2) Передел рынка "бигмордов"

для УП — Понедельник, 3 июля 2006, 09:28


В разных городах Украины новоизбранная местная власть старается вносить коррективы в работу рынка внешней рекламы.
Например, киевский мэр Леонид Черновецкий заявил, что выступает за проведение аукционов на право размещения внешней рекламы.
Также о желании реорганизовать выдачу лицензий на внешнюю рекламу заявили и харьковский мэр Михаил Добкин, городская власть Луганска, а также многих меньших городов.
Директор харьковской рекламного агентства Doxi Александр Чикмарев надеется, что у городской власти хватит ума не пересматривать условия работы рекламистов.
"Я лично знаю около 90% внешней рекламы Харькова и знаю, что она сооружена полностью законно. В свою очередь, обвинение городского головы, что Харьков перенасыщен рекламой, о ее низком качестве, не соответствует действительности" - жалуется он.
Как объяснил "УП" коммерческий директор KOKOS Advertising Group (Днепропетровск) Денис Долгих, на рынке внешней рекламы за последние годы произошло два масштабных изменения.
"Первое - сразу после президентских выборов 2004 года, когда на Восточной Украине началось перераспределение сфер влияния донецкой компании "Плазма"; а второе - после нынешних парламентских выборов" - указал он.
Впрочем, рассказывает Долгих, учитывая уровень тогдашнего донецкого "беспредела", донецкий рекламный рынок будет "розгребаться" еще много лет.
По оценке Дениса Долгих, рекламное перераспределение этого года, в отличие от предыдущего, не сопровождается громкими скандалами.
По его мнению, Харьков является исключением, где новый мэр Добкин приказал рекламистам заплатить за год вперед, а те "взбунтовали" в ответ.
"В основном, причина новых перераспределений заключается в том, что перед парламентскими выборами рекламные агентства поставили много новых билбордов, довольно часто без соответствующих документов. А теперь, по оценке, местная власть стараются упорядочить свой рекламный рынок", - объясняет коммерческий директор.
Подобные мысли изложил "УП" и медиа-координатор по внешней рекламе рекламной агентства Media Kit Виталий Мовчан.
"Накануне выборов было поставлено много билбордов без соответствующего разрешения, с неполным пакетом документов, с этим и борется власть" - утверждает он.
Так же и специалист по внешней рекламе киевского рекламного агентства "Ютис" Игорь Лебедь считает главные изменения на рекламном рынке желанием местной власти разобраться с многолетним рекламным хаосом.
"Киевский мэр Леонид Черновецкий уже давно обещает навести порядок в киевских билбордах, ведь многие из них до сих пор стоят вопреки существующим нормам" - отмечает он.
По утверждению Игоря Лебедя, в других городах Украины происходит подобный процесс, который различается между собой лишь по результатам, в частности, "в Киеве наведение порядка до сих пор остается лишь на словах".
В общем, по утверждению Дениса Долгих, местный рекламный рынок традиционно тесно связан с местной властью.
"В регионах не любят киевлян еще со времен Кучмы, когда за неудовлетворительные результаты на выборах проводились освобождения местного руководства.
Именно тогда местная власть обратила внимание на эффективность внешней рекламы, не пуская на свою территорию киевские компании, которые могли без разрешения делать политическую рекламу не тем, кому надо" - объясняет он.
"Кроме того, в большинстве местных бюджетов отведены немалые средства на социальную рекламу, которые оседают в карманах исключительно своих агентств, часто - даже без создания самой рекламы, - отмечает Долгих. - Изменение властной команды во многих местах служит причиной пересмотра местного рекламного рынка".
В общем, рекламные агентства Восточной Украины неохотно дают комментарии. Лишь неофициальным порядком они говорят, что таким образом городские власти (прежде всего - в Харькове), говоря об упорядочении рынка внешней рекламы, в первую очередь лоббируют свои рекламные компании, "но, как всегда, доказать это невозможно".