Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

О чем думал Кучма, смотря на падение Шеварднадзе?

Понедельник, 24 ноября 2003, 19:13
"Я ушел. Я никогда не предавал своего народа, поэтому считаю, что, как президент, должен был подать в отставку. Я привык к отставкам. Дел у меня много, и есть что написать. Для меня это счастье – пока живой, что-то еще успеть". Слова, которыми можно гордиться. Ими Шеварднадзе закончил свой неполный второй президентский срок.

Что подумал Кучма, когда в воскресенье вечером узнал о поступке коллеги? Что с каждым годом в СНГ становится все меньше президентов - друзей Кучмы, с которыми он начинал в середине 1990-х? Один Лукашенко да среднеазиатские монархи. Что Шеварднадзе оказался слабаком? Или Леонид Данилович представил Украину через год?

Или вспоминал, что его связывает с Грузией? Очень много подсознательно неприятного. Гонгадзе был грузином. Был еще звонок в грузинское посольство о том, что в исчезновении Гонгадзе виновны Волков, Кравченко и Кисель. Что вызвало реакцию Кучмы, который, обращаясь к сотруднику администрации президента, сказал: (цитата по Мельниченко): "И вызови его (посла), бля, хай зробыть опровержение, иначе я позвоню Шеварднадзе, шоб его (посла) отозвали нахер".

Еще Кучму и Шеварднадзе связывает начало Гонгадзегейта. 1 декабря 2000, третий день после обнародования записей Мельниченко. Саммит СНГ в Минске. Первая публичная реакция Кучмы: "Это провокация, возможно, с участием иностранных спецслужб. Каких спецслужб, предстоит разобраться".

Стоявший рядом Шеварднадзе добавил: "Или догадаться".

Через три года уже Кучма защищает Шеварднадзе, которого осадила оппозиция. "Я с грустью смотрю на то, что там происходит, и хочу пожелать президенту Шеварднадзе успехов, потому что все мы хорошо понимаем, что без вмешательства извне того, что происходит в Грузии, не было бы. Я не знаю, кто там, но я знаю по собственному украинскому опыту", - сказал Кучма на пресс-конференции.

Вера в то, что ЦРУ, ФСБ или Моссад виновны в попытке свергнуть Кучму, стали его идеей-фикс. Это и отличает гаранта от Шеварднадзе, который заявил: "Я вижу, что бескровно это не пройдет, и мне пришлось бы использовать свои полномочия. Но я считаю, что делать этого нельзя, поэтому я подписал акт о своей отставке".

Произошедшее в Тбилиси должно стать уроком как минимум для двух людей в этой стране. Для Кучмы – что власть могут забрать, а кресло президента – выбросить в окно и сжечь. Что единственным ответом толпе может быть либо отставка, либо огонь по демонстрантам. Но при этом часть силовиков не подчинится президенту. Что народ в определенный момент перестает быть быдлом, а война против него заканчивается поражением.

Второй адресат грузинских событий – Ющенко: через год ему никто победу не присудит, и ее придется вырывать. Возможно, так же, как это сделали за три недели грузины.

События в Грузии, с одной стороны, показали, что масштабная фальсификация выборов не прошла. Но, с другой, не состоялось и цивилизованной передачи власти. Этот урок, который Грузия бесплатно дала Украине, стал ударом по самой кавказской республике.

Именно передача власти считается одним из важнейших тестов на зрелость общества – одновременно и низов, и власти.

Передача полномочий в 1994 году от одного президента к другому дала возможность следующих пять лет Западу говорить об Украине как о демократическом государстве. Цивилизованная передача власти среди прочего предполагает, что и с политическими неприятелями новая власть тоже будет вести себя цивилизованно.

Мировой опыт свидетельствует, что наибольшего успеха достигли государства, которые умели развиваться эволюционно, а не революционно.

В начале 18 столетия в Англии было 7 миллионов населения, а в Франции 25. С того времени Франция пережила несколько революций и десятки переворотов. Вместе с тем, в Англии политическая элита имела достаточно ответственности за страну и здравого смысла, чтобы оказывать содействие прогрессивному развитию.

Сегодня и во Франции, и в Англии население приблизительно одинаковое – по 60 миллионов. Сейчас по всему миру люди учат английский язык, хотя еще в 19 столетии учили французский.

В этом виновны коварные революционеры? Не только и не столько. Прежде всего, в этом виновна недалекая и безответственная политическая элита, которая не желала самообновляться. У французов до сих пор главным официальным праздником является День взятия Бастилии, когда началось освобождение французского народа от коррумпированной политической элиты, неспособной заботиться о прогрессивном постепенном развитии страны.

Это почти закон природы: власть не смогла обеспечить эволюцию – и получила революцию.

Демократическая передача власти, среди прочего, свидетельствует и о зрелости политической элиты, которая находится при власти. Ведь эта элита, кроме власти, признает ценность государственных интересов, ценность стабильного развития государства.

И наоборот, чиновники, которые не умеют уступить власть ради интересов государства, безусловно, не могут называться политической элитой общества в полном смысле этого слова. История всегда правильно оценивает их поведение.

Правда, такую псевдоэлиту мало беспокоит история – ей нужна власть и ее плоды. И все сейчас.

Такое поведение история может наказывать не только пост-фактум. Грузия – яркий тому пример.

Что было нужно Шеварднадзе? В 2005 году он вышел бы в отставку как достойный патриарх грузинской политики, а не изгнанник. Зачем ему было санкционировать фальсификацию выборов? На этот вопрос тяжело ответить.

Возможно, Шеварднадзе было нужно то же, что и президенту Кучме в 2000 году во время организации фальсифицированного референдума. Для мира Кучма в 2000 году – это уважаемый политик уважаемого государства, с которым хотят иметь дело Ширак и Клинтон. И какова ситуация теперь, после безответственных шагов, которые до невозможно низкого уровня дискредитировали украинскую власть?

Пока что факты подтверждают гипотезу: болезнь пост-коммунистического (а по сути – феодального) отношения к власти у бывших коммунистических руководителей – неизлечима.

Сделает ли украинская власть надлежащие выводы из событий в Грузии? Скорее всего, они будут сугубо инструментальными. Что было бы, если бы...? Например, если бы Шеварднадзе отдал приказ стрелять? В этих выводах, возможно, будут анализироваться действия лейтенанта Гогияшвили, который не выполнил приказы Шеварднадзе, так как тоже не любит взяточников.

К сожалению, украинская политическая "элита", или, по крайней мере, ее значительная часть имеет такой уровень развития, что от нее едва ли можно ждать обобщений о необходимости служить интересам Отчизны. Даже в том случае, если ради этого необходимо уступить власть.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования