Наша точка евроотсчета

Вторник, 3 декабря 2013, 20:04
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

Из нынешнего полномасштабного политического кризиса страну по отдельности не выведут ни окончательно дискредитированная провалом евроинтеграции и кровавым разгоном Евромайдана вертикаль власти Януковича, ни "официальная" оппозиция Яценюка-Кличка-Тягнибока.

Выход будет не каким-то отдельно взятым действием, а интегральной суммой усилий всего общества. Но для нахождения этого выхода и его реализации необходим прочный фундамент, на котором будет построено здание новой страны.

Таким фундаментом может стать общенациональный круглый стол. В этом круглом столе должны принять участие не два основных антагониста "власть-оппозиция", а три основные силы, участвующие в определении сегодняшней повестки дня общественно-политической жизни страны.

Это: 1) граждане, вышедшие на улицу отстаивать свои права, 2) действующая власть во главе с Януковичем, и 3) оппозиционные политические силы – как представленные в Раде, так и внепарламентская оппозиция – "Третья украинская республика" Луценко и другие.

Кроме того, в работе круглого стола смогут принять участие политические и промышленные элиты регионов Юго-Востока страны, которые не готовы пока ускоренно двигаться в Европу, выступая вместо этого за сближение с Таможенным союзом.

Выработка консолидированного алгоритма движения страны в Европу и содержательное наполнение этого процесса должны происходить с учетом их интересов.

Шанс-2013

Необходим действительно широкий круглый стол – наподобие того, какой имел место в Польше в 1989 году. Его итогами стали демонтаж режима правящей Польской объединенной рабочей партии, проведение кардинальных экономических и политических реформ.

Сейчас Украина получила свой уникальный шанс демонтировать режим Януковича и, наконец, провести кардинальные реформы и в политической, и в экономической жизни страны. Которые так и не были доведены до конца после победы предыдущей, Оранжевой, революции.

Необходимость проведения диалога между конфликтующими сторонами признают и власть, и оппозиция. Тем не менее, решиться на действительно кардинальную "перетряску" в целом устраивающего власть положения вещей, последней будет очень непросто.

Она показывает своими действиями, что пока не готова к нему. Налицо лишь попытки "заболтать" ситуацию, сведя поиск выхода из кризиса к отставкам нескольких "стрелочников", выставить на переговоры с оппозицией вместо президента Януковича не принимающих ключевых решений "спикеров" и так далее.

Это делается для того, чтобы выиграть время и попытаться вбить клин между разными группами своих оппонентов, перехватив инициативу в свои руки.

Поэтому улица и оппозиция должны активнее навязывать власти свои условия ведения переговоров и добиваться действительно радикальной смены правил игры в политической и экономической жизни.

В противном случае, более организованная власть опять традиционно переиграет оппонентов.

Момент для наступательных действий сейчас очень удачный: команда "евролузеров" с Банковой оказалась не готова к негативным последствиям отказа от евроинтеграции в той форме, как это произошло, и полному провалу вильнюсского саммита для режима Януковича.

Это также один из штрихов к профессионализму работы команды Януковича.

Вместо того, чтобы заранее признать возможность неудачи с подписанием соглашения в Вильнюсе и начать подготовку "Плана Б", необходимость таких шагов четко просчитывалось еще в начале этого года, даже не особо афишируя такую деятельность, власть до самого последнего отчаянно торговалась с европейцами.

Делая это не по-европейски, а "чисто по-донецки". То, что европейцы не приняли специфическую манеру партнеров решать дела – не удивительно.

Ставки очень высоки

Теперь же, перевернув страницу с упущенной вильнюсской возможностью, нужно сделать это до конца. Ситуация после 29 ноября до сегодняшнего дня изменилась качественно. И сегодня на повестке дня две главных проблемы.

Первая: после кровавого разгона Евромайдана 30 ноября власть Януковича для значительной части общества утратила свою легитимность.

И вторая: для спасения отечественной экономики от полного краха и сохранения суверенитета украинского государства официальный Киев просто обречен срочно вернуться к переговорам с ЕС о подписании договора об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом.

После вильнюсского кульбита срок "поверки на прочность" украинской экономики пошел не на годы, а на считанные месяцы.

Ситуация в экономике близка к катастрофической – и в этой обстановке Янукович вторично наступает на те же грабли, что в Харькове-2010. Согласившись с требованиями России отказаться от подписания спасительной для Украины ассоциации с ЕСавансом, Янукович оказался полностью в зависимом положении от Путина.

И вот за четыре недели до нового года основной финансовый документ страны не свёрстан и Азаров отправится в Кремль узнать – почем же хозяин Кремля согласится поставлять газ стране, променявшей перспективу обретения европейского фундамента под зданием украинского государства на быстрое погружение в болото неопределенности.

К тому же, судя по всему, хозяину Кремля после Вильнюса нынешний украинский президент уже, похоже, не нужен. "Мавр сделал своё дело".

Скорее всего, именно поэтому, российские СМИ и политики хором говорят о том, что в Украине – государственный переворот, а Янукович ситуацию в собственной стране не контролирует.

В этой ситуации общенациональный круглый стол как даст возможность достичь внутреннего консенсуса по вопросу дальнейшего развития страны, так и будет содействовать решению вопроса сохранения территориальной целостности и независимости страны.

Именно в этом формате могут быть сформулированы для переговоров с ЕС рамочные условия нового варианта договора с ЕС об ассоциации, который президент Янукович будет уполномочен предлагать Евросоюзу уже не от себя, и крайне узкого круга приближенных, а от общества в целом.

Здесь же могут быть определены и зафиксированы встречные шаги, которые Украина обязуется сделать навстречу требованиям европейцев, а также механизм контроля выполнения этих требований.

Европейцы всех регионов, объединяйтесь!

Самыми строгими и непредвзятыми контролерами могут быть объединения граждан, которые добиваются скорейшего вступления Украины в Европу. Нынешние евромайданы показали среди прочего и то, насколько широко востребованы в обществе идеи перехода на европейские ценности и стандарты.

Их наиболее эффективным выразителем, как представляется, будет не отдельная партия или общественная организация, а широкое общественное движение, объединяющее сторонников сближения с Европой.

Наиболее близкий аналог – "Народный Рух", как общенародное движение 1989-91 годов, до его превращение в классическую политическую партию.

Объединение сторонников Европы может функционировать как политическая конфедерация европейски-ориентированных общественных организаций.

Эта европейская конфедерация в союзе с оппозицией смогут навязать свою игру власти, которая уже сейчас успешно вживается в непривычную для себя роль ведомого частника политических процессов, который вынужден реагировать на повестку дня, задаваемую другими, более широко мыслящими и свободными игроками.

А также поставить определенные в ходе общенационального круглого стола "красные флажки" движения к ЕС и смотреть, чтобы предприимчивые властьимущие не пытались их отодвинуть.

Или, того гляди, быстренько реализовать по сходной цене "налево" – в Москву, чтобы потом сказать, что, мол, так оно и было.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог" , для УП