Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

"Возможный" – лучше, чем "единый". Но хуже, чем действующий

Пятница, 7 мая 2004, 15:10
Отход на заранее подготовленные позиции

6 мая премьер Янукович сделал все необходимое, чтобы в случае внезапной отставки выглядеть как жертва собственных усилий "создать себе политический имидж".

Не только новая пресс-секретарь, но главное – выражения по поводу необходимости свободы слова и остальная почти оппозиционная риторика, призванная расположить на сторону "единого кандидата от власти" симпатии сторонников демократии, – дадут ему в нужный момент возможность сослаться на недовольство режима этими выражениями.

К сожалению, другой мотивации, нежели предупреждение отставки, для такого переворота в имиджетворчестве премьера найти тяжело.

Ведь только что он в том же самом интервью "Свободе", которое привело к нему нового пресс-секретаря, твердо поддерживал модель поведения, предложенную ему Кучмой: меньше слов – больше дела.

Но за несколько дней его намерения будто бы коренным образом изменились. Аж так, что если бы поверить в его стремление к открытости, то можно начать ожидать от него критики чуть ли не самого Кучмы. А уже оценки событий в Мукачеве – обязательно.

Правда, там же в Житомире, где Янукович "перехватил у оппозиции" вместе с экс-шефом киевской редакции "Свободы" еще и склонность к свободе СМИ, о Мукачеве он снова промолчал. Возможно, пока полагается на генпрокурора Васильева...

Но вместе с тем он сделал кое-что другое: намекнул Кучме, что в случае опасности для своего статуса "единого кандидата" может обратиться к поддержке оппозиционной ныне идеи отзыва из Ирака украинского контингента.

Ведь в парламенте для положительного голосования по этому поводу не хватило совсем немного голосов – то есть, голоса "Регионов" здесь пригодятся...

Кстати, председатель парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Крючков утверждает, что решение ВР по этому поводу, если будет принято, не останется просто политическим заявлением, а будет иметь прямые юридические установки для президента. Потому что так был одобрен и закон о направлении контингента в Ирак...

Для видимости Янукович вроде как поставил "ультиматум" ООН – чтобы быстрее взяла в руки ситуацию в Ираке. И даже – опять-таки для видимости – храбро "нажал" на США: мол, договаривались о контрактах на восстановление – так давайте.

Но поскольку не так давно сам Кучма несколько раз подчеркнул, что из Ирака мы не "будем убегать" ни при каких обстоятельствах – то и ультиматумы Януковича ООН и США выглядят странно.

Международная политика – не его прерогатива, а значит – "подставлять" Кучму он мог отважиться исключительно при крайних для себя лично политических обстоятельствах.

А какие же это могут быть обстоятельства, кроме как угроза отставки вместе со всеми вытекающими последствиями потери премьерского рейтинга и статуса "единого кандидата от власти"...

Манипуляция манипуляторами

Между прочим, о рейтингах. Бодрая и на удивление серьезная дискуссия о рейтингах кандидатов сразу во втором туре, но развернутая за два месяца до начала официальной избирательной кампании – это, похоже, проблема не социологов.

Это проблема политикума, который пытается опередить события, которые в действительности от него не зависят.

Так вот, в этом контексте "изобретение" социологов – спрашивать у граждан, кто победит на выборах или кто является наиболее возможным будущим президентом, а потом на соответствующих результатах строить прогнозы влияния на сознание аполитичного электората – выглядит как неплохой способ манипулирования.

Но не столько самим электоратом, который через полгода еще сто раз забудет об этих исследованиях, сколько непосредственно политическими кругами. Которые сейчас решают, кому от них идти на выборы и кто может обеспечить преемственность власти.

Очевидно же, что опросы, которые называют Януковича "наиболее возможным" будущим президентом, причем за счет админресурса, но ни в коем случае – не честных прозрачных выборов (так как пока голосовать граждане собираются большей частью именно за Ющенко), – являются манипуляцией, в частности, "пропровительственной коалицией" в пользу Януковича.

Мол, "наиболее возможный" – это лучше, чем "единый от власти", так как за первым стоит хотя и очень натянутая, но позиция избирателей. Тогда как за вторым определением – лишь интрига. Поэтому "единый" может базироваться на "наиболее возможном", а не зависеть от настроений элиты...

Но в этой, в общем-то, интересной выдумке есть несколько неприятных для Януковича моментов.

Во-первых, таким образом попутно доказывается если не прямая причастность его к мукачевским событиям, то заинтересованность в них. Ведь, собственно, они и оказали на электорат такое влияние относительно возможных результатах выборов, что Янукович оказался среди "возможных".

Во-вторых, что продолжает первое, – происходит весьма дерзкая демонстрация принадлежности админресурса не Кучме, а именно Януковичу. И если с временным рейтингом премьера Кучма мог бы смириться, то с претензиями на управление админресурсом – никоим образом.

Не из-за ревности ли Кучмы к Януковичу появился на днях указ о социальных мерах для украинской бедноты? Все, что перечислено в указе, премьер и сам собирался сделать ради своей популярности, и даже формально указ здесь был абсолютно лишним.

Но Кучма не забыл "перехватить инициативу" на этот раз у "единого" и "наиболее возможного" – чтобы народ не перепутал, откуда падает на него манна небесная.

В конце концов, обнадеживающие для Януковича и стимулирующие в его пользу большевиков рейтинги появились еще до того, как премьер начал активно формировать свой "политический имидж".

Но если рейтинг возрастал, когда премьер молчал, то не станет ли он падать, когда Янукович, в соответствии с новой концепцией своей избирательной кампании, заговорит?

Взять для примера хотя бы Литвина, да и Тигипко с Кинахом: какие уже красивые слова они иногда провозглашают – а где их рейтинги?

Другое дело, если Янукович окажется если и не в оппозиции, то, по крайней мере, и не на должности. Тогда можно и поговорить, и даже на некоторое сохранение рейтинга надеяться – хотя, конечно, за исключением того, что дается админресурсом.

Мукачево и Ирак

Одним словом, у Януковича есть все основания надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Именно поэтому он, похоже, и заговорил об Ираке совсем в другой тональности, чем это дозволено в условиях зависимости Кучмы от США.

Возможно, рассчитывая, что если Кучма не испугается его шантажа (довольно ощутимого, но не весьма тонкого) – то и свое упоминание об Ираке можно будет внести в перечень объяснения причин отставки.

А вопрос об Ираке стал действительно мучительным для Кучмы. Причем исключительно – из-за... Мукачева. До Мукачева он сам мог шантажировать США своей дальнейшей поддержкой или неподдержкой коалиции.

В настоящее время Вашингтон, проговаривая традиционные призывы к честным выборам, имел возможность терпеть все, что творилось в Украине со СМИ, включительно со "Свободой" и другими проявлениями такого же традиционного украинского произвола.

Но после Мукачева это лицемерие стало весьма впечатляющим даже для администрации Буша. И только Ирак еще удерживает ее в контакте с Кучмой. Поэтому никаких дальнейших манипуляций в вопросе Ирака здесь терпеть уже не будут. Хотя и хотели бы – о чем намекнул Пайфер, очерчивая различие в отношении к Украине между администрацией и Сенатом.

Поэтому Кучма должен был прекратить игры и чуть ли не поклясться в том, что контингент в Ираке останется неприкосновенным.

Одновременно он оказался в этом вопросе зависимым от своего бывшего большинства в парламенте. "Подорвать" ситуацию, кстати, может не только фракция "Регионов", а и кто-нибудь из большевиков. У каждого из них могут найтись свои причины.

Излишне напоминать, что в такое положение поставил Кучму Медведчук. Не лишним будет и спросить: как собирается выходить из нее Кучма, чтобы возвратить себе возможность и дальше играть с Вашингтоном в иракские игры?

Казалось бы, ответ – на поверхности: следует найти виновных в мукачевских событиях, и, как требуют все без исключения наблюдатели, подвергнуть их наказанию, доказав, что на президентских выборах аналогичного мошенничества с результатами выборов не произойдет.

Но следствие, как свидетельствует ГПУ, продвигается очень медленно. Так медленно, что ни полного отчета самому Кучме до 1 мая сделать не удалось, ни, похоже, до 12 мая для парламента его не будет.

Если верить информации ГПУ – следствие проводит экспертизы с добытыми тяжелым трудом протоколами, устанавливая их возможную подделку. В то же время уголовные дела открыты совсем по другим вопросам: относительно хулиганства и относительно исчезновения избирательной документации. До ответа на вопрос – кто виноват – очень и очень далеко...

Может, это Кучма еще не определился, кого именно "назначить" виновным? Тогда как американец Пайфер четко заявил, что обвинения "обеих сторон" ("хулиганов" из "НУ" и СДПУ(о) США не примут.

А может, это ГПУ тянет время, подставляя гаранта?

Ведь если на первом же заседании ВР 11 мая не будет о чем результативно отчитываться силовикам по поводу Мукачева – намного больше шансов получить отрицательный для Кучмы результат по Ираку...

В особенности на фоне ужасных взрывов в Запорожье.

Чего не хватало для полноты картины

Эксперты уже не скрывают, что эти взрывы могли быть даже диверсией. От себя цинично добавим – такой себе "салют" в честь не годовщины Победы, а инаугурации Путина...

О возможном теракте до сих пор никто не вспоминает, но если диверсия, то почему бы не теракт? Прокуратура предупреждала, но теперь ей придется также расследовать, вместе с СБУ и другими... Может, обнаружатся и террористы...

Итак, к вопросу об Ираке эта катастрофа может иметь то отношение, что Минобороны, не имея то ли ресурсов, то ли времени на обеспечение безопасности непосредственно в своем хозяйстве в Украине, имеет время и вдохновение, а также деньги – на операцию в Ираке.

В то время как Марчук возможные "акты мести" за участие украинцев в Ираке называл "неприятностями".

Так разве это не повод для парламента окончательно решить все вопросы? Вместе с отношениями Кучмы и США – после чего он останется наедине с Путиным?

И с возможностью положить выяснение проблемы выборов в Мукачеве в тот же долгий ящик, где до сих пор находятся дела об убийствах журналистов и т.п.

Ведь накануне ожидаемого, но политически невозможного отчета силовиков в Верховной Раде явным образом не хватало чего-то, что бы отвлекло внимание. Кто-то надеялся, что "уличный кризис" принесет Первомай. Не случилось. На стычки идеологических противников 9 мая, похоже, даже не рассчитывают. Хотя...

Во всяком случае, драма возле Мелитополя перекрывает все...

Впрочем, Кучма и сам, опередив Януковича, может дать команду кому надо – голосовать за отзыв контингента из Ирака, а потом еще немного "посомневаться", выполнять ли это решение.

Если уже он допустил Мукачево – то отношения с США для него, очевидно, почти не имеют значения. Как и с Европой – несмотря на всю евромедитацию. Они лишь мешают идти на третий срок по схеме, которая уже фактически решена: силовым путем.

Лишние иллюзии

И, кстати, конституционная реформа, которую собираются реанимировать двумя непроголосованными до сих пор проектами – здесь не поможет.

Причем не только потому, что накануне выборов не наберется 300 голосов. На самом деле, вопреки всем юридическим спорам Кучмы и Литвина и "отступлению" последнего – все из-за той же статьи 158 Конституции, на соответствие которой Конституционный суд снова будет проверять упомянутые проекты.

А если они поступят в КС в том же виде, в котором существуют сейчас, то может выясниться, что текст в них абсолютно тождествен проваленному проекту №4105.

И если КС не пойдет на очередную глупость и будет оценивать понятие "законопроект" не только по номеру регистрации в секретариате Верховной Рады, а, как и следует, по смыслу, – то признает набор главных статей такими, которые уже рассматривались в ВР и не были одобрены.

А следовательно – не могут вноситься на рассмотрение раньше, чем 8 апреля 2005 года...

Если же кто-то захочет переписывать эти статьи проектов коренным образом, то в КС придется обращаться еще до предыдущего их одобрения 226-ю голосами. И в этом случае можно так и не успеть провести всю полную процедуру реформы даже до 6 сессии, то есть – до выборов.

Можно, как и соцопрос, считать вышеупомянутое попыткой манипуляции политиками, но похоже, что Янукович уже на самом деле не имеет даже недавнего "сверхзадания" от Кучмы провести конституционную реформу.

Таким образом, исходя из комплекса обстоятельств – он остается лишним. И как "единый", и как "наиболее возможный".

Ведь статус действующего президента в настоящих украинских условиях в любом случае сильнее, чем и у "единого", и у "возможного", – но лишь кандидата от власти.

Читайте также:

РУКОВОДИТЕЛЬ РАДИО "СВОБОДА" СТАЛА ПРЕСС-СЕКРЕТАРЕМ ЯНУКОВИЧА

Янукович готов терпеть критику ради свободы слова

Янукович за вывод миротворцев, если Украину не допустят к "разделу Ирака"

Кучма перед выборами обязал Януковича отдать все долги

США не нужна "отмазка", что в Мукачеве были виноваты обе силы

Катастрофа в Запорожской области: 5 человек погибли, 5 000 эвакуированы. Рядом с местом взрывов – Запорожская АЭС

ЛИТВИН УЖЕ НЕ ИСКЛЮЧАЕТ, ЧТО ПАРЛАМЕНТ ВОЗВРАТИТСЯ К РАССМОТРЕНИЮ ПОЛИТРЕФОРМЫ

Читайте также хронику политического противостояния в материалах Ирины Погореловой в "Украинской правде":

Реформа "коалиции"

Эксцесс исполнителей

На каждого "мудреца" хватит реформ

Фальсификат

Легализация, или же отмываниe

Внутреннее дело

Там, где два украинца – там три... джентльмена

"Антиющенко-2" и "Антиющенко-3" как добавление к реформе

Всю власть – конституционному суду?!

Приключения пропорционки

Кучма рановато хоронит КГБ

Последняя фаза реформы. Самоуничтожение

"Конституционное соглашение" – 2

Одно неосторожное движение – и ты отец "Кучмы-3"


"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования