Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Большевики поставили книгоиздание под угрозу

Пятница, 28 ноября 2003, 13:07
Принятием закона о государственном бюджете на 2004 год Верховная Рада Украины поставила под угрозу существование отечественного книгоиздания. Статья 74 утвержденного 27 ноября в целом законопроекта о государственном бюджете прекращает на 2004 год действие льгот по налогообложению, предусмотренных законом Украины "О государственной поддержке книгоиздания в Украине".

Итак, подтверждается печальная судьба закона о поддержке книгоиздания, который был принят при неистовой протекции правительства и книгоиздателей впервые еще 28.11.2002. Тем не менее, закон вступил в силу лишь в апреле 2003 года после того, как был повторно принят после ветирования президентом Украины. Тогда закон был возвращен в парламент с требованием перенести начало действия налоговых льгот предприятиям книгоиздания на 1 января 2004 года (соответственно требованиям бюджетного законодательства), что и было сделано.

Но даже урезанному закону о поддержке книгоиздательского дела, который предусматривал льготное налогообложение предприятий книгоиздания лишь с 2004 года, не довелось вступить в силу в 2003 году, поскольку уже в законе о государственном бюджете на 2003 год (принятом 26.12.2002) была заложена норма о приостановлении на 2003 год действия льгот для книгоиздания.

Тогда это заставило лоббистов сферы искать обходные пути, которые, наконец, были найдены и успешно воплощены в жизнь. Так, уже 16 января 2003 года Верховная Рада принимает закон, проект которого был внесен нардепом Турчиновым (фракция БЮТ), продлевающий до 1 января 2004 года действие льгот, введеных еще в мае 2001 г. для предприятий издательской сферы.

Продлевалось действие льгот относительно: 1) освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на целую группу товаров, связанных с издательским делом (печатные краска, бумага и картон, печатные и брошюровальные машины и т.п.); 2) невнесения в валовый доход налогоплательщика доходов, полученных от продажи издательской продукции; 3) освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по ввозу на таможенную территорию Украины указанных выше товаров и т.п.

В свою очередь, закон о государственной поддержке книгоиздания предусматривает более широкий набор мер для налоговой поддержки отечественного книгоиздателя:
- освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины на определенные товары;
- освобождение от НДС при ввозе этих товаров;
- освобождение от обложения НДС операций по выполнению работ и предоставлению услуг в издательской деятельности, деятельности по изготовлению и распространению издательствами, издательскими организациями, предприятиями полиграфии книжной продукции, произведенной в Украине; операций по продаже книжной продукции, произведенной в Украине, и бумаги и картона, произведенных в Украине для изготовления книжной продукции;
- освобождение от налогообложения прибылей издательств, издательских организаций и предприятий полиграфии, полученных от издательской деятельности, деятельности по изготовлению и распространению книжной продукции, произведенной в Украине.

Здесь следует отметить полную непоследовательность как парламентариев, так и президента. Ведь как первые, так и второй фактически приняли противоположные решения с разницей во времени в несколько месяцев – сначала остановив действие льгот вместе с законом о государственной поддержке книгоиздательского дела, а потом - поддержав закон, который продолжил действие подобных преференций на один и тот же период.

Нонсенсом кажется и тот факт, что проект закона о государственной поддержке книгоиздательского дела, который, в конце концов, был принят и стал законом, был внесен в сентябре 2002 года в парламент и в дальнейшем активно защищался именно Кабинетом министров, который вскоре сам же предложил и отстоял приостановление его действия законом о государственном бюджете.

В этом контексте особенно можно посочувствовать народному депутату Цареву (фракция "Регионы Украины"), который в мае этого года внес проект изменений в закон о государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине (№3556), которым, в частности, предлагалось увеличить продолжительность действия закона на 1 год (до 2009 года), распространить льготы на предприятия книготорговли, других распространителей книгоиздательской продукции, установить в законе исчерпывающий перечень товаров, освобожденных от обложения ввозной таможенной пошлиной, освободить от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль субъектов предпринимательской деятельности - резидентов Украины, которые одновременно осуществляют издательскую деятельность, деятельность по изготовлению, распространению книжной продукции и производству бумаги и картона.

Если не учитывать положения относительно особых льгот предприятиям с полным циклом книгоиздания, которое лоббирует интересы отдельных предприятий (существующих или, скорее, тех, которые будут созданы под эту норму), то законопроект Царёва в целом заслуживает положительной оценки.

Это и было отражено в решении парламента, который 20 ноября поддержал этот проект во втором чтении и в целом. Но все эти нововведения пока останутся на бумаге, по крайней мере в 2004 году, поскольку едва ли можно надеяться на неподписание президентом закона о государственном бюджете на 2004 год, который останавливает действие закона о государственной поддержке книгоиздания вообще.

Но на этом история законодательных перипетий создания льготных условий для деятельности книгоиздателей отнюдь не заканчивается. Ведь в день, когда законопроект Царёва был одобрен парламентом (20 ноября), все тот же народный депутат Турчинов (фракция БЮТ), не растерявшись, подает вместе с социалистом Цушко проект закона №3177-1, который предусматривает старую схему сохранения хотя бы минимального набора налоговых льгот для издателей.

Так, в законопроекте №3177-1 от 20.11.03 предполагается продление действия льгот, введенных еще законом "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения" №2410-III от 17 мая 2001 года, до 1 января 2005 года.

Итак, сторонники льгот для издательской сферы, учитывая предыдущий опыт законотворчества, стараются перестраховаться и закрепить льготный режим несколькими разными актами – надеясь, что с одним да повезет.

Какова будет судьба их законодательных инициатив, мы вскоре увидим, но, в любом случае, едва ли такая неопределенность относительно условий ведения бизнеса книгоиздателями будет оказывать содействие улучшению их деятельности и возрастанию объемов книгоиздания в Украине.

Отдельное внимание следует обратить и на отсутствие последовательной политики правительства, президента и Верховной Рады относительно государственного субсидирования отдельных сфер производства, в данном случае – отечественного книгоиздания.


Автор: Дмитрий Котляр, эксперт Лаборатории законодательных инициатив

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования