Почему это правительство не может остаться

Вторник, 16 февраля 2016, 08:49
Почему это правительство не может остаться
ipress.ua

"Или Кабинет министров будет работать единой командой, или уйдет, если такое решение примет парламент", - озвучивает ультиматум премьер-министр Арсений Яценюк.

Последние две недели единство министров в порыве реформировать Украину демонстрируется нарочито навязчиво. Вот члены правительства, не так давно заявившие, что уходят в отставку по собственному желанию, массово отзывают свои заявления.

На камеру они называют требования, при которых смогут работать – повышение заработной платы, отсутствие договорняков, давления и политической коррупции. То есть, раньше такая практика существовала, они с этим мирились, и только в последнее время стало невмоготу?

Кабмин практически полным составом рассказывает о своих достижениях в эфире телеканалов и решительно проводит первое открытое для прессы заседание правительства.

Премьер-министр Арсений Яценюк предпринимает все возможное и невозможное, чтобы остаться в должности и сохранить существующий состав правительства, несмотря на некоторые личные конфликты с членами своей команды. Еще недавно он требовал, например, увольнения министра энергетики Демчишина, открыто обвиняя его в коррупции, а сейчас с готовностью признает, что тот стал на путь исправления.

В ход идет и традиционная тяжелая артиллерия – поддержка западных партнеров. Глава правительства проводит встречи с послами, где рассказывает об успехах правительства и о плане реформ на ближайший год.

Главный аргумент Яценюка на таких встречах – его отставка приведет к коллапсу: голосов за новую кандидатуру нет, а это означает досрочные перевыборы, остановку реформ на несколько месяцев, прекращение сотрудничества с Международным валютным фондом. Как результат – экономическая катастрофа.

Яценюку действительно не позавидуешь – он возглавил Кабмин в разгар аннексии Крыма, а затем военной агрессии на востоке Украины. В такой ситуации сложно привлекать инвестиции и думать о стратегии на несколько лет вперед.

Но есть один существенный нюанс.

Полтора года назад посол США в Украине Джефри Пайетт в интервью "Украинской правде" сказал: "Коррупция является большей угрозой украинскому будущему, чем российские танки". 

И это главная причина, по которой и Яценюк, и члены его правительства не могут оставаться в правительстве.

Целый год деятельность Кабмина сопровождали коррупционные скандалы. Им посвящены десятки журналистских расследований.

Один из самых свежих примеров – история с министром аграрной политики Украины Алексеем Павленко, назначенного на должность по квоте "Самопомочі" и вынужденного уйти после соответствующего требования партии. Но 5 февраля Павленко вместе с остальными министрами согласился отозвать заявление и продолжать работать на благо страны.

Павленко сколько угодно можно называть технократом, но вот схемы на подконтрольных его ведомству мероприятиях ни чем не отличаются от времен Виктора Януковича. Об этом, к примеру, говорит последнее расследование журналистов радио "Свобода" о загадочной компании "Костанза", которая выкупает практически весь объем технической соли на государственном предприятии Артемсоль" по льготным ценам и реализует ее в 2-3 раза дороже.

Участники рынка утверждают, что компанию контролирует депутат от БПП Олег Недава – близкий соратник и правая рука одиозного регионала Юрия Иванющенко. Павленко от вопросов журналистов в буквальном смысле убегает и уже постфактум дает поручение разобраться в ситуации.

Вы можете возразить, что министр может и не знать, что происходит на подотчетном ему предприятии. Возможно. Но практически любой участник аграрного рынка за чашкой кофе может рассказать о новых смотрящих министра, с которыми тот знакомит директоров госпредприятий или бизнесменов отрасли.

Вместе с Павленко передумал увольняться и министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, который в декабре прошлого года написал заявление об отставке и объяснил свое решение низкими зарплатами в министерстве.

На самом же деле команда Пивоварского проиграла противостояние людям небезызвестного уже Игоря Кононенко, который с прошлого года через менеджмент контролирует крупнейшую в стране госкомпанию "Укрзалізниця". Война между ставленником главы АП Бориса Ложкина и другим лагерем в окружении президента шла с лета 2015 года.

"Сначала нам продавили назначение на и.о. "Укрзалізниці" Александра Завгороднего и Андрей согласился, а потом появились и другие люди со стороны президентской команды", - рассказывает один из сотрудников министерства.

