Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

"Политический кризис в Украине". Полный текст принятой резолюции ПАСЕ

Суббота, 31 января 2004, 14:09
Резолюция ПАСЕ № 1364 (2004)

1. Парламентская Ассамблея глубоко обеспокоена последними событиями, связанными с рассмотрением в Верховной Раде Украины проекта закона о внесении изменений в Конституцию Украины, и в контексте этого подтверждает свои Резолюции №№ 1179 (1999), 1239 (2001), 1244 (2001), 1346 (2003) и, в частности, Рекомендацию № 1451 (2000) относительно реформирования институтов власти в Украине.

Ассамблея отмечает, что начатая недавно процедура не соответствует Регламенту Верховной Рады и статье 19 Конституции Украины.

2. Ассамблея высказывает глубокое сожаление по поводу того, что украинская власть, в том числе Президент Украины и Министерство иностранных дел, рассматривают деятельность Совета Европы, а именно процедуру мониторинга ПАСЕ, визиты содокладчиков Мониторингового комитета и их заявления, как "вмешательство во внутренние дела Украины".

В этом отношении Ассамблея напоминает, что Украина добровольно приняла на себя обязательства, которые вытекают из ее членства в соответствии с Уставом Совета Европы. Поэтому Ассамблея считает такую позицию украинской власти безосновательной и необоснованной.

3. Ассамблея поддерживает любые искренние попытки со стороны как исполнительной, так и законодательной власти Украины, проводить демократические реформы, направленные на существенное усиление законодательной ветви власти и улучшение независимости судебной системы, таким образом содействуя лучшему распределению власти и усовершенствованию системы сдерживания и противовесов, как того требуют стандарты Совета Европы.

4. Природа реформ, а также избранная система правления являются внутренним делом любого суверенного государства, но лишь до тех пор, пока реформы проводятся с надлежащим уважением к основному закону страны.

5. В этом отношении Ассамблея повторяет, что действующая с 1996 года Конституция является главным внутренним правовым инструментом, на основании которого страна может построить настоящую демократию, и настаивает на строгом соблюдении ее положений, в частности в части внесения изменений в Конституцию, какой бы ни была их необходимость и уместность.

6. В контексте этого Ассамблея убеждена, что любое решение об изменении конституционных правил относительно выборов накануне проведения президентских выборов, вероятно, является предубежденным и противоречивым, и потому считает текущие дебаты по поводу конституционной реформы абсолютно неуместными.

7. Ассамблея высказывает большое сожаление по поводу того, что кризис в Верховной Раде возник из-за недостаточного обсуждения официально зарегистрированных проектов изменений в Конституцию и представленных оппозицией поправок. Ассамблея считает такую практику неприемлемой для демократического государства, которое руководствуется принципом верховенства права.

8. Вместе с тем, Ассамблея высказывает сожаление относительно средств, к которым прибегла в ответ оппозиция для блокирования обычной работы парламента.

9. Ассамблея обращает внимание на вывод Европейской Комиссии "За Демократию через Право" ("Венецианская Комиссия") от 13 декабря 2003 года, в котором приветствуются усилия, направленные на реформирование системы власти для приближения украинской системы к европейским демократическим стандартам, но делается вывод, что "те конкретные решения, которые были избраны во всех проектах изменений в Конституцию, не достигают этой цели и предлагают другие изменения в Конституцию, которые могут оказаться шагом назад".

10. Ассамблея высказывает сожаление по поводу того, что ни одна из рекомендаций Венецианской Комиссии не была принята во внимание в процессе рассмотрения трех законопроектов (№ 3207-1, 4105 и 4180) ни Конституционным Судом Украины, ни Временной специальной комиссией Верховной Рады Украины, прежде чем был представлен проект закона № 4105 для обсуждения в Верховной Раде.

Поэтому Ассамблея призывает все соответствующие органы власти Украины принять во внимание все рекомендации, сделанные до этого времени Венецианской комиссией, и продолжать открытый и эффективный диалог с Комиссией с целью дальнейшего улучшения обсуждаемых законопроектов.

11. Ассамблея обращается со срочным призывом к политическим партиям и блокам парламентских фракций и групп в Верховной Раде решить свои проблемы мирным путем через открытый диалог и при полном уважении к парламентским правилам и процедурам путем:

i. обеспечения легитимности любой конституционной реформы, признав в этом случае, что Регламент Верховной Рады не был соблюден всеми сторонами, и приняв во внимание, что "голосование поднятием рук" в парламенте не предусмотрено законодательством, в том числе Регламентом Верховной Рады;

ii. проведения открытых дебатов относительно всех трех законопроектов (№ 3207-1, 4105 та 4180) с конституционными изменениями, включая надлежащее информирование общественности и народное обсуждение на общенациональном уровне этих вопросов, а в особенности плюралистические политические дебаты на национальных теле- и радиоканалах;

iii. полного учета рекомендаций Венецианской Комиссии во время внесения изменений в Конституцию и, в частности, пересмотра своей позиции относительно императивного мандата народных депутатов, ограничения срока пребывания на должности судий до десяти лет и продления полномочий Генеральной прокуратуры, так как все это противоречит принципам демократии и верховенства права;

iv. обеспечения проведения следующих президентских выборов, как это было запланировано и в предусмотренный Конституцией срок, с учетом того, что изменение способа избрания президента непосредственно накануне выборов может лишь запутать электорат;

v. согласия вынести любые конституционные изменения относительно срока и способа избрания президента на всенародный референдум соответственно статье 156 действующей Конституции Украины.

12. Последние решения Конституционного Суда снова указали на уязвимость независимости судебной системы в Украине.

Искренне веря в то, что лишь полностью независимая судебная система может обеспечить стабильность, необходимую для установления верховенства права, Ассамблея обеспокоена решением Конституционного Суда Украины от 25 декабря 2003 года (№22-рп), поскольку оно не согласовывается ни с действующей, ни с предыдущей Конституцией Украины, которая была в силе на момент первого избрания президента Кучмы в 1994 году.

Ассамблея все-таки надеется, что президент Украины продемонстрирует демократическую ответственность тем, что покинет свою должность в конце своего второго срока, как это предусмотрено Конституцией Украины.

13. Принимая во внимание будущие президентские выборы в октябре 2004 года, Ассамблея разделяет беспокойство многих украинских граждан о том, что выборы могут не быть действительно свободными, честными, открытыми и прозрачными.

Ассамблея отмечает, что любая форма авторитарных действий на манер запугивания избирателей, давления на членов избирательных комиссий, ограничения свободы слова или искажение СМИ в пользу того или другого кандидата от правящих политических сил является однозначно недопустимой. Если все эти составляющие будут полностью выдержаны, следует также уважать и результаты выборов.

14. Ассамблея призывает президента Украины безотлагательно подать в парламент предложения относительно кандидатов на должности членов Центральной избирательной комиссии, которые вакантны с момента завершения полномочий предыдущих должностных лиц.


15. В свете указанного выше, Ассамблея обращается к Генеральному Секретарю Совета Европы с просьбой немедленно назначить Специального Представителя в Украине, мандат которого будет позволять следить за развитием политических событий в Украине, проводить консультации и экспертизу от имени Совета Европы, если это необходимо, а также в целом усиливать и координировать текущее сотрудничество с украинской властью.

16. Ассамблея также считает, что деятельность, связанная с Планом действий Совета Европы относительно СМИ, согласованным с Украиной, должна быть активизирована, чтобы достичь заметного улучшения общих условий функционирования средств массовой информации и оказывать содействие существенным изменениям в культуре медиа, учитывая будущую предвыборную кампанию.

17. Ассамблея также обеспокоена недавними событиями в городе Мукачево относительно выборов мэра и призывает решить эту проблему соответственно законодательству Украины.

Ассамблея рекомендует Конгрессу Местных и Региональных Властей Совета Европы направить наблюдательную миссию во время будущих выборов мэра в городе Мукачево для того, чтобы они прошли свободно и беспристрастно.

18. Ассамблея считает, что недавние нарушения процедуры голосования в Верховной Раде нарушают обязательства Украины согласно статье 3 Устава Совета Европы.

Если будут произведены любые дальнейшие попытки провести политическую реформу путем изменений Конституции не предусмотренным законодательством путем, и неконституционными средствами, или если Украина не сможет гарантировать проведение свободных и честных выборов 31 октября 2004 года, Ассамблея может принять решение рассмотреть вопрос о прекращении полномочий украинской делегации в соответствии с Правилом 9 Регламента Ассамблеи и, вследствие этого, может принять решение направить в Комитету Министров запрос об прекращении членства Украины в Совете Европы согласно статье 8 Устава Совета Европы.

19. Ассамблея будет продолжать внимательно следить за развитием событий в Украине и готова сделать свой взнос в эффективный диалог между политическими силами, представленными в Верховной Раде.


Перевод осуществлен Лабораторией законодательных инициатив


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования