Вугілля розбрату

399 переглядів
24
Севгіль Мусаєва-Боровик, УП
Вівторок, 11 листопада 2014, 15:20

Генеральная прокуратура Украина возбудила уголовное дело о закупках южно-африканского угля.

Расследование началось с легкой руки президента, который на заседании СНБО поставил под сомнение происхождение южно-африканского угля и предположил, что уголь закупается по завышенной цене.

В конце прошлой недели следователи допросили директора "Укринтерэнерго" Владимира Зиневича и исполняющего обязанности руководителя компании "Центрэнерго" Юрия Головачева. В понедельник - министра энергетики Юрия Продана. "Я готов сотрудничать со следствием, и предоставлю все необходимые документы", - заверил министр, - проверка идет по всем сделкам, связанным с закупкой угля. ЮАРовский уголь и эти соглашения будут также проверяться".

УП попыталась выяснить, покупался ли уголь в ЮАР по завышенной цене, почему дело против Продана появилось именно сейчас, и каким компаниям могут достаться новые контракты на поставку угля государству.

Уголь из далекой Африки

Украинское правительство решило закупать уголь в далекой Южной Африке летом нынешнего года. Причина – дефицит топлива: крупные угольные предприятия Донецкой и Луганской области были захвачены боевиками, поставки угля на генкомпании приостановились.

Украина, которая год назад жаловалась на профицит угля, столкнулась с серьезной угрозой – из-за нехватки топлива в некоторых регионах уже начались веерные отключения электроэнергии.

Минэнерго предложило частично решить эту проблему за счет импорта 1 млн тонн угля из ЮАР, и сообщило, что в ближайшее время определится с компанией- поставщиком. "Тендер мы не проводили, законодательством этого не было предусмотрено, - рассказывает министр Продан. – Укринтерэнерго, проанализировав все предложения, выбрало самое лучшее по показателям "цена - качество - сроки предоплаты".

19 августа контракт на поставку южноафриканского угля был подписан между госкомпанией Укринтерэнерго и английской Steel Mont Trading. Ее директор Раджеш Кумар Сарайа такую удачу объясняет тем, что компания предложила самые выгодные условия.

"Укринтерэнерго" получила от швейцарского банка банковскую гарантию на $4,3 млн которая стала залогом поставки товара. После этого нам оплатили 20% стоимости товара", - рассказывают в Steel Mont Trading.

"Украинской правде"  стало известно, круг предложений был куда шире - известные мировые компании Vitol, Glencore, Mercuria, Trafigura, BHP Billiton,Anglo American, Total, XeCoаl. Были ли их предложения действительно менее привлекательными выяснить не удалось.

Что известно о компании, которая получила право поставлять уголь в Украину?

Steel Mont Trading начинала свой бизнес в Англии в 1993 году. На своем официальном сайте компания сообщает, что занимается логистикой и транспортными поставками, а также торгует ферросплавами, строительными материалами, сельхозпродукцией. У компании есть офисы в Украине, ОАЭ, Индии, Германии, Турции и России. Один из ее главных акционеров - гражданин Индии Раджеш Кумар Сарайя, который работает с Украиной еще с 1993 года, у Кумара также есть бизнес в Беларуси

Контракт на поставку южноафриканского угля состоял из двух спецификаций – обе предусматривали покупку 250 000 тонн угля по цене $ 86 за тонну. В контракте указана базовая калорийность угля – 5 500 ккал/кг.

Также компания Steel Mont Limited предоставила "Украинской правде" заключения экспертизы южноафриканского угля. Согласно ее результатам калорийность поставляемого топлива составляла 5 700 - 6 200 ккал/кг, содержание серы – 0,5 – 1,5% , зольность – 28%.

Что можно сказать о качестве данного угля? "Этот уголь самого низкого качества из того, что сегодня можно купить в ЮАР. Причем его взяли по цене более качественного, меньшей зольности. Разница в цене небольшая – около 8%, - говорит аналитик Case Украина Евгений Дубогрыз. - Со стороны выглядит так, что при подписании соблазнились низкой ценой, а вопросу качества внимания не уделили".

У экспертов нашлись вопросы и к цене, хотя они признают, что дешевле на сегодняшний день только российский уголь. "Уголь из ЮАР можно купить дешевле - на $10-15 за тонну. Но для этого нужно эффективнее работать с теми, кто занимается доставкой, перевалкой, предоставляет услуги экспедиторов, поскольку цены на их услуги, зачастую завышены в сравнении что с мировыми, что даже с российскими", - уверен Дубогрыз.

Факт, что российский уголь действительно покупать дешевле, подтверждает и Продан. "Мы этого никогда не скрывали - российский уголь действительно дешевле, но мы не можем полностью зависеть от российского импорта. Вы же сами видите, к чему привела такая же зависимость в газовом вопросе, – объясняет министр. - За энергонезависимость иногда приходится платить больше".

Но полностью отказаться от поставок российского угля Украина не смогла.

По состоянию на 24 октября 2014 года Украина подписала контракты на поставки 509 000 тонн угля российского происхождения, 250 000 тонн – ЮАР, 320 000 тонн – украинских предприятий.

В аналитической записке, которая была подготовлена Минэнерго для премьер- министра Яценюка, указаны следующие цены на уголь: российского происхождения - $ 80 за тонну при базовом показателе калорийности 6 000 ккал/кг, украинского происхождения - 850 гривен за тонну. С учетом всех транспортных расходов, затрат на хранение, тонна угля из ЮАР обходилась в $110 -112.

Но эта цена устраивала и Кабмин, и президента почти три месяца с момента подписания контракта. "Причина, по которой возник конфликт - коалиционное соглашение и переговоры относительно кресла министра энергетики", - считает топ-менеджер одной из энергетических госкомпаний.

"Украинская правда" раньше сообщала, что на должность министра энергетики в будущем Кабмине претендует Александр Домбровский – соратник президента Порошенко, бывший глава Винницкой ОГА. "Народный фронт" выступал против – "Домбровского никогда в Кабмине не будет, какое он вообще отношение имеет к энергетике", - парировал в ночь выборов в штабе НФ один из соратников Яценюка.

У министра Продана есть и другое объяснение возникновению скандала вокруг юаровского угля спустя три месяца: "В связи с тем, что на подконтрольных боевикам территориях находятся большие объемы угля, которые в настоящее время не реализуются, а также в связи с интересом российских трейдеров к ним, не исключено, что украинский угольный рынок ожидает передел".

Скандал вокруг зарубежного контракта разгорелся после того, как поставками угля заинтересовались неизвестные оффшоры.

 Новые поставщики

В конце сентября нынешнего года компания "Центрэнерго", для которой и закупался уголь в ЮАР, получила торговое предложение от кипрского офшора Neocar Contracts Limited. Компания предложила "Центрэнерго" приобрести у нее 50 000 тонн российского угля по цене $80 за тонну и базовом показателе 5 400 ккал/кг. "Центрэнерго" с такими условиями не согласилась и предложила снизить цену.

17 октября Neocar Contracts Limited вернулась с новым предложением к "Центрэнерго", но на этот раз не одна. Компанию ей составили гонконгская Arida Global Limited и кипрская Spolina Enterpises Limited.

Дружественный пул предложил "Центрэнерго" подписать контракты на поставку уже 1,1 млн тонн российского угля до 31 декабря 2014 года по цене $87, базовой калорийности 5 300 ккал/кг уже с учетом затрат на доставку до электространции.

"Центрэнерго" и это письмо отклонило, а через неделю компании прислали новое предложение. На этот раз предлагалось закупить 900 000 угля по цене $86 при базовой калорийности 6 300 или $93,5 с учетом всех транспортных расходов.

В "Центрэнерго" ответили отказом из-за "завышенной цены и возможного прекращения поставок угля из России в осенне-зимний период".

Что известно о компаниях, которые хотели получить контракты на поставки российского угля?

Компания Neocar Contract Limited была зарегистрирована в мае 2010 года на Кипре. Она на 100% принадлежит другому оффшору - Fynel Limited. В 2011 году она принадлежала латышу Стану Горину, а ее директорами в разное время были Эрик Ванагельс, Юрий Витман и Дэнни Бенгер. 

Кликните, чтобы увидеть весь документ 

Это те же Стан Горин, Эрик Ванагельс, Юрий Витман и Дэнни Бенгер, фирме которых государство Украина в лице ГАК "Черноморнефтегаз" заплатила $400 млн за "вышки Бойко".

"Латвийские бомжи" фигурировали также в ряде коррупционных скандалов на территории бывшего СССР.

Найти какие-либо ведомости о компании Arida оказалось сложнее. В предложении, которое компания отправляла в Минэнерго, указаны контакты Олега Кривича.

Кликните, чтобы увидеть весь документ  

Человек с такой фамилией и отчеством баллотировался в народные депутаты по спискам партии "Єдина країна" и имеет донецкую прописку. "Украинская правда" передала запрос Кривичу через одного из лидеров политcилы Алексея Евченко, но он пока не ответил на него.

Третья компания - Spolinia Enterprises Limited была зарегистрирована на Кипре в конце сентября. Ведомостей о ней тоже нет.

Кликните, чтобы увидеть весь документ  

Два собеседника "Украинской правды" на условиях анонимности сообщили, что интересы оффшорных компаний в новых контрактах лоббировал Сергей Кузяра – бывший советник министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого, которого в СМИ называли топ-менеджером Александра Януковича.

 Сергей Кузяра вручает награды на футбольном шахтном турнире имени его отца. Фото makeevugol.donbass.com

В годы президентства Януковича Кузяра неоднократно становился героем журналистских расследований. Подконтрольная ему компания "Продакс" не только без препятствий выигрывала государственные тендеры на поставки шахтного оборудования, но и выступала учредителем целого выводка "тезок " госпредприятий.

В интервью "Forbes-Украина" осенью 2012 года Кузяра признавался, что постоянно общается с "менеджерами ДРФЦ и МАКО (строительная фирма Александра Януковича - УП).

На парламентских выборах 2014 года Кузяра баллотировался в парламент по спискам "Сильной Украины" Сергея Тигипко.

"Кузяра каким-то образом заручился поддержкой у высокопоставленных сотрудников АП и сказал, что теперь будет поставлять в Украину российский уголь, который дешевле", - рассказывает один из сотрудников аппарата Кабмина. - Ходили слухи, что сейчас он представляет интересы Виктора Медведчука".

Сергей Кузяра подтвердил, что действительно помогает компаниям – нерезидентам договориться о поставках российского угля в Украину. Но уточнил, что защищает интересы только компании Neocar, к остальным компаниям отношения не имеет, чьи они - не знает.

"У меня осталось много связей еще со времен АРС (компания донецких бизнесменов Игоря Гуменюка и Рината Ахметова – УП) и я вызвался помочь стране с дешевым российским углем, поскольку Украина сейчас столкнулась с дефицитом", - заявил он.

Связи с Медведчуком Кузяра опроверг, как и то, что когда-то работал у сына бывшего президента. "По такому принципу меня можно назвать и человеком Ахметова, поскольку свою карьеру я начинал именно в его компании, хотя у Александра Януковича я никогда не работал", - заверил он "УП" и предложил встретиться с представителем Neocar Contracts Виталием Фоминым.

Фомин пришел на встречу с копией контракта с "Центрэнерго". "Кипрская компания дает гарантии, что уголь из России будет поступать в Украину бесперебойно", - заверил он.

Фомин отказался назвать российские компании, у которых Neocar собирается покупать уголь, а также не смог объяснить, почему ее акционером является Fynel, которая была фигурантом крупных коррупционных скандалов.

Есть ли взаимосвязь между делом о контрактах южно-африканского угля и новых поставщиках, которые лоббирует Кузяра?

Министр Юрий Продан не смог утвердительно ответить на этот вопрос. "Могу сказать одно – если контракт на поставки южноафриканского угля будет разорван по какой-то причине, в нынешней ситуации нам придется экстренно искать нового поставщика, - заявил он. – Быстро мы сможем подписать контракт только с российскими производителями. Не факт, что цена будет рыночно обоснованной".

У Фомина, чья компания пытается стать партнером государства, есть, что возразить на этот счет. "Есть политическая логика, а есть экономическая. В случае с углем, она на российской стороне".

Севгіль Мусаєва-Боровик, УП

powered by lun.ua
Авторизуйтесь щоб писати коментарі
Коментатори, які допускатимуть у своїх коментарях образи щодо інших учасників дискусії, будуть забанені модератором без додаткових попереджень та пояснень. Також дані про таких користувачів можуть бути передані до МВС, якщо від органів внутрішніх справ надійшов відповідний запит. У коментарі заборонено додавати лінки та рекламні повідомлення
IP: 77.120.73.---dushka..
Цей владний серпентарій здохне коли-небудь? Безкінечна підлість і паскудство.
IP: 80.91.175.---burguin08..
Из всех управленцев которые сидели в министерских креслах в этом году (с января 2014) на допросы ходит только Продан. Больше никто ни в чем не виноват. Особенно Азаров и Ко. Дивные дела происходят.
IP: 144.76.166.---Поручикъ..
Блeaть, у меня нет слов! По вышкам Бойко сумма контракта многократно больше и злоупотребление видно невооружённым глазом. И что, это никому уже не интересно, кроме рядовых пиплов??? Может, всё же начать с воров явно покрупней? Продан, если там и окажется, то 950-м в списке. Почему не расследуются предыдущие 949?
IP: 194.143.137.---Igor Lyashenko..
Вугілля треба купляти в Польщі а за це просити віддати нам в управління танковий завод по виробництву танків Т-72 в Глівіце на якому можна випускати сотні БМ Оплот в рік без небезпеки захоплення російськими військами. Поляки самі зацікавлені в співробітництві з українськими розробниками танків і не раз пропонували створити спільний сучасний танк на який Польща хоче замінити власні 850 танків Т-72. Старі танки в Польщі можна викупити бо в нас немає на чому воювати, а на польському заводі можна виробляти всю вітчизняну бронетехніку, туди ж в Польщу можна евакуювати харківські КБ по розробці танків та танкових двигунів. До цього консорціуму можна запросити Словаків в яких теж є потужний танковий завод який може виробляти до 1000 танків Т-72 на рік. Польське та словацьке виробництво можуть стати потужною допомогою нашим заводам по забезпеченню наших збройних сил та закордонних клієнтів нашою бронетехнікою. Словаків теж можна зацікавити інвестиціями на розробку покладів словацького вугілля
IP: 194.143.137.---Igor Lyashenko..
При бажанні Росія власними військово-морськими силами може легко заблокувати будь які поставки товарів в Україну морськими шляхами, тому з міркувань безпеки вугілля треба купляти тільки в сусідніх країнах з якими в нас існує спільний кордон - Польщею та Словакією щоб можна було возити вугілля залізницею та автотранспортом навіть під час авіаційних та ракетних бомбардувань.
Усі коментарі
Микола Кміть: Наше об'єднання з "Боржомі" було більш вдалим, ніж злиття Mercedes і Chrysler
Чи стане Гройсман ще одним камікадзе
Модна євроінтеграція. Як українські дизайнери знайшли ключ до гаманців європейців
"Заграница нам поможет": як український бізнес використовує донорську допомогу
Усі публікації