Знання - сила?

П'ятниця, 30 серпня 2013, 14:15

В нынешнем году приближающийся День знаний не только выпал на воскресенье, но и порадовал нас символической прелюдией.

19 августа, незадолго до профессионального праздника, столичные педагоги поучаствовали в дурно пахнущем спектакле. Будучи согнаны под Киевсовет, они стали живым прикрытием для незаконных и неблаговидных дел.

Нехороший инцидент расходится с украинской политической традицией, требующей говорить об учителях с придыханием. Сеятели разумного, доброго и вечного вне критики!

Это святые люди, занятые чрезвычайно важным и нужным делом, а государство платит им незаслуженно маленькие деньги, из-за чего образовательная сфера деградирует…

Относительно деградации украинского образования спорить не приходится. Но благородный ореол, окружающий учительство, к сожалению, далек от реальности.

Ни для кого не секрет, что нынче в педагоги редко идут по призванию. В основном учительскую армию пополняют люди с высшим образованием, неприспособленные к жизни и не нашедшие лучшего занятия. Они пассивны и не способны конкурировать. В государственных школах они оказались именно потому, что из-за маленьких зарплат и утомительного труда там нулевая конкуренция.

И, как ни парадоксально, низкие учительские оклады являются благом для таких людей, позволяя им занять достаточно пристойную социальную нишу. Иначе горемыкам пришлось бы за те же гроши выполнять другую работу – не менее тяжелую, но более унизительную для образованного человека.  

А теперь представим, что некий добрый маг взмахнул волшебной бюджетной палочкой и увеличил зарплаты педагогам до 10 000 грн. Разумеется, обездоленные учителя возликуют.

Но через год-два почти никого из этих бедолаг в школах не останется. Их вытеснят более ловкие, хваткие и напористые особи. Причем нет оснований надеяться, что новые высокооплачиваемые педагоги будут лучше учить подрастающее поколение. Зато они будут лучше ублажать руководство: как известно, в бюджетной сфере зарплата коррелирует не с профессиональными качествами, а с близостью к начальству.

Действительно ли беды нашего образования сводятся к недостаточному финансированию, и если не жалеть государственных средств, все наладится? Знания вновь станут силой, учеба – залогом успеха? Молодежь будет усердно грызть гранит науки, а Украина выйдет в интеллектуальные лидеры? Вряд ли. Чтобы оценить глубину проблемы, стоит обратиться к ее истокам.

Изначально образовательная система создавалась для передачи информации от одних людей к другим. В ту пору информация об окружающем мире была чрезвычайно скудной, владели ей немногие, а хранить и передавать ее было очень трудно.

Карл Великий, основавший придворную школу в Ахене, нашел во всей Европе не более двух десятков ученых специалистов. Тогда каждая крупица знаний имела огромную ценность и не могла быть лишней. Но затем объем информации вырос, и наметилась естественная тенденция: менее актуальные знания вытесняются более актуальными.  

С точки зрения царской гимназии советский отличник был недоучкой, поскольку совершенно не владел латынью и древнегреческим. Но для советского школьника невеждой был дореволюционный гимназист, ничего не знавший о космических кораблях и ЭВМ.

С позиций брежневской школы современный украинский тинейджер выглядит темным и дремучим. Зато он свободно ориентируется на просторах Интернета и оперирует мудреными гаджетами, о которых понятия не имел его советский сверстник.

Окружающий мир становится многообразнее и сложнее. Он требует от нас все больше знаний и умений, необходимых для социальной адаптации. Соответственно, значение отвлеченной информации уменьшается.  

Переломным моментом стала великая информационная революция, свершившаяся в конце XX века. Информация превратилась в безбрежный и бездонный океан. Благодаря новым технологиям она передается с необычайной легкостью и доступна каждому. Это не могло не сказаться на ее ценности.

Прошли времена, когда любое знание что-то значило и было силой. Теперь реальной ценностью обладает лишь нужная информация. А нужность – понятие субъективное. Это то, что необходимо именно тебе, а не среднестатистическому гражданину X. То, что тебя увлекает. То, что востребовано среди людей твоего круга. То, что поможет тебе найти собственный путь в жизни и реализоваться в полной мере.

Сегодня основную массу нужной информации мы получаем самостоятельно: благо на дворе не эпоха Карла Великого, и доступ к желаемым знаниям как никогда прост.

Современному интеллектуалу предоставлен огромный информационный выбор, и он им активно пользуется. Напротив, "обязательные" и "необходимые" знания, получаемые в образовательной системе, по большей части оказываются бесполезными. Они быстро забываются или лежат на подкорке мертвым грузом. Этим пороком страдают даже университетские программы, все-таки связанные с нашими интересами и специализацией.

И уж тем более безнадежна средняя школа, где будущий дизайнер вынужден изучать высшую математику – или делать вид, что изучает.    

По инерции принято считать, будто в учебные заведения идут за знаниями. Но это уже давно не так. Прежде всего туда идут за чужим поощрением, за новыми знакомствами и связями, за статусом и перспективами, за аттестатами и дипломами. Сопутствующий информационный поток зачастую становится досадной помехой. Даже отличника, успевающего по всем предметам, волнуют не сами знания, а стремление быть лучшим.

Молодежь, не нуждающаяся в подобном самоутверждении, ищет обходные пути. Если главной целью обучения в вузе является получение диплома, почему бы его просто не купить? Если школу посещают ради ее окончания, зачем учиться?

Астронавту, сидящему на орбитальной станции, не докажешь, что земля плоская. А юного украинца, живущего в реальном мире, не убедишь, будто он пропадет без информации об интегралах или валентности. Информации, которая ему заведомо не понадобится. Информации, которая бесследно испарится из его головы вскоре после заучивания. Информации, которую при желании и необходимости можно получить, лишь задав соответствующий поисковый запрос.

Разумеется, из этого не следует, что учебные заведения теперь вообще не нужны, и каждый обладатель персонального компьютера сам себе Оксфорд и Сорбонна. Огромное значение приобрели интеллектуальные навыки: ориентирование в бескрайнем информационном море, поиск нужной информации, ее осмысление и плодотворное использование. Тут не обойтись без умного и знающего наставника.

Но парадокс в том, что чаще всего эти навыки приходится получать вне официального образовательного процесса.

Нашими наставниками выступают родные, знакомые, старшие коллеги, организаторы специальных тренингов и т. д. И лишь иногда –  настоящие преподаватели, действительно достойные этого высокого звания. Увы, даже в украинских вузах такие люди встречаются нечасто, не говоря уже о школах. Ибо основной функцией образования по-прежнему считается заучивание информации, избранной министерскими чиновниками. 

Это и есть корень деградации. За последние десятилетия мир неузнаваемо изменился и продолжает меняться. Но образовательная система почти не реагирует на вызовы времени – как и многие другие сферы, скованные государственной опекой.

Учеба все больше сводится к бессмысленной трате времени и умственной энергии. Она все меньше соотносится с жизненными достижениями. Она теряет практическую ценность и превращается в отвлеченный ритуал. Неудивительно, что юное поколение норовит уклониться и откупиться от участия в ритуальном действе.

Можно ругать "проффесора" Януковича и министра Табачника, критиковать нерадивую молодежь, сетовать на коррупцию и нехватку средств.

Но нельзя не видеть очевидного: система, построенная на передаче ненужной информации, выглядит просто нелепо в современном информационном обществе.

 Это повозка на конной тяге, случайно затесавшаяся в поток новых автомобилей. И с каждым годом она будет все сильнее отставать от реальной жизни. 

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді