Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

О национальных особенностях обеспечения президента газетами

Четверг, 28 декабря 2000, 15:38
"На фига попу гармонь, а Президенту - газета?". Такой видоизмененное, но все же риторическое, как для Украины, крылатое изречение пришло на ум только сейчас. А тогда, в начале мая 2000-го года, для журналиста-середняка все начиналось совсем с другого. Некоторые амбиции (сами понимаете, не без того!), рыхлый бизнес-план-концепция ("своевременное информирование общественности о текущей деятельности главы государства"!) и обещания работы в кругу высокопрофессиональных журналистов.

Ну и понятное дело, еще кое-что …
- Ежемесячно редактору отдела триста.
– Гривен?
- Но нет, ну что вы, - явно не от голода распухшее тело главреда нервно задергалось на стуле. - Долларов, наличными.

Собственно так и начинался мой четырехмесячный срок участия в грандиозном (по замыслам организаторов) издании с многообещающим названием "Президентский вестник".

Основной "интим" вопроса, на который зарубежные журналисты могут отреагировать, только покрутив пальцем около виска, в нашем случае звучит следующим образом: ДОПУСТИМО ли издавать ПРЕЗИДЕНТСКУЮ газету за счет ЧАСТНОГО капитала? Потому что в Украине возможно все. "Первая скрипка" среди учредителей "Президентского вестника" - частная структура, ООО "Концерн "Президент". И только впоследствии в соучредители вошли также Государственное управление делами (своеобразный куратор хозяйственной, административной и кадровой деятельности АП, КМ но ВР) и "Президент-отель "Киевская". Собственно благодаря отелю учредителям и удалось решить вопрос с помещениями для всех редакций изданий, которые входят в состав концерна.

С таким "частно-государственным" гамузом учредителей "Президентский вестник" вышел в необозримую акваторию газетного рынка Украины. Среди учредителей самого концерна и наиболее влиятельных в издании руководителей следует назвать шефа концерна, Валерия Кодру (бывший атташе по вопросам культуры при посольстве Украины в Венесуэле); экс-вице-премьер-министра Валерия Смолия и внештатного советника президента Кучмы Валерия Мищенко. (Последний из них - достаточно влиятельный киевский бизнесмен и кроме советов главе государства, занимается бизнесом. Информированные источники, в частности, говорят, что Мищенко является владельцем будущей гостиницы "Театральная", которую строят в центре столицы, на ул. Богдана Хмельницкого).

Наверно очевидным является и то, что если президентскую газету учреждать и издавать на основе частного капитала, то и связи, интересы "частного" газетного руководства будут превалировать в отношениях с государственными органами и бизнесом.

Благодаря личным вкусам и предпочтениям трех Валериев, "Президентский вестник", не просуществовав и года, успел трижды изменить тактику и стратегию издания.

На одном из последних совещаний концепция издания в конечном итоге была утверждена окончательно (во всяком случае, пока что так считают учредители). Следовательно, газета президента Украины должна "смахивать" на 1-м этапе своего развития на отечественный еженедельник "2000". Следующая ступень для подражания - уровень российской "Независимой газеты". И, в конечном счете, задание-максимум, - этакая украинская Financial Times (!!!).

"Я сделаю невозможное, но эта газета станет в Украине самой популярной", - говорил коллективу специалист по украинской культуре в Венесуэле Валерий Кодру, подыскивая объяснение для таких абсурдных заданий по поводу качественного роста газеты.

Первый главред, "близкий к диссидентам-шестидесятникам", и совсем неизвестный в широких журналистских кругах Киева Лесь Герасимчук заказывал темы, как кажется теперь, "чтобы что-то писать, но не иметь из-за этого неприятностей". Здесь и захватывающие темы о своевременном сборе агроурожая (рубрика "будем с хлебом!"), о проблемах богатых на молоко, но почему-то "чужих" для Украины голландских коров, о новейших мусороперерабатывающих технологиях. "Проваленные" и недопущенные к печати колонки ("о Ющенко и Тимошенко не пишем, потому что у них очень плохие отношения с Президентом, и разве это можно назвать реформами?"; "не пишите о партиях, потому что все они - дармоеды") заполняются очень "актуальными" для "пипла" статьями. Здесь - проблемы глобализации а-ля Фукуяма, котировки индекса Доу-Джонса, развитие автомобилестроения в Японии.

На страницах газеты появляются, словно вырубленные топором по стилистике и содержательному наполнению интервью с губернаторами. Беда не в том, что PR "под Президентом" сводится к тому, что каждый из выдернутых персонажей должен посвятить половину статьи восхвалению мудрости и стабильности политики Гаранта. Тошно становится тогда, когда президентская газета начинает нагловато зарабатывать на… размещении скрытой рекламы. Пакет услуг, который предусматривает размещение одной колонки грубовато скрытой рекламы в "Вестнике" и двух колонок - в журнале "Президент" (еще одно издание "Концерна "Президент") еще до недавнего времени стоил 22.000 условных единиц.

Кадры и отношение к оппозиции

Основной принцип в отношении к собственным работникам зачастую напоминал давнюю фразу "есть человек - есть проблема". Первого заведующего отделом политики Вадима Галиновского освобождали с работы за его статьи "со слишком "левым" и "правым" уклоном" (слова Леся Абрамовича Герасимчука). Следующего зав. политикой, Анатолия Астафъева, освободили вообще без каких-либо объяснений (успел проработать пять дней). Хотя, ему позвонили по телефону домой через две недели, и искренне удивленным голосом запросили, почему он не ходит на работу. Так же обошлись и с заместителем шеф-редактора Александром Кондратенко, (который занимается в концерне пиаром) - освободили, а на следующий же день возобновили в должности.

Тихо и без лишнего шума смонтированная в Украине структура с "президентским" названием поражает своим размахом. В числе ее печатных изданий журнал - "Президент" (львиная доля его тиража реализуется из-за украинского представительства в ООН в другие государства). Кроме "Президентского вестника" - газеты "Власть и политика", молодежно-беззаботная "Что делать?, "журналы "Фото-видео новости", "5 континентов", "Алкоголь и табак". Работает собственная киностудия (по некоторыми данным, сметой на изготовление украиноязычного варианта "Ментов" там интересовался министр внутренних дел Ю.Кравченко).

"Генеральный план" поведения концерна на газетном рынке Украины еще до недавнего времени состоял в том, чтобы кроме "твердо" президентского "Вестника" выдавать "более либеральную" "Власть и политику", а в будущем планировалось даже положить начало "оппозиционной" газете - "Народный форум". Вот вам газета пропрезидентская, но можем также предложить либерально-оппозиционный вариант. Частные деньги существенно расширяют инициативы, на каких можно пробовать зарабатывать деньги.

Цель акции

Очевидно, что цель акции, кроме того, чтоб быть как можно ближе к основному в Украине телу, возводится также и к возможности зарабатывания денег. Здесь учредителям необходимо в первую очередь дождаться указа главы государства, который предоставит всем законодательным документам Президента, печатающимся в газете, статус официальных юридических документов. Потом, за счет админресурса, можно "спустить" подписку на весь уровень государственной власти и органов местного самоуправления. Позже "капусту" с "Вестника" можно будет стричь уже по-крупному, зарабатывая на воображаемом посредничестве с органом (печатным) Леонида Кучмы. Вы директор фирмы. Какова будет ваша реакция после телефонного звонка и предложения разместить рекламу на страницах издания "на выгодных условиях"?

Говорят, что глава АП Владимир Литвин относится к творческим поискам масс-медийного концерна Валерия Кодру очень скептически. И сам Леонид Кучма в августе, во время встречи с региональными журналистами в "Президент-отеле "Киевский", проигнорировал встречу с коллективом "Веника" (именно так называют газету в концерне). Кроме того, Кучма до сих пор не дал эксклюзивного интервью собственному амбициозному детищу, рожденному благодаря бизнес-инициативе людей, близких к Банковой.

С того времени в "Вестнике" изменился главный редактор, перетасовали штат заместителей руководства концерна. Из-за определенной "информационной изоляции" коллектива от реальной текущей деятельности президента газета не смогла стать в течение последнего полугода настоящим и влиятельным изданием, которое МОЖЕТ и ЗНАЕТ, как именно объяснять все то, что происходит вокруг Л.Кучмы. Ярким примером полного отсутствия "идеологии сопротивления" в газете стала ситуация с тейпгейтом, когда "Вестник" так и не смог сказать что-либо умное и аргументированное в защиту своего патрона.

Поэтому и плывет пока что по течению, панически утаивая собственный тираж никому не нужное 32-страничное издание. (По данным службы распространения газеты, он составляет около 5.000 экземпляров). Газета эта до неприличия похожа на нашу Родину. Такая же несмелая, с таким же профессиональным уровнем менеджмента. С такой же неопределенностью собственных методов ведения хозяйства, что и в стране - не разберешь, как именно частная газета должна стоять на страже главного государственного деятеля Украины. Но, как говорят, любой пес похож на своего хозяина…

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...