Самміт G20: світові лідери накидали план по виходу з кризи

Понеділок, 17 листопада 2008, 14:55

Нынешний викэнд лидеры 20 стран с сильнейшими экономиками мира провели в Вашингтоне - на саммите, который называли едва ли не вторым Бреттон-Вудсом, и от которого ждали ответ на главный вопрос: как мир будет выходить из глобального экономического кризиса.

Надо сказать сразу – именно этот вопрос так и остался без ответа. Тем не менее, саммит уже назвали событием историческим, а его результаты актуальны не только для участников этого мероприятия. Анализ саммита важен для понимания того, как ведущие страны будут бороться с кризисом, а также для осознания новых общемировых тенденций.

G20 вместо G8?

Пожалуй, главным результатом Вашингтонского саммита стал именно его формат. Впервые клуб для обсуждения вопросов общемирового значения стал таким многочисленным. G20 вполне может прийти на смену G8, и это лишний раз подтверждает, что мир движется к многополярности.



Фактически это демонстрация слабости стран Большой восьмерки перед лицом глобального кризиса. Для его преодоления необходимы скоординированные действия с развивающимися странами. Для последних это шанс стать серьезными игроками как в мировой экономике, так и в мировой политике.

Уже сегодня в мире идут споры о том, что же будет с Большой восьмеркой? Означает ли новый формат ее естественную кончину? И если эксперты уверены, что G20 - это уже даже немного запоздалая реакция на изменившийся мир, то политики ведущих стран пытаются сохранить формат G8, оставляя именно за ней роль главного гаранта в сфере безопасности.

Итак, G20 объединила страны, ВВП которых составляют 85% общемирового богатства. Это Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Европейский Союз (который представляет общую позицию всех стран ЕС), Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Африка, Южная Корея и Япония.

Главный вопрос, который сегодня задают в США и Евросоюзе, готовы ли эти страны к эффективному диалогу и умению находить компромисс друг с другом, который необходим для принятия решений в таких широких клубах? Пока саммит продемонстрировал, что Большая двадцатка вполне способна договариваться на равных.

И еще один вопрос – станет ли Большая двадцатка таким же закрытым форумом, каким до этого была большая семерка. Как пишет европейская пресса, на саммите звучали предложения и о возможности дальнейшего расширения этого клуба, но в этом вопросе согласие пока не достигнуто.

Тем не менее, идея "мирового правительства" опять актуальна.

Финансовый кризис: мир в поисках рецептов

Второй важный вывод саммита – единого понятного рецепта выхода из современного кризиса сегодня не может предложить ни одна страна, ни даже широкий форум ведущих стран. Главный результат в этой сфере – ждать, наблюдать и разрабатывать план конкретных действий. Пока есть только общие очертания, но каким либо новшеством они не являются, речь идет о более жестком регулировании финансовой системы и необходимости "подогреть" охладевшую экономику.

Итоговое коммюнике содержит шесть пунктов, главные тезисы которых таковы:

* Все страны должны предпринять усилия для стабилизации финансовой системы и запуска экономического роста. Правительства и Центробанки обязуются влить необходимые наличные ресурсы в банковскую систему в размерах, достаточных для возобновления кредитования реальной экономики.

* Правительства обязуются стимулировать потребление.

* Усиление регулирования мировой финансовой системы. До 31 марта будет создана коллегия инспекторов, в которую войдут лучшие специалисты в финансовой сфере из стран Большой двадцатки и других развивающихся стран. Эта коллегия будет собираться регулярно для оценки состояния главных банков и их финансовой безопасности.

* Поддержка экономик развивающихся стран. Для этого должна быть проведена полная реформа МВФ и мирового Банка, чтобы их решения имели еще более сильный вес в экономической политике развивающихся стран. Они должны будут играть роль не только "финансового насоса" для наполнения экономик денежными средствами, но и роль "жандарма" для регулирования экономических процессов, дабы предвидеть возможные сбои и намечающиеся кризисы.

* Торговля должна быть свободной. Особый акцент - протекционизм недопустим. Страны обязуются не повышать таможенные барьеры и не вводить новые в течение 12 следующих месяцев. А также обязуются прийти к согласию о