Одесса-2007: за гранью сумасшествия?

Среда, 27 июня 2007, 13:02

Итак, произошло. В ночь с 24 на 25 июня правоохоранительные органы Одессы и солдаты внутренних войск организованно "оттеснили" полтора десятка казаков Черноморского казацкого общества, которые стояли на часах возле памятника морякам панцерника "Потемкин" в центре города, а рабочие-строители с помощью соответствующей тяжелой техники демонтировали памятник.

На его месте, по решению горсовета, будет восстановлен монумент Екатерине ІІ, который официально считается памятником "основателям города".

История, прямо говоря, за гранью сумасшествия. Об императрице Єкатерине ІІ и ее "подвигах" в ликвидации украинской автономии в XVIII столетии, закрепощении украинских крестьян и создании "границы оседлости" для евреев, переповедать не выпадает.

Вещи общеизвестные. И не только "украинским буржуазным националистам", а и россиянам.

По крайней мере, нормальным, как граф Толстой, который писал в своей сатирической "Истории государства Российского":

"Madame, при вас на диво
Порядок расцветет, —
Писали ей учтиво
Вольтер и Дидерот, —

Лишь надобно народу,
Которому вы мать,
Скорее дать свободу,
Скорей свободу дать".

"Messieurs, — им возразила
Она, — vous me comblez", —
И тотчас прикрепила
Украинцев к земле
".

Но вдумайтесь: рота внутренних войск Украины (одних и тех же, которых будто подчинил себе президент Ющенко) обеспечивает расчистку места для сооружения монумента царственной даме, которая в свое время уничтожила украинские войска и превратила пращуров нынешних воинов в рабов, которых можно было продать, пропить и забить насмерть.

Или где-то в Африке признательное местное население сооружает памятники рабовладельцам и работорговцам прошлого? Нет, африканцы – люди умные. В отличие от большинства горожан и депутатов Одессы.

Имею смелость уверенно это утверждать, так как речь идет совсем не про "борьбу с тоталитарной символикой", как кое-кто твердит, и не про "восстановление исторической истины", а про совсем другое.

И сумасшествие ситуации не только в этом. Очень сомневаюсь, что даже те, кто стоял в охране памятника потемкинцам - а это были представители национал-демократов, казацких организаций и "Народной самообороны", знали, памятник кому они стараются защитить.

Они просто боролись "против", конкретно – против памятника Єкатерине. И поэтому проиграли. Если бы они боролись "за", то, может, и одержали бы победу. А здесь было за что бороться.

Дело в том, что восстания 1905 года на панцернике "Потемкин" не имело ничего общего с большевизмом. И большевики очень хорошо это знали – ведь 1923 года на выполнение директивы Ленина, которая появилась за год до этого, панцерник "Потемкин" был разобран на металлолом.

И только за два года, когда начал создаваться миф "социалистической революции", ЦК ВКП(б) о восставшем корабле вспомнил и вписал в "верную историю". На самом деле речь шла о восстании украинских моряков против русского самодержавия.

Даже в современных учебниках не пишется, что начало восстания 14 за старым, а 27 июня 1905 года за новым стилем, берет отсчет от фразы, произнесенной уроженцем Житомира артиллерийским унтер-офицером Григорием Вакуленчуком на украинском языке: "И до каких пор мы будем рабами!"

И матросы-украинцы, которые на тогдашнем Черноморском флоте империи составляли абсолютное большинство, перестали быть рабами "царя и отечества". А за ними пошли и другие "нижние чины" – россияне, татары, белорусы, латыши...

А когда Вакуленчук был убит, руководителем восстания стал "минный машинист" Афанасий Матюшенко. "Нижние чины" – матросы и унтер-офицеры, к которым добровольно присоединился один офицер Александр Коваленко (несколько офицеров согласились поддержать восставших, так сказать, принудительно) – взяли в свои руки корабль и на определенное время превратили его на территорию, свободную от русского самодержавия.

А кто же были Матюшенко и Коваленко?

Второй – одним из активных членов созданной 1900 году Революционной украинской партии, пылким приверженцем независимости Украины, который он вместе с другими членами РУП агитацию на флоте; первый был другом знаменитого писателя и ученого Игната Хоткевича и, как тогда говорили, "искренним украинцем".

В курсе истории КПСС нам рассказывали, как заботился о восставших Ленин из Женевы, как он оттуда старался руководить "Потемкиным", как высоко он оценил Матюшенка, с которым имел ряд встреч в Швейцарии в 1906-07 годах и так далее, но никто не говорил, как низко оценил Ленина и большевиков Афанасий Матюшенко.

Вообщем, по своей сути это было, по выражению писателя и политика Ивана Багряного, "восстание украинской стихии".

И бросается в глаза, что матросы, приведя панцерник в Одессу, даже не захотели говорить с посланцем эмигрантского политика Ульянова-Ленина: кто такой этот Ленин и что он знает о бедах и потребностях народа?

Так же, как не захотели говорить они и с представителями местных большевиков...

Кстати: Ленин требовал от матросов "Потемкина" бомбардировать город, высадить десант, завязать бои. Матросы не захотели его слушать и спасли город.

Признательные одесситы решили памятник этим матросам из центра города переместить. Следует ли что-то комментировать?

Не меньшим сумасшествием выглядит и памятник "основателям города". Кругом в мире стараются по возможности дальше в глубь веков отодвинуть дату учреждения того ли иного города. И не имеет значения, что у этого города был другой этнический состав населения и другое название.

Скажем, Париж ведет происхождение от кельтского селения Лютеция (ІІІ ст. к Р.Х.), где жило племя паризеев. После захвата римлянинами (52 год) населенный пункт получил название "города паризеев", и только в середине ІІІ ст. он получил современное название, хотя этнический состав населения его был далек от сегодняшнего.

А Лондон? Сперва в середине І ст. появился римский поселок Лондониум, после падения Римской империи он почти обезлюдел, и только с VII ст. городок начало возрождаться.

А испанские города? Основывались во времена иберов, переходили к рукам карфагенян и римлян, потом – варваров, потом – мавров, изменяли названия и состав населения – но никто в современной Испании не считает, что эти города основаны, скажем, во времена Реконкисты!

А вот одесситы щедро отказываются от почти четырех сотен лет своей истории. Неужели только потому, что эта история не связана с Русской империей? Тогда нас резонно не пускают в Евросоюз...

По крайней мере, другого объяснения не находится.

Не будем весьма углубляться в историю. Точно известно, что 1415 года город и порт Кацюбии (Качибей, Коцюбеив, Кочубей) был в составе Большого Княжества Литовского.

С 1475 года Кочубей принадлежит Оттоманской империи, и турки называют его Ходжибей, Хаджибей, Гаджибей. 1789 года город берут штурмом войска Русской империи, дальше там строится новая крепость, заселяются слободки, и только 1794 года Екатерина ІІ... нет, не основывает, а переименовывает город, приказывая создать там большой порт.

Вот фрагмент из ее рескрипта:

"Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным многая пользы, повелеваем мы нужным устроить тамо военную гавань купно с пристанью для купеческих судов... Повелеваем открыть свободный вход в Хаджибеевскую гавань купеческим судам как наших подданных, так и чужестранных держав..."

Я понимаю, что в Русской империи, как и в более поздние времена, хватало тех, кто старался воплотить в жизнь лозунг: "Россия – семья слонов", но мы же живем в ХХІ столетии, и Одесса расположена в независимом Украинском государстве, которое претендует на место в Европе.

А не первый ли признак европейца – это самоуважение и уважение к другим, если они не являются носителями тоталитарных и ксенофобских идеологий.

Ну, хорошо, памятнику матросам-потемкинцам, которые выступили за свободу и демократию, не место в центре Одессы, но почему значительное число одесситов так упрямо не хочет признавать реальную историю своего города и считает, что их город создан по воле большевистской партии, то ли, русских императоров?

Нет, господа, это таки сумасшествие...

Или нет? Так как Коцюбеев-Гаджибей-Одесса – это город, органически включен в "большую" европейскую историю, в другом случае это не больше, чем форпост Русской империи.

И то, что в наше время в Одессе реализуется именно другой взгляд на историю города, – это уже за гранью сумасшествия.

Это – политика. И очень вонючая политика.

Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Главное на Украинской правде