Наверняка будет что рассказать министру Пивоварскому и о билбордах "Пиво + Бейлис", которые появились в Киеве летом прошлого года. Действительно ли на его работу влиял советник и близкий друг главы Администрации президента Бориса Ложкина Михаил Бейлин, которого участники рынка называли смотрящим от АП за министром? И если да, то каким образом? И почему он все время об этом молчал? Молчал, например, когда его попросили назначить Завгороднего на должность в АП без процедуры конкурса, потому что тот "хороший хозяйственник"?

Еще один пример – министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, который мог бы и дальше работать в инвесткомпании, но выбрал нелегкий путь чиновника.

Он взялся за дело, засучив рукава,пытаясь уменьшить монопольное влияние на рынок энергетической компании Ахметова ДТЭК, но год не замечал, что творится на единственной государственной генкомпании в стране "Центрэнерго" и государственных облэнерго.

По долгу службы Демчишин не мог не знать о скандальной компании "Энергомережа" Дмитрия Крючкова, которая скупает долги государственных облэнерго и что эти схемы, мягко сказать, не совсем законны.

Точно также Демчишин наверняка знает, кто является реальным владельцем гонконгской фирмы Arida, которая под видом южно-африканского угля продает антрацит с шахт на оккупированной территории. Но в эфире "1+1", отвечая на вопрос журналиста, он утверждает , что Arida – это крупный международный трейдер, а на вопросы о незаконности схем должны ответить правоохранители.

Удивляет желание остаться и еще одного технократа из правительства, который подал в отставку семь месяцев назад. Речь о министре здравоохранения Александре Квиташвили. О котором еще в прошлом году один высокопоставленный чиновник АП говорил так: "Да, свадебный генерал, потому что провалил все, что только можно с первых недель в министерстве".

В итоге функции министра в ведомстве в течение последнего года выполняла первый заместитель Александра Павленко. Об этом вам тоже расскажет любой игрок фармацевтического рынка.

Министр внутренних дел Арсен Аваков любит писать о реформе правоохранительных органов в своем facebook, демонстрируя открытость. Но в течение прошлого года и в начале этого вышло несколько журналистских расследований, которые свидетельствуют, что Аваков использует административный ресурс для личного обогащения.

Журнал "Новое время" утверждает, что за время работы министром Аваков смог вернуть контроль над своими нефтегазовыми активами. Коллеги из "Схем" – проекта радио "Свобода" – буквально на прошлой неделе выпустили сюжет с тайным видео из кабинета замминистра Сергея Чеботаря, где он договаривается о поставках рюкзаков для армии с сыном министра Александром Аваковым.

Премьер-министр Арсений Яценюк уже не в состоянии удовлетворить все аппетиты своего окружения.

С одной стороны – Николай Мартыненко в отношении которого в Швейцарии, Чехии и Австрии открыты уголовные дела. Сегодня уже бывшему члену парламента приписывают неформальный контроль над несколькими госкомпаниями – в числе которых ОГХК, Энергоатом, ВостГОК.

С другой – олигархи Леонид Юрушев, Игорь Коломойский и Ринат Ахметов, интересы которых Яценюк всегда учитывает в своей работе.

Этот список можно продолжать. Мы не будем вспоминать о позорном провале информационной политики Украины во главе с Минстецем.И не снимаем ответственности с неорганизованного и подверженного материальному лоббизму парламента.  

Так получилось, что коррупция сегодня волнует население едва ли не больше всего. И это не потому, что люди уже привыкли к войне, АТО, перемирию. И не потому, что они разделяют мнение американского посла, что она опаснее для страны, чем российские танки. Люди просто не понимают, как можно продолжать воровать, когда твоя страна воюет, это их  искренне возмущает.

И что же мы видим? Нынешние члены правительства, которые обещают представить план спасения страны на ближайший год, или покрывали коррупцию, или сами были задействованы в коррупционных схемах.

Что и по какой причине вдруг должно измениться в их поведении после отчета правительства?

Яценюку и его команде нужно признать – да, мы не справились с этими вызовами, мы забрали у страны почти 2 года времени и не смогли изменить правила игры. За это время только один из нас вышел и открыто сказал о давлении со стороны президентского окружения, договорняках и серых кардиналах.

И не стоит поддаваться на шантаж Арсения Яценюка, который угрожает, что Международный валютный фонд прекратит помогать Украине в случае его отставки. Если правительство не будет покрывать коррупцию, проведет честную приватизацию, нам уже скоро не понадобятся кредиты международных финансовых организаций.

Украине нужны не столько технократы, сколько принципиальные люди, которые для начала не будут молчать и мириться. Это самая сложная и простая реформа одновременно. Но действующему Кабмину она не под силу.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде