Вдаримо кризою по яйцях?

На останньому Кабміні вразила запекла, за своєю політичною сміливістю і державною зухвалістю спроба нашого прем'єра практично з голосу, після п'ятихвилинної комп'ютерної презентації, одержати підтримку свого уряду на видачу держгарантій на 400 мільйонів доларів під кредити для молодої фірми, що виробляє яйця. (рос)

Помнится, еще старина Конфуций говорил, что три самые увлекательные и даже завораживающие вещи в мире – это смотреть на пылающий огонь, на текущую воду и на то, как работают другие.

Жаль, что великий философ не знал еще об одном значительно более мощном, впечатляющем, завораживающем мегазрелище – смотреть, как работает украинское правительство.

А это зрелище, на мой взгляд, именно мегамасштаба, поскольку все наши маленькие частные работы и работенки – будь мы бизнесмены, чиновники, ученые или врачи – зависят от громадной, титанической работы нашего Кабмина.

Реклама:

Поэтому я постоянно наслаждаюсь работой правительства во всех его проявлениях.

Меня впечатляет даже его виртуальная деятельность, обильно представленная на сайте Кабмина. Последние дни, например, я с упоением читаю бесчисленные телеграммы, которые приходят с мест в адрес Кабмина с горячей поддержкой его же варианта нового "Бюджетного кодекса".

Сладкой советской истомой и ностальгией веет от этих наивных, но искренних текстов, всемерно и единодушно одобряющих и поддерживающих деятельность правительства.

Самое трогательное – это лаконичность содержания телеграмм. Простые труженики, видимо, еще не овладели искусством витиеватой многоречивости наших политиков, поэтому они пишут четко и лаконично. Например: "Юлия Владимировна, все, что вы предлагаете, здорово и разумно".

Я думаю, что это действительно серьезная моральная поддержка правительству Украины.

Поскольку, как сказано на сайте, подобных телеграмм тысячи.

И я уверен, что завтра их будет десятки тысяч. А точнее – одиннадцать тысяч шестьсот. Поскольку по новому "Бюджетному кодексу" планируется, что именно столько местных бюджетов будет разрабатываться и приниматься в Кабмине и, соответственно, столько местных громад будет зависеть не от собственной смекалки и трудолюбия, а от щедрости киевских правительственных чиновников.

Конечно, завтра эти громады не будут уже захлебываться от восторга, а будут отправлять правительству (если будет на что) телеграммы с просьбами и мольбам. Но это будет завтра. А пока все "здорово и разумно".

Впечатляющая работа!

Конечно, кабминовский виртуал – это "жесть". Но еще круче кабминовский реал в виде непосредственных, "вживую" заседаний Кабмина. Пусть на меня не обидится "великий украинец", но Кабмин-лайф – это посильнее не только доктора Фауста, но даже Шустер-лайфа.

Хотя и там, и там практически одни и те же действующие лица, но режиссура, конечно, разная.

Почему круче?

Во-первых, потому что длиннее. И даже такой великий телемарафонец как Савик не может соревноваться по длительности своих передач с кабминовскими заседаниями.

Во-вторых, явно тематически богаче. Если у Савика проговаривается сразу 10-20 тем, то на одном заседании Кабмина легко "поднимают" и тридцать, и сорок, и пятьдесят: причем самых разных по уровню и содержанию, и никак системно не связанных друг с другом.

В-третьих, на Кабмин-лайфе, в отличие от Шустер-лайфа, отсутствуют всякие там "регионалы" и коммунисты, и поэтому никто не отвлекает главную ведущую - Юлию Владимировну – разными дурацкими вопросами, репликами и комментариями.

А в-четвертых, и это самое впечатляющее, формат и состав обоих "лайфов" идентичный, но второй проходит почему-то без самого Савика. И ничего, справляются!

Впрочем, я увлекся формальными вещами. А суть, конечно, в содержании. И содержание замечательно!

Хотя бы тем, что на каждом Кабмине говорится о перевыполнении бюджета, перевыполнении поступлений в пенсионный фонд и т.д. Проверить это все равно нельзя, поскольку Кабмин засекретил экономическую статистику.

Но все равно приятно, поскольку правительство, видимо, нашло какие-то свои эффективные, но пока еще, может быть, секретные способы и пути преодоления кризиса. Наверное, это какие-то дерзкие, необычные и смелые инновации.

Меня, в частности, на последнем Кабмине поразила отчаянная, по своей политической смелости и государственной дерзости попытка нашего премьера практически с голоса, после пятиминутной компьютерной презентации, получить поддержку своего правительства на выдачу госгарантий на 400 миллионов долларов под кредиты для молодой фирмы, производящей яйца. (Сразу скажу, чтобы отмести ненужные, грязные инсинуации и ассоциации, не перепелиные яйца, а обычные – куриные).

Почему меня зацепила и восхитила именно эта инновационная и антикризисная тема?

Просто я, как политолог, много лет с удивлением наблюдаю некую мистическую сакральную роль яиц в украинской политике.

Это и бронебойное яйцо, остановившее в свое время железную поступь одного из кандидатов в президенты.

Это и "дорогие яйца" Еханурова, фактически стоившие дорогого ему поста министра обороны.

Это и футбольный удар министра Луценко - по сами понимаете чему у киевского мэра…

В свое время я даже изобрел загадку: что общего между кексом, сексом и украинской политикой? – с простым логичным ответом: везде замешаны яйца.

И вот опять, теперь уже на Кабмине, я в подтверждение своей гипотезы увидел крутой антикризисный яичный замес: почти на полмиллиарда "зеленых". Правда, с первого раза замес не состоялся, поскольку на вопрос приглашенному главе яичной фирмы от и.о. министра финансов: "А чем фирма будет гарантировать возврат кредита?", тот не решился озвучить подсказку одного из сидевших рядом чиновников: "Собственными яйцами".

И поэтому вопрос пока завис в воздухе. Хотя я уверен, что в ближайшее время будет решен положительно, поскольку и проект действительно интересный, и схема его реализации, предложенная на Кабмине, отработанная и стандартная: пройтись по всем заинтересованным министерствам и ведомствам и договориться.

А мы ведь знаем, что договариваться бизнесмены с чиновниками у нас умеют. Уверен, что все наверняка будут довольны.

Хвала яйцам!

Так что, еще раз повторюсь, все у нас в правительстве "здорово и разумно". Есть, правда, одно маленькое "но".

Я понимаю, что правительству нельзя рассекречивать все их антикризисные заготовки, может быть, кроме "яичных". Но мне, как человеку много лет занимавшемуся методологическими проблемами, хотелось бы все-таки - хоть в виртуальном режиме, хоть в реале – получить от правительства хотя бы намек на его стратегию выхода из кризиса.

Уже абсолютно очевидно для большинства экспертов, что наш украинский экономический кризис, хотя и связан с общемировым, но имеет, в принципе, иную природу.

Если мировой кризис был сдетонирован в основном дисбалансом между финансовыми и реальными секторами экономики, то наш кризис - это, прежде всего, кризис рентабельности всей украинской нереформированной экономики.

Многие годы наша многострадальная экономика поддерживала свое относительно нормальное существование и даже некоторый рост не за счет модернизации, повышения своей эффективности и производительности труда. А за счет в основном трех внешних факторов: 1) низкой ценой на энергоносители; 2) низкой цены труда; 3) внешних и внутренних кредитов.

Когда все эти три факта зашатались, а первый вообще завалился, тогда, собственно, и начался специфический украинский системный экономический кризис.

Неудобно подсказывать нашему просвещенному правительству банальные и очевидные вещи, но выход из системного кризиса возможен только системный. Достаточно также очевидны и те системные ходы, действия, способы, которые сегодня должны быть основой антикризисной программы.

Во-первых, это радикальное и стремительное усиление конкуренции. Добиться этого можно ликвидацией всех существующих в стране монополий, а в идеале – и "олигархатов", поскольку в наших условиях олигархи как раз и являются чаще всего монополистами целых громадных отраслей – от трубного производства до громадных земельных латифундий.

Пока же мы видим, что правительство действует строго наоборот. Монополии не разрушаются, а создаются – в энергетической, транспортной и так далее сферах. Более того, само правительство становится монополистом. Например, в сфере финансовых услуг избранным банкам и избранным производителям.

Во-вторых, это борьба с коррупцией. Если в некризисные периоды коррупция, как это ни дико звучит, может даже выполнять какие-то почти позитивные функции, выступая чем-то типа "смазки" в быстром принятии решений, то в кризисном периоде – все наоборот.

В периоды кризисов, тем более системных, коррупция – это своего рода "контрольный выстрел" в голову едва дышащей экономике.

Сегодня в типично коррупционной связке "законодатели выделяют - чиновники осваивают" теряется от 10 до 50 процентов финансовых ресурсов.

То есть если раньше у нас был налог на Чернобыль в несколько процентов, который существенно тормозил экономическое развитие, то своего рода "налог на коррупцию" в десятки процентов просто добивает нашу экономику.

Поэтому вопрос сегодня стоит очень жестко: либо выжигание коррупции любыми способами дотла (включая, прежде всего, политическую реформу, которая должна трансформировать и очистить главные центры коррупционной эмиссии – парламент и политические партии), либо страна просто не выйдет из кризисного пике.

В-третьих, как это не антилиберально звучит, но на определенном этапе необходим контроль над нормой прибыли ведущих экономических игроков.

(Наверное, не совсем правильно, когда в тяжелый период для всей страны отдельные счастливчики, близкие к госзаказам, получают прибыль и 50, и 100, и более процентов).

Еще раз извиняюсь за банальность, но даже в тех постсоциалистических странах, где эти меры начали применять быстро и системно, сразу ощутили реальный результат.

Ну и, конечно, само собой, – это жесткая экономия и концентрация средств. То есть не распылять деньги, а концентрировать их на наиболее перспективных направлениях.

Не так давно я с одним ведущим мировым экспертом сделал небольшую поездку по регионам Украины, где мы смотрели правительственные проекты по производству так любимого премьер-министром биотоплива.

Когда этот американский эксперт осматривал полуразрушенные районные масло-жир заводики, в которые правительство планировало вложить по несколько миллионов гривен для перепрофилирования их на биотопливо, он смеялся до слез. (Как смеялся американский водитель в фильме "Брат-2", когда смотрел на купленный за 500 долларов "Кадиллак").

А дело в том, что подобные заводы становятся рентабельными только при определенной технологической оснастке и мощности. Во что, кстати говоря, надо вложить хотя бы по полмиллиарда евро в одну производственную единицу.

А распылять и так скудные бюджетные деньги на сотни мелких "самогонных аппаратов" – это все равно, что когда-то неуклюже пытался сделать Китай, создавая тысячи сельских доменных печей и потерпев, в конце концов, сокрушительное фиаско…

Хотя, может быть, я слишком строг в своем правительственном критицизме. Ведь системные реформы - это вещь достаточно заумная, и даже абстрактная. Систему ведь руками не пощупаешь. Другое дело – яйца!

Автор Дмитрий Выдрин

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування