Верен ли миф о единстве донецкого клана?

Вторник, 18 марта 2003, 17:46
Говорят, власть портит людей. "Портит" - это слишком оценочное понятие, но меняет – точно. Причем власть меняет не только тех, кто ее получил, но и тех, кто входит в их окружение, тех, кто попадает или, наоборот, выпадает из орбиты этой власти, кто сам рассчитывал или рассчитывает на нее.

Случай с Виктором Януковичем - не исключение. Переезд донецкого губернатора на улице Грушевского изменил расклад сил не только в Киеве, но и в Донецке. Причем, такой стремительный исход ненароком приоткрыл завесу над взаимоотношениями тех, кого называют "донетчанами" либо ассоциируют с ними. И стереотипы стали меняться…

Первый из них - это мифическое единство "донецких". Те четыре дня между голосованием парламента за Януковича и представлением Виктором Федоровичем нового донецкого губернатора дали аналитикам больше пищи для размышлений, чем предыдущие пять лет "стабильности и единства". Главную интригу в этот сюжет внесли слухи о якобы утвержденном президентом назначении на пост главы областного губернатора макеевского мэра Василия Джарты.

Ахметов. За Джарты давно и прочно закрепилась репутация человека Ахметова. Причем история их взаимоотношений тянется еще с тех времен, когда первый "поднимался" на металлоломе, а второй еще не сколотил и первого миллиона, не то, что нынешнего миллиардного состояния. Параллельно, как возможные кандидаты, назывались первый зам Януковича Анатолий Близнюк и бывший зам Ахметова по ФК "Шахтер", а ныне председатель областного совета Борис Колесников. Поговаривали и о лидере наиболее прагматичного молодежного крыла в окружении Януковича - Эдуарде Прутнике, но в это мало кто верил по причине его молодости (Прутнику тогда не было еще и 30 лет).

Вопрос о том, кому достанется губернаторский кабинет Януковича, стал своеобразным тестом на самостоятельность последнего. Тем более, что во взаимоотношениях Януковича и Ахметова явно просматривалось некоторое напряжение. Сначала это объясняли якобы нежеланием Рината Леонидовича, чтобы Виктор Федорович "подставлялся" в парламенте.

Но затем, когда стало известно о лоббировании главным "шахтером" земляка в депутатских фракциях, и развязалась интрига с преемником, - все прояснилось. Чертой раздора стала область – те самые 22% ВВП Украины и контроль над ними. В результате губернатором стал человек Януковича – Анатолий Близнюк, но его первым замом - Василий Джарты. Это был единственно возможный компромисс между Януковичем и Ахметовым: губернатор и его первый зам находятся в зависимости от премьера, но в то же время Близнюк оказался как бы зажатым между ахметовскими первым вице-губернатором и председателем облсовета.

Свет на механизм назначения на днях пролил сам Анатолий Близнюк в интервью донецкому интернет-изданию "Остров": "После того, как Виктор Федорович уходил, я, безусловно, предполагал вариант, что моя кандидатура может рассматриваться. Более того, я знал – среди кандидатур, которые рассматривались, была и моя. Она, кстати, не была первой, - это однозначно. Но так рассмотрело высшее руководство и приняло решение. Президент подписал указ о моем назначении… Это только лишь судьба и решение Виктора Федоровича, который предложил президенту мою кандидатуру, а президент подписал.(выделил авт.).

Там же Близнюк признался, что наряду с его персоной рассматривались кандидатуры Андрея Клюева," были разговоры" о Колесникове, "звучала" фамилия Сергея Борисовича Тулуба.

Из этих слов можно сделать вывод, что определенный конфликт внутри "команды единомышленников" был, но Янукович оставил свое кресло своему человеку.

Этот конфликт – за сохранение пропорциональности контроля над областью - показал, что стереотипная зависимость Януковича от Ахметова не была односторонней. Вероятнее всего, Янукович не состоялся бы без финансовых возможностей Ахметова и его авторитета в криминальных кругах. Но и Ахметов не стал бы тем, кем он стал, если бы не организационные и аналитические способности Януковича, его умение наладить отношения с президентом, и, главное - его доступ к главному телу страны.

Так что пропорции соблюдены. Крепкий хозяйственник Анатолий Близнюк, как и при Януковиче, занимается экономикой области. Его задача – экономические показатели и рост производства. А вот "решает вопросы", т.е. выборы и политику, скорее всего, как и раньше, Борис Колесников – у него для этого и опыт, и ресурсы Ахметова.

Хотя выборы – это особая тема. Кажется, здесь Ринат Леонидович пытается класть яйца в несколько корзин одновременно. В то время как Янукович намекает в эфире ICTV на возможность своего участия в президентской гонке, и пядь за пядью отвоевывает у Медведчука расстояние до президентских ушей, Ахметов в Донецке встречается с Виктором Ющенко.

Встреча состоялась на дне рождения Ефима Звягильского 22 февраля. Об этом рассказал постпред правительства в Верховной Раде Владимир Рыбак. По его словам, юбилей Звягильского праздновался дважды – один раз в Киеве, где были "все руководители оппозиционных партий и фракций. И Мороз был, ему предоставлялось слово. И Юлия Тимошенко". Был там и Виктор Ющенко. Но самое интересное, что в отличие от Мороза и Тимошенко, на следующий день, Ющенко зачем-то полетел снова чествовать юбиляра в Донецк.

"Ющенко в Донецке был с 17. 30 мин. - он прилетел - и в 20.00 улетел. Поэтому, никаких встреч не было, всё это было на моих глазах. Он с уважением относится к Звягильскому. Ну, два с половиной часа и всё. Всё это было на моих глазах: он сразу из аэропорта приехал в "Олимп" (гостиница), произнес здравицу, посидел ещё, кто хотел, пообщались там за столом, и сразу в аэропорт. Не было никаких встреч". Однако очевидцы утверждают, что сидел Виктор Андреевич за юбилейным столом рядом с Ринатом Леонидовичем. Уж не за этим ли лидер "НУ" накануне собственного дня рождения летал в Донецк?

Здесь, видимо, стоит разбавить взгляд из Донецка мнением столичного аналитика. Дмитрий Выдрин знаком и с Ринатом Ахметовым и с киевскими механизмами власти. Вот цитата из его интервью уже упомянутому "Острову":

- На каких условиях может быть создан союз донетчан и "Нашей Украины" во время президентских выборов?

- Если будет личное взаимопонимание и взаимодоверие будущего кандидата в президенты от "Нашей Украины" и действующего президента одного футбольного клуба в Донецке.

- Насколько Янукович, на Ваш взгляд, независим сегодня от президента, от Ахметова, от администрации президента?

- Зависит от всех примерно в равной степени.


Если действительно так, если премьер сегодня равнозависим от трех центров влияния, (а я бы добавил еще и четвертый – парламент) то логично предположить, что и он делает ставку не только на Донецк, но и на президента. А если Леонид Данилович вовремя укажет на Януковича как на кандидата от власти, Ахметову ничего не останется, как забыть о своих поползновениях.

Однако перенесемся из Донецка в Киев. Взращенный в донецких условиях фактического отсутствия оппозиции и межклановой борьбы, ручной прессы и, главное, минимального количества конкурирующих центров влияния, Виктор Янукович оказался в сложном положении. Вчерашних друзей, похоже, надо "в гору тянуть, рискнуть", а кого-то, возможно, и "гнать". Да только нельзя, поскольку здесь он не один начальник, а есть еще президент и его администрация…

Гайдук. Однажды, в 1997 году Виктор Федорович с этакой задиристой гордостью ответил на немой вопрос, тогда вице-премьера по ТЭК, Анатолия Голубченко, увидевшего на одном из совещаний Виталия Гайдука. До этого именно благодаря Голубченко последний "ушел" с должности первого заместителя Януковича. "А это наш председатель планово-бюджетной комиссии облсовета", – представил донецкий губернатор Гайдука.

И другое воспоминание – прошлогодняя коллегия обладминистрации, непривычная критика в адрес ИСД, фактическим лидером которого считали Виталия Гайдука, тогда министра. То есть чаша любви уже тогда дала трещину. Потом было назначение Гайдука вице-премьером в правительстве Януковича, но по квоте СДПУ (о). Вряд ли Виталий Анатольевич стал человеком Медведчука, скорее – президента.

Но не может быть двух солнц на одном небе. Сейчас, отвечая на вопрос о взаимоотношениях Гайдука и премьера, люди, близкие к последнему, и в Донецке и в Киеве отвечают коротко: рабочие.

А как еще назвать фактическое неприятие парламентским комитетом по ТЭК, возглавляемым донецким Андреем Клюевым, угольной реформы, отцом которой считают экс-донецкого Виталия Гайдука? "Очень, очень много больных вопросов, которые касаются местных бюджетов, соцкультбыта, дальнейшей работы предприятий, возможности привлечения инвестиций, вопросы о том, как объединять холдинги, хорошо работающие, плохо работающие и насколько это будет эффективно", – так недавно в Артемовске охарактеризовал свое отношение к реформе углепрома глава парламентского комитета.

Сдержанность премьерской команды в отношении Гайдука можно объяснить не столько нежеланием посягать на номенклатуру президента, сколько желанием заполучить такие ценные мозги в свое распоряжение. У Виталия Гайдука в Донецке репутация умнейшего человека, чуть ли ни гения бизнеса, поэтому ему всегда прощалась его некоторая обособленность.

Азаров. Еще большую интригу с самого начала формирования действующего правительства составляли отношения Януковича и Азарова. Считавшийся конкурентом Виктора Федоровича в премьерском забеге, Николай Янович, как человек более посвященный в тонкости столичного царедворства, мог бы стать реальной угрозой Януковичу. Мог бы, но не стал.

После назначения главой ГНАУ Юрия Кравченко, потерявший точку опоры Азаров, как человек опытный и замечающий знаки президента, сделал ставку на Виктора Федоровича. Вот как в конце января охарактеризовал отношения премьера и первого вице-премьера Владимир Рыбак: "Сегодня Азаров очень серьезно подпирает премьер-министра как первый вице-премьер. Он человек очень грамотный. Премьер-министр - фигура политическая, поэтому он больше будет вырабатывать стратегические вопросы, определять политику, а осуществлять придется первому вице-премьеру. Это пара сильная".

Еще одним конфликтным центром влияния на премьера стала Партия регионов. Родившаяся и окрепшая в созданных для нее тепличных условиях Донецкой области, она обязана Януковичу многим.

Оставаясь беспартийным, Виктор Федорович всегда открыто заявлял свою поддержку нужному кандидату в президенты или нужной партии и блоку. На последних парламентских выборах такое благословение получила Партия регионов и, ассоциирующийся с ней в Донецке, блок "За едУ". Причем свои симпатии Янукович всегда подкреплял делом, иначе говоря, административным и прочими ресурсами, которыми обладает власть.

И сегодня, "родная" партия вдруг вспомнила о своем благодетеле. Часть областных организаций, среди которых самая мощная – Донецкая, заявили о желании видеть лидером ПРУ премьер-министра. Эту позицию озвучил для СМИ председатель Донецкой областной организации ПРУ Владимир Рыбак: "Мы будем вносить предложения, чтобы партию возглавил премьер-министр Украины Виктор Федорович Янукович".

В ответ на это действующий глава ПРУ Владимир Семиноженко заявил что "многие сегодня хотят разрушить монолитность партии, "столкнув" партийных лидеров и их группы поддержки постановкой "вопроса о лидерстве".

Сам Виктор Янукович, отвечая в Енакиево на вопрос о возможном лидерстве в ПРУ, не дал конкретного ответа, но намекнул, что ему, как премьеру, необходима будет политическая сила, на которую он сможет опереться. С тех пор, споры вокруг этого вопроса разделили донетчан в Киеве и постепенно перерастают в конфликт за влияние на премьера.

Причем его также можно назвать конфликтом поколений. Поскольку одну точку зрения представляет прошедший партшколу Владимир Рыбак, а вторую, - ту, что премьер должен возглавлять политическую силу не с региональным, а национальным имиджем, и желательно, чтоб это был блок партий, - молодые депутаты и помощники Януковича.

Так что, спектр отношений среди "донетчан" не уступит по накалу страстей и интриг бразильским телесериалам. Но, несмотря на это, инстинкт самосохранения, выработавшийся за годы управления Леонида Даниловича, заставляет их собираться вместе, когда появляется угроза общей цели.

Скованные одной цепью,
связанные одной целью…