Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Не расстреляю, так хоть напугаю

Пятница, 14 ноября 2003, 11:57
Кучма сделал еще один шаг в своей многолетней войне с парламентом. В четверг он обратился в Конституционный Суд узнать, когда можно применить положения Конституции о роспуске парламента.

Кучма возмущен "постоянным блокированием работы нынешней очередной сессии парламента определенными депутатскими группами и фракциями", вследствие чего не решаются "важнейшие вопросы жизнедеятельности государства", в частности, под угрозой остается принятие бюджета Украины.

Все годы своего правления Кучма-президент находится в перманентном конфликте с парламентом. И дело даже ни в качественном составе Рады, ни в ее благосклонности к Кучме, ни тем более в ее работе. Просто у Кучмы так сложены мозги. Ему отвратителен парламент как орган, который занимается политиканством – а гарант "пашет" за двоих. Еще Верховная Рада всегда мешала увеличению, а теперь и просто сохранению его власти.

Сборника афоризмов достойны Кучмины фразы: "депутаты с пальмы слезли", "некоторые политики бешеного мяса объелись" или "иногда в темном лесу ночью спокойнее, чем в парламенте днем".

"Мы все эти годы работали в условиях жестокого противостояния парламента и даже порой правительства президенту. В России, как известно, эта проблема была решена расстрелом Белого дома, потому что двух центров власти не может быть", - с легкой грустью посетовал он в сентябре в интервью "Известиям".

Как говорят некоторые антагонисты президента, у Кучмы две мании – посадить Тимошенко и распустить Верховную Раду. Для последнего у Кучмы есть только один повод, предусмотренный Конституцией: парламенту наступает конец, если "в течение 30 дней сессии пленарные заседания не могут начаться".

При том у Кучмы для роспуска парламента осталось ровно полгода. По Конституции Верховная Рада неприкасаема в последние шесть месяцев срока полномочий президента.

Что же на самом деле стоит за обращением Кучмы в КС, "Украинская правда" попыталась узнать у ведущих политологов. Все они оказались солидарны в мысли, что Кучма на роспуск парламента не пойдет.

Большинство называет это очередной попыткой шантажа для проталкивания нужных президенту решений, в том числе по политреформе. В остальном каждый отметил свои нюансы, в частности относительно того, кто же главная мишень атаки – Ющенко или Литвин, оппозиция или большинство.

Советник главы администрации президента политолог Михаил Погребинский объяснил этот ход Кучмы просто необходимостью четко знать, когда парламент можно распустить. Отсутствие такого разъяснения не дает Кучме "технологически ясного понимания, в каких обстоятельствах он может это сделать".

"Как я понимаю, президент точно также, как и все, не понимает, что записано в Конституции. Я, Михаил Погребинский, например, могу себе позволить высказать прогноз решения Конституционного Суда. А президент вряд ли может позволить себе это сделать, поэтому он хочет получить внятный ответ на это вопрос", - говорит он.

"Ну вот, зарегистрировались депутаты, пришли, сели, заблокировали трибуну, никто не работает. Парламент имеет право президент распустить, если они тридцать дней не работают. Не понятно. Поэтому ясно, что ответ на этот вопрос может дать только Конституционный суд", - отмечает Погребинский.

Из комментария политолога понятна привязка этого шага Кучмы к приближающемуся рассмотрению политреформы в парламенте. "Депутаты подходят к принятию очень важного решения. Они должны либо поддержать реформу, либо сохранить статус-кво", - отмечает Погребинский.

"Здесь нет никакого давления на депутатов. Потому что давление оказывает в этой ситуации не президент, а те, кто блокирует трибуну, в результате чего парламент не работает. Поэтому, мне кажется, смысл исключительно в том, чтобы поставить все точки над "і" перед принятием решения по конституционной реформе", - считает он.

При этом Погребинский "почти уверен", что Конституционный суд даст ответ, что даже если парламент не будет фактически работать, разогнать его будет нельзя. Однако он ушел от ответа, как поступит Кучма, если КС позволит президенту распустить парламент.

Погребинский также отвергает мысль о управляемости Конституционного Суда, приводя пример с пропорциональной системой выборов. По мнению Погребинского, Кучма в ней не заинтересован, так как для проведения реформы ему нужны голоса мажоритарщиков, а им такая система совершенно ни к чему.

Поэтому, считает Погребинский, если бы Кучма действительно влиял на Суд, то они бы не приняли такого решения.

Сам же лично Погребинский считает, что Верховную Раду надо отправлять в отставку, если ее работа заблокирована: "Ну не может полгода страна жить без законодательного органа!".

Другой эксперт Дмитрий Выдрин думает, что в поступке Кучмы очевиден один мотив - желание президента Кучмы ускорить политическое время до такой степени, когда оппозиция будет отставать от него по скорости принятия решений.

"Это ускорение, или понукание времени, можно осуществить с помощью неких психологических угроз, которыми президент виртуозно владеет", - сказал Выдрин.

В пример Выдрин привел события Конституционной ночи и предконституционного дня, когда была создана приблизительно та же психологическая ситуация, которая заставила парламент в течение одной ночи, что беспрецедентно в мировой практике, принять Конституцию.

Он считает, что "те же самые технологии достаются из нафталина, вытряхиваются, применяются к современным реалиям".

"То, что происходит сегодня - старые технологии один к одному, создается ситуация некой психологической угрозы, поскольку депутаты склонны к аффектации и быстро впадают в панику, то очевидно, что вполне нейтральный факт подачи запроса в Конституционный Суд, как бы его оценили в нормальной стране, будет расценен как некая демонстрация намерения, что заставит всех быстрее двигаться. А чем быстрее двигаются люди, тем чаще они совершают ошибки", - говорит Выдрин.

Этим президент, считает политолог, пытается до упора завести политическое время, ускорить его ход, а поскольку сейчас ни у кого нет ни четких стратегий, ни просчитанных стратегем, то в такой ситуации, наверное, будет выигрывать власть, которая пытается по крайней мере что-то спланировать, создает некий сценарий, привлекает тех или иных аналитиков.

Поэтому у власти, по его мнению, есть ощущение или уверенность, что при мультипликационном темпе она будет совершать меньше ошибок, чем ее оппоненты.

Все это политолог считает следствием того, что ни у одной команды нет дальнобойных программ. "Сегодня выигрывает тот, кто имеет большее количество тактик и применяет более массивные переходы от одной тактики к другой, тем самым заставляя оппонента действовать в концептуальном полумраке, заставляя делать ошибки. И это одна и та же стратегия", - отмечает он.

Выдрин считает звеньями одной стратегии и нынешнее обращение в КС, и активное наступление на "Нашу Украину", где главной целью было создать некоторую психологическую угрозу.

В то же время, Выдрин считает, что Кучма не пойдет на роспуск парламента. "Мы переоцениваем степень свободы наших политиков. Ведь если выразить в процентах, то приблизительно 3% - это самостоятельность наших политиков, а 97% - внешние обстоятельства", - говорит он.

"Поэтому надо быть полным безумцем, чтобы порвать все отношения с миром. Это сразу отключение банковских кредитов, это прекращение финансово-технической, технологической, интеллектуальной, правовой и любой другой помощи. Это значит закрыть себе навечно, во всяком случае, в обозримом будущем, движение в Европу. Это фактически полная блокада Украины в сфере безопасности, когда Украина так долго хочет в НАТО", - отмечает политолог.

"Это даже обострение со многими политическими силами в России, которые не настолько безумны, чтобы выступить адвокатами в такой ситуации, им придется открещиваться в любом случае, чтобы сохранить свой электорат. Поэтому наши внутренние политики не настолько свободны, чтобы делать такие безумные шаги", - подчеркивает он.

В свою очередь, Выдрин советует Ющенко разрабатывать свои схемы, чтобы как-то противостоять власти и действовать с такой скоростью, чтобы власть попадалась и делала ошибки.

Виктор Небоженко обращение в КС называет "очень сильным ходом президента, как по отношению к вяло саботирующему его планы большинству, так и к агрессивной оппозиции, которая сильно разгневана последними событиями в Донецке и в Сумах".

"Наша Украина" наконец-то поняла, что ей готовят серьезное комплексное сопротивление, и получение власти в октябре месяце окажется не столь легкой прогулкой, как представлялось еще полгода назад", - говорит он.

По его мнению, президент, обратившись в Конституционный Суд относительно своих полномочий на роспуск Верховной Рады, создает механизм системного давления на парламент. С одной стороны, он предлагает политический пряник в виде продления их полномочий, что мгновенно сделает Верховную Раду еще более безответственной, чем сейчас. С другой стороны, он откровенно им угрожает роспуском.

Однако Небоженко думает, что если завтра распустят Верховную Раду, то от этого прежде всего выиграет оппозиция, которая, по данным социологических исследований, имеет 25% мобилизованного электората. Поэтому, считает он, президент ограничится только политическими угрозами, но сам не пойдет на роспуск Верховной Рады.

Другое дело, что "Конституционный Суд давно уже не знает границы между политическими понятиями и юридическими нормами и легко объяснит, что президент имеет право распустить парламент". В этом Небоженко нисколько не сомневается.

Константин Бондаренко считает обращение в КС логическим продолжения политики Кучмы относительно парламента, которую он проводит на протяжении всех 9,5 лет своего президентства. Все это время он искал методов овладения парламентом, независимо от того, кто является спикером, есть ли благосклонное к нему большинство в парламенте.

Он напомнил противостояние президента с Морозом 94-98 годов, его игры вокруг парламента в 2000 году, когда была проведена бархатная революция, проведение референдума, который касался ограничения определенных прав парламента и парламентеров.

Вот и сейчас все действия Кучмы направлены на то, чтобы добиться какого-либо контроля над парламентом или по крайней мере занести над ним дамоклов меч. Чтобы парламент всегда помнил об угрозе роспуска, считает он.

Бондаренко отметил, что этот шаг Кучмы в последнюю очередь направлен против оппозиции. А в основном – против той части большинства, которая время от времени выбивается из послушания, и на которую нет других дополнительных методов влияния. "Поэтому если где-то весной Литвин надумает выйти из-под контроля Кучмы, то против него можно будет применить этот шаг", - сказал он.

Бондаренко сравнил право Кучмы на роспуск Верховной Рады с тем, как США или СССР имели ядерное оружие: не обязательно было его применять, это был элемент запугивания, элемент сдерживания.

"Как показали события в Верховной Раде, легко спровоцировать ситуацию, когда блокируется трибуна, что в конце концов может привести к роспуску парламента. Администрации президента это будет очень легко сделать", - считает политолог.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования