Від демократії за формою до демократії за змістом

Якщо в Україну і назріла "революційна ситуація", то швидше "внутрішня". Мається на увазі, перш за все, потреба переходу від демократії "зверху" до демократії "знизу". (рос)

Совершенно несправедливо винить демократию за политические недостатки демократического государства. Правильнее было бы обвинить в этом самих себя, то есть граждан демократического государства.

Карл Поппер (1902-1994)

Через призму "внутренней" социально-политической динамики современный историко-политический период, начавшийся "бархатными революциями" конца 1980-тых годов, может быть определен как затяжная "волна" демократического транзита.

Реклама:

В частности, именно в этих терминах могут быть охарактеризованы как недавние "цветные революции" на постсоветском пространстве, так и нынешние революционные события на Ближнем Востоке.

"Изнанкой" исключительно масштабных (как в историческом, так и в географическом измерениях) процессов демократизации является то, что в них доминирует "внешняя" составляющая. Это "демократические трансформации" – но скорее по форме, чем по содержанию.

"Разрыв между демократической формой и содержанием, характерный для современного мира, — это в значительной мере институциональный разрыв, – как оценил этот парадокс известный политический транзитолог Лэрри Даймонд.

– Конечно, ни одна политическая система не функционирует строго в соответствии со своим формальным институциональным уставом, но специфика большинства демократий в Латинской Америке, Азии, Африке и посткоммунистических странах заключается в том, что политические институты там слишком слабы, чтобы обеспечить представительство различных интересов, верховенство конституций, правление закона и ограничение исполнительной власти", – писал Даймонд.

Внешне парадоксальный феномен несоответствия формы и содержания демократии получил общее название "демократий с прилагательными".

Осмысливая этот феномен, ведущий американский политолог Фарид Закария в своей книге "Будущее свободы. Нелиберальная демократия дома и за границей" пришел к примечательным выводам. По мнению влиятельного американского эксперта, демократия сама по себе не благо – она становится благом, только если ее сопровождает, а для надежности – и предшествует ей, свобода и законность.

Вспомним трагедию Сократа – вынесенный ему форумом смертный приговор был проявлением демократии, но отнюдь не либерализма – ибо нарушил принципы свободы слова и убеждений.

Во многих странах, лишь недавно ставших на путь "демократического транзита", прежде всего в бывших республиках СССР, деятельность ключевых институтов – начиная с парламентов – демократична преимущественно внешне.

На крайне серьезные внутренние проблемы указывают такие факторы как крайне высокий уровень коррумпированности и крайне низкий уровень доверия общества к действующей власти и ее институтам и органам.

Примечательно, что эти показатели практически не улучшаются даже после таких "перезагрузок" как выборы, по результатам которых к власти приходят относительно новые силы оппозиционного характера.

В силу этого перед такими "молодыми демократиями" как Украина давно стоит принципиальная проблема – переход от "демократии по форме" к "демократии по содержанию".

Если в Украине и назрела "революционная ситуация", то скорее "внутренняя". Имеется в виду, прежде всего, потребность перехода от демократии "сверху" к демократии "снизу".

Однако этот переход невозможно совершить с помощью Майданов – какими бы масштабными и всеохватными они ни были, и какие бы пламенные вожди их не возглавляли. Ведь майданы – как фокус социальной активности гражданского общества – являются лишь внешним проявлением глубинных трансформационных процессов.

Более того, "если в обществе возобладают коллективистские настроения, – как предупреждал выдающийся обществовед фон Хайек, – демократии с неизбежностью приходит конец".

Нечто подобное едва не случилось с результатами "помаранчевой революции", когда "любі друзі" стали растрачивать уже не только политический кредит доверия, но даже его основу – социальный капитал.

Анализируя проблемы современной демократии, германский социально-политический философ Ульрих Бек в книге "Изобретение политического" предложил путь к их решению через дедогматизацию и десакрализацию ее установившихся принципов: демократия, по его мнению, должна превратиться в рефлектирующую.

"Старайся скорее устранить конкретное зло, чем осуществить абстрактное благо" – рекомендовал классик современной теории демократии Карл Поппер. Применительно к нынешней украинской ситуации это означает, что простое воспроизводство ее основ (формальное повторение процедур) должно уступить место их критическому анализу и поиску оптимальных моделей во всех сферах социально-политического действия – прежде всего переходу от доминирования представительской демократии к "демократии участия".

В частности, переосмысления требует проблема борьбы с коррупцией: необходим отход от ее субъективного оценивания и использования как инструмента политической борьбы – в пользу ориентации на объективный социально-экономический результат.

Именно поиск новых форм демократии, а не желание извлечь личную выгоду из старых, следует считать настоящей революционностью. Ведь, как предупреждал Бернард Шоу, "демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели".

В силу этого демократизационный поиск должен идти в направлении формирования новых форм социальности. Последние призваны заменить распадающиеся групповые социально-политические общности формального характера более подвижными, возникающими на добровольной основе по поводу конкретных коллективных проблем и динамичных социально-политических ситуаций.

Сложно сказать, к каким изменениям может привести этот поиск. Одно несомненно – ключевая тенденция состоит в повышении роли гражданского общества и его влияния на политикум. А это, очевидно, требует расширения сфер общественно-политической деятельности и обогащения ее форм, проникновения "демократии участия" на уровни государственных решений.

Ведь слабость последних – прежде всего в том, что они пока что остаются прерогативой "профессиональной политики" и ее сателлитов – административной "технократии" и бюрократических структур, формируемых в рамках недостаточно эффективной модели представительской демократии.

Алексей Полтораков, кандидат политических наук, Институт украинской политики, для УП


Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування