Олександр Швирков кандидат філософських наук, Суми, для УП

Спостерігаючи за українською політикою...

Був я недавно в одному східно-українському місті. Отож, там на моє питання про ставлення місцевих жителів до Росії і росіян мені буквально було сказано так: "Ми їх любимо, а вони нас ні". От така нерозділена любов
 

Хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями над украинским политическим процессом и некоторыми выводами, в результате этих наблюдений.

О дружбе с Россией

А как же без этого? Это ведь у нас всегда тема № 1.

Реклама:

Был я недавно в одном восточно-украинском городе. Так вот, там на мой вопрос об отношении местных жителей к России и россиянам мне буквально было сказано так: "Мы их любим, а они нас нет". Вот такая неразделенная любовь...

О чем свидетельствует этот простенькая констатация? На мой взгляд, о том, что почти 20 лет независимости не прошли для наших стран даром. Мы действительно стали разными странами. Только Россия при этом таки научилась обходиться без нас, а мы без нее, похоже, нет...

Это не значит, что России от нас ничего не надо. Но это "надо" - примерно такое же, как "надо" от Бразилии, ну или, если так далеко не заходить, от Франции или Германии.

Это не хорошо и не плохо. Это "политический факт".

И с ним нужно что-то делать. Точнее, в соответствии с этим фактом нам нужно перестраивать свою политику. И внешнюю, и, что самое главное, внутреннюю. Нужно находить форму этой политики, её обертку, если угодно. Её содержание искать не надо, ибо оно определяется объективными процессами - экономическими, политическими, хозяйственными и прочая.

Под формой политики я понимаю те слова, с помощью которых политики разговаривают друг с другом и с народом. Если эти слова очень сильно не соответствуют реальным процессам, то это сразу становится всем заметно.

Вспомним разительное несоответствие слов и дел во время последних переговоров по флоту, по авиапрому, по газу и так далее, и тому подобное. Как правильно заметил один мой собеседник, по крайней мере, позицию России можно выразить русской же поговоркой "дружба дружбой, а табачок врозь".

О риторике

Однако речь сейчас не об отношении России к нам. Речь о поиске фраз, звучание которых не вызывало бы усмешку.

У того же Медведева, например.

Хотя речь не только о Медведеве. Россияне тоже ищут форму общения с нами, слова, которые нужно говорить. И у них это тоже выходит пока не очень.

Вспомним фразу о едином народе - русском и украинском, - прозвучавшую недавно из уст российского посла. Звучит как привет из советского прошлого. Потому ли, что посол "рожден в СССР"? Отчасти, конечно. Это вообще большая проблема многих российских и украинских политиков.

Но не только поэтому.

Эта фраза - свидетельство того, что российская сторона так же, как и мы, пытается подобрать нужные слова для разговора. В данном случае, видно, решили опробовать советскую лексику - вдруг прокатит?.. Не, не прокатило. В следующий раз попробуют еще какую-нибудь...

О реализации концепций

Однако вернемся к нашей внутренней политике. Здесь ситуация та же самая. С той только разницей, что здесь наши политики должны говорить не с чужими политиками, а со своими. Ну, может быть, еще с народом.

Нужно же как-то объяснять, почему были приняты те или иные решения по тому же флоту. Или какие-то движения по изменениям в школьных учебниках...

Любые такие объяснения даются на основе той или иной концепции.

До недавнего времени концепция, на основе которой давались официальные объяснения украинской внутренней и внешней политики - это национализм. О том, как и почему так вышло, то есть, как и почему именно национализм, - я писал в своей статье. Там же я указывал, почему нельзя слишком быстро менять концепцию.

Однако случилось то, что случилось. Пришедшая к власти политическая сила решительно отринула "засади українського націоналізму".

Отринув одну концепцию, следует заменить ее другой, альтернативной. Есть ли она у лидеров Партии Регионов? Судя по всему, есть.

Однако концепция - это одно, а ее реализация на практике - совсем другое. Для того чтобы "перекроить" страну, сознание народа, внешнюю и внутреннюю политику, руководствуясь этой концепцией, нужны значительные ресурсы.

Есть ли такие ресурсы у нынешней власти? Не уверен. А раз нет, значит "перелицевать" процесс у нее не получится. Поэтому, я думаю, что скоро нынешняя власть сделает поворот в сторону умеренного национализма. По крайней мере, в плане риторики. Не потому, естественно, что она этого захочет, а потому, что она будет к этому вынуждена. Потому, что именно к такой риторике все уже привыкли, и у нас, и в России.

Возможно, это приведет к смене министров, отвечающих за "гуманитарную" составляющую. Возможно, снятие Семиноженко - это первый "звонок". Хотя, естественно, Вакарчука и ему подобных никто возвращать не станет.

О старых клише

И последнее. Недавно, во время одного прямого эфира на радио меня спросили, характерно ли сегодня для жителей Украины отношение к России как к "старшему брату"?

И я поймал себя на мысли, что на самом деле сегодня этот "концепт" - не что иное, как пережиток прошлого. Точно такой же, как "единый народ".

Если такое отношение к России - как к "старшему брату" - и свойственно некоторой части жителей Украины, то только очень незначительной. Причем это, в основном, будут люди пожилого возраста.

Для современной же украинской молодежи (молодежи - в о-о-очень широком смысле) в большей мере свойственно равно презрительное отношение, как к собственной стране, так и к России. Она, молодежь, не хочет жить ни там, ни там. Она хочет жить в ЕС или Америке...

Вот такое наблюдение. Честно говоря, даже не знаю, как к нему относиться.

С одной стороны то, что жители Украины не воспринимают себя как "младших братьев" россиян, свидетельствует об успешном формировании национального самосознания. С другой стороны, у нас до сих пор не появилось причин гордиться тем, что мы живем на Украине.

Что тут скажешь. Украина - страна парадоксов...

О парадоксах постсовка

Возможно, это последнее наблюдение и соответствующие выводы, покажутся кому-то противоречащими тому, что я говорил в самом начале. А именно - о неразделенной любви некоторых наших граждан к России. На самом деле это противоречие разрешается легко.

Дело в том, что, как все прекрасно понимают, большинство командных и прочих высот у нас занимают представители старшего поколения. Люди, ставшие взрослыми в Советском Союзе.

Именно они до сих пор продолжают определять официальный дискурс. И именно они до сих пор мыслят Украину лишь по отношению к России - неважно какому, негативному или позитивному. Однако эти люди скоро начнут постепенно сходить с политической арены, просто в силу естественной убыли.

А на смену им придут те люди, для которых Россия - это заграница.

Причем, заграница не на много более близкая, чем, например, Европа. Кстати, и фразу о том, что мы россиян любим, а они нас - нет, сказал молодой человек, причем сказал с иронией.

Вот вам еще один парадокс...

Александр Швырков, кандидат философских наук, СумГУ, специально для УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування