Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

"Зеленые": партия, которая гуляет сама по себе. На российские деньги?

Вторник, 27 июля 2004, 00:00
Главной новостью ХІ съезда Партии зеленых Украины стало то, что украинские "зеленые", оказывается, являются оппозиционной политической силой. Причем с уклоном к левизне. Они даже собирались всерьез подтвердить свою оппозиционность, поддержав кандидата в президенты от Соцпартии Александра Мороза.

Но своевременно одумались: такой шаг окончательно рассорил бы ПЗУ с властью, что явно не в пользу партии. Впрочем, совсем не использовать нынешнюю кампанию, которая дает шанс напомнить о себе накануне парламентских выборов–2006, было как–то не с руки.

Поэтому "зеленые" предложили баллотироваться в президенты своему неизменному с 1992 года лидеру Виталию Кононову.

"Для того, чтобы сохранить свое лицо и достойно выйти из этих выборов", – объясняли "Украинской правде" близкие к руководству делегаты съезда.

2004 говорим, 2006 – в уме

Вопрос о выдвижение кандидата в президенты в повестке дня съезда оказался последним – после отчетов, переизбрания лидера партии, избрания заместителей и почетного председателя. "Зеленые" пытались держать интригу до конца.

Но отсутствие представителей Партии регионов сразу убедило присутствующих журналистов, что ПЗУ не поддержит Виктора Януковича (как надеялось большинство представителей СМИ).

Так же поддержка "экологов" не светила и кому–то из представителей других политических сил – собрание в Доме учителя проходило без гостей от дружеских политструктур.

Говорили больше о том, какой партии быть завтра. Даже сам Кононов, которого в третий раз избрали лидером ПЗУ, дал понять, что его возможное выдвижение в президенты – не серьезное: "Считаю главным этапом не выборы 2004, а выборы 2006 года".

"Я просил бы, чтобы вы меня поддержали в этом плане. От этого зависит не только судьба нашей партии и судьба зеленого движения, от этого зависит и судьба нашего государства", – сказал он, благодаря за переизбрание.

После этих слов логичнее было бы вообще отказаться от участия в президентских гонках. Но "зеленые" решили использовать их как пиар–кампанию и таким образом не дать забрать своих областных и районных активистов в штабы как власти, так и оппозиции.

Тем более, что такие попытки были. В частности председатель Белгород–Днестровской районной организации ПЗУ (Одесская обл.) жаловался, что сейчас на региональных лидеров "давят и будут давить".

– Виталий Николаевич, – поинтересовалась "УП" в перерыве у Кононова перед голосованием. – Объясните, почему вы сами идете на выборы, а не поддерживаете кого–то из кандидатов от оппозиции, например, Виктора Ющенко?

– У нас реальная живая дискуссия. Мы собирались уже семь раз по этому поводу. Мы не можем поддерживать индустриалистов.

– Хорошо, но кандидатура Александра Мороза также обсуждалась. Почему не он?

– Что касается Мороза, то мы идеологически очень близки и у нас многие симпатизируют ему, но мы считаем, что в ситуации, которая сложилась сегодня с выдвижением многих людей, есть проблема, которая может повторить выборы 1999 года, когда властные структуры выходят во второй тур с коммунистом.

– А чем вас не устраивает Виктор Янукович?

- Очень просто. Власть сегодня ведет агрессивную индустриальную политику: строятся каналы, уничтожаются заповедники, достраиваются две ядерные станции – Ровенская и Хмельницкая – как мы его можем поддерживать?

Даже если бы мы очень любили премьер–министра лично, политика, которую проводит возглавляемое им правительство, антиэкологическая. Они разбили на два фрагмента Министерство экологии, забрали оттуда природные ресурсы, как же оно может теперь влиять на ситуацию – только говорить, что что–то не так?

Ответ власти и оппозиции

Для отказа "фаворитам" нашли удобный повод – политическую реформу. "Лишь в том случае, если власть будет прозрачной, если страна избежит авторитарного или тоталитарного сценария развития, – объяснял заместитель лидера партии Сергей Курыкин, – Поэтому для нас было очень показательным отношение кандидатов к тому, что в стране называется "политическая реформа".

По его словам, реформа власти для "зеленых" – это "прежде всего перераспределение властных полномочий между президентом, Кабинетом Министров и парламентом и ничто другое".

"Именно из этих соображений мы вынуждены были отвергнуть кандидатуру лидера "Нашей Украины", поскольку, к величайшему сожалению, люди, которые себя определяют как демократы, заняли агрессивную позицию относительно политической реформы и считают своим большим достижением то, что политическая реформа в парламенте провалена, в частности, и их усилиями.

Таким образом единственный политический аргумент, который был для нас самым принципиальным, фактически не сработал в пользу лидера "Нашей Украины", – добавил заместитель Кононова.

Из этих же же соображений ПЗУ не устроил Янукович. "На словах партии парламентского большинства, которые сформировали действующее правительство, поддерживают политическую реформу. На деле мы видим, что они успешно проваливают каждое решающее голосование в парламенте. Не последнюю роль в этом процессе играют представители партии, в которую входит действующий премьер–министр", – сказал Курыкин.

Кроме того, как уже упоминалось, у зеленых есть немало претензий к природоохранной политике в стране. В частности, начатому строительству канала Дунай–Черное море, которое "осуществляется с нарушением как национального природоохранного законодательства, так и с нарушением международных правовых обязательств Украины", не решается проблема хранилищ промышленных отходов, которая "приобретает характер необратимой экологической катастрофы".

"Таким образом, и действующий лидер оппозиции, представленной "Нашей Украиной", и действующий представитель власти сделали все для того, чтобы "зеленые" не имели политических оснований, чтобы их поддержать", – подытожил Курыкин.

При этом он официально подтвердил, что зеленые всерьез обсуждали кандидатуру Александра Мороза "как человека, который действительно последовательно отстаивает идею политической реформы в стране".

Председатель СПУ даже получил поддержку Политсовета ПЗУ, но на решающем заседании Центрального координационного совета в Севастополе, которое состоялось неделю назад, это решение неожиданно переиграли.

"Такой политический шаг мог бы иметь отрицательные последствия как для нас, так и для той политической силы, которую мы в данном случае поддерживали, – многозначительно объяснил причины Курыкин, добавив, что секретариат решил не делать "медвежьей услуги" ни себе, ни другим, поскольку, "если кто–то любит "зеленых", это не означает, что он одинаково любит социалистов, и наоборот".

В результате "подавляющее большинство членов ЦКС, признавая добродетели других кандидатов, сошлось на том, что все–таки оптимальным вариантом в ситуации, которая сложилась, будет выдвижение именно Виталия Николаевича Кононова".

"Мы идем сами, чтобы не дезориентировать нашего избирателя. Вступив в блок с кем–то, мы просто подчиняем себя другим идеологиям, которые не имеют достаточно общего с теми идеями, которые отстаиваем мы", – подытожил заместитель Кононова. Зал ответил 451 голосом "за" из 468 избранных на съезд.

Кандидат на два месяца?

Это уже второе баллотирование Виталия Кононова в президенты. При чем такое же бесперспективное и непонятное, как и в 1999 году, когда он, лидер фракции ПЗУ в парламенте, набрал лишь 0,29 процента голосов избирателей, заняв третье место с конца среди 15 участников гонки.

"Зеленые" выдвинули Кононова кандидатом в президенты с одной целью: иметь повод не поддерживать Кучму еще на первом этапе выборов и, благодаря этому, остаться в глазах большинства избирателей более или менее нейтральными", – так оценивал тогда участие лидера ПЗУ в очевидно проигрышной игре альманах "Накануне".

Аналогичную "фишку" партия повторяет в 2004–м: делает ставку на своего кандидата. Зачем? Чтобы выйти "чистой" из нынешнего противостояния власти и оппозиции и претендовать в 2006–м на политически нейтральный электорат, – ту же треть избирателей, которая пока не определилась со своими политическими симпатиями, потому что 31 октября не хочет голосовать ни за Виктора Ющенко, ни за Виктора Януковича.

Уже на съезде "зеленые" подтвердили, что финансово к кампании не готовы. "От очень многих обстоятельств, в частности, финансовых, будет зависеть то, насколько далеко мы пойдем по этому пути – я имею в виду избирательные гонки", – расписался в собственном безденежье Сергей Курыкин. Вместе с тем Виталий Кононов пообещал взять в банке кредит.

– А отдавать как? – поинтересовались из зала.

– А отдавать вы будете, вы же меня выдвигаете! – ответил Кононов, еще раз подчеркивая, что ему нынешнее выдвижение нужно, как зайцу стоп–сигнал.

Курыкину пришлось откорректировать несерьезное заявление без 5 минут кандидата в президенты. "Нет, речь идет о том, что мы берем кредит в миллион, раздаем организациям, а потом сидим и вместе думаем, как этот кредит возвращать, – сказал он. – Речь идет о том, что активный сбор средств можно начать лишь тогда, когда мы выдвинем своего кандидата".

Но для того, чтобы Кононов стал претендентом, в Центральную избирательную комиссию надо подать 500 тысяч гривен, которые попросят в банке, который "согласится это сделать, так как залога у нас нет на сегодняшний день".

Ссуду зеленые будут брать на 2 месяца. "В том случае, если в течение двух месяцев мы не находим других, альтернативных средства, то нам придется просто забрать эти деньги в те сроки, которые разрешаются действующим законодательством, – продолжил Курыкин. – Речь идет о том, что на этом этапе избирательной кампании мы используем доступный нам финансовый инструмент".

А уже, мол, от активности партийцев на местах в течение ближайших полутора–двух месяцев будет видно, найдут они деньги или нет.

"Общепартийными усилиями на проценты с кредита мы деньги как–то соберем. Все–таки у нас 52 тысячи членов", – подытожил Курыкин.

При этом в зале обнаружился четверо трезвомыслящих, которые воздержались во время голосования. Один из них публично задал несколько простых вопросов, которые часто приходится слышать. Например, зачем на самом деле "зеленые" усложняют работу избирателям еще одним кандидатом, у кого они планируют отбирать таким образом голоса.

Курыкину постановка вопроса явно не понравилась. "Я не знаю у кого мы забираем голоса. Мы предлагаем украинскому народу поддержать определенную систему ценностей. Покажите мне другую политическую силу, которая настолько близка к зеленым, что зеленые у нее могут отобрать голоса?" – риторически подытожил он.

С ним можно согласиться, поскольку такой мало популярный политик как Кононов едва ли способен собрать (а потому и отобрать) существенное количество симпатий избирателей.

Одни пошли, другие пришли

После неожиданного поражения на парламентских выборах 2002 года Партия зеленых пережила нелегкие времена. Почти сразу от нее отошел главный "спонсор" и вдохновитель партии образца 1998 года Василий Хмельницкий, собственник "Запорожстали" и 25–процентного пакета акций "Киевэнерго".

Разочаровавшись в партийной идее, он попал в Верховную Раду, победив в мажоритарном округе, и присоединился к фракции Богдана Губского "Народовладдя". Кроме того, зеленых покинул Сергей Кривошея, председатель правления АО "Укринбанка". Ушел в СДПУ(о) еще один бизнесмен – Воронов.

Также на субботний съезд демонстративно не явился Олег Яценко, экс–заместитель Кононова по партии и председатель реформированного на днях Государственного комитета связи и информатизации.

По одной из версий, Олег Владимирович является дальним родственником жены президента Людмилы Кучмы, по другой – просто хорошим другом президентской семьи еще со времен общей работы на "Южмаше".

Так вот, его отход является не менее знаковым, чем потеря Хмельницкого. "Зеленым" ничего не оставалось, как вернуться к "экосоциализму".

Вопреки этому, со стороны собрание в Доме учителя выглядело так же безупречно стильно, как и все предыдущие акции ПЗУ. Вход и сцену украшали партийные флаги и гирлянды из бледно–зелено–желтых шариков, в зале играла веселая музыка, участникам раздавали папки с призывом "Зеленого должно быть больше", в которых даже ручки писали зеленым.

В выступлении лидер Виталий Кононов говорил о увеличение партийных рядов на 12 тысяч членов. "Люди пришли к нам, люди простили нам, что мы пошли на сотрудничество с властью. Это серьезный позитив", – заверил он, убеждая присутствующих, что 52 тысячи – это в конце концов "реальное количество членов партии".

Привлекать избирателей "зеленые" будут через критику власти. "Наша задача сегодня – бороться и разоблачать попытки власти преуменьшить или скрыть причиненный вред окружающей среде. То, что творится сегодня в Украине по отношению к природе, иначе, как преступлением перед потомками назвать нельзя", – констатировал Кононов, сорвав овации присутствующих.

Отсюда и их полевение во взглядах, отсюда и разговор о возможной поддержке Мороза.

При этом заметно было, что в партии больше не бедствуют. Хотя делегаты роптали на ограниченность финансов, отход банковско–промислового лобби называли "очищением" и шансом возродить бывшую популярность экологической идеи среди населения Украины.

Как–не–как, а в 1998 году за ПЗУ отдалили свои голоса 1 миллион 444 тысячи 264 избирателя или 5,4354 процента, обеспечив "зеленым" 19 депутатских мандатов. Итак, снова обнаружился кто–то, кто накануне пропорциональных выборов поверил в "зеленый" бренд и помог "экологам" финансово.

Говорят, что капитал снова российский. Потому что, как уверяет Виталий Кононов, депутаты–мажоритарщики из Верховной Рады нынешнего созыва здесь ни при чем.

– Вы ведете какие–то переговоры с теми мажоритарщиками, которые сейчас есть в Верховной Раде, об их вступлении в партию?

– Ни. Мы сейчас решили быть только сами по себе. Мы выращиваем свои кадры.

– То есть ожидать, что в нынешнем парламенте возродится фракция ПЗУ, не стоит?

– Она может возникнуть, но мы ее не признаем, потому что там нет членов партии. Даже если они и вступят, мы не будем об этом говорить.

– Разве предложений от депутатов Верховной Рады, которые хотят вступить в ПЗУ, не было?

– Предложения были. Но мы их не воспринимаем. Нам не нужны люди, которые прошли по "мажоритарке", а сегодня хотят использовать наше имя. Потому что у нас были тяжелые времена – 2002–2003 год, – и эти люди занимались другими делами. Нам никто не помогал, мы выросли сами, мы устояли на ногах, и нам никто не нужен сегодня. Даже, если будут такие, мы будем от них отказываться.

* * *

Итак, партия, которую считали мало раскрученным и использованным в 1998 году брендом, сделала заявку на возвращение в большую политику и ее лидеры уверенны в своих силах, если позволяют себе "раскидываться" "мажоритарщиками". Вот только будут ли воспринимать новых "зеленых" на левом фронте, как это было в начале 1990–х, – не известно. Ведь там и без них большая конкуренция.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования