных положений", которые предлагают избирать президента, начиная с 2006 года, парламентом.

Напомню, что за всенародное избрание главы государства неоднократно высказывался и нынешний президент Леонид Кучма (последний раз он достаточно четко заявил об этом 12 ноября на пресс-конференции).

Конечно, в нашей отнюдь не правовой державе гарантировать что-либо крайне трудно, но все-таки я надеюсь (и, думаю, не без оснований), что поддерживающие Кучму партии учтут позицию своего шефа и, в конце концов, согласятся на изъятие из законопроекта 292 статьи об избрании президента парламентом. А тогда, скорее всего, на следующей сессии за этот проект проголосует более трехсот нардепов. И Украина скажет им "спасибо". Даже несмотря на то, что многие из них сделают это вынуждено, а не по доброй воле.


Автор: Владимир Малинкович, политолог, руководитель украинского отделения международного института гуманитарно-политических исследований

Читайте также:

Кучма считает дни до конца политреформы

КС РАЗРЕШИЛ ИЗБРАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПАРЛАМЕНТОМ

Законопроект, который Медведчук согласовывал с Морозом и Симоненко

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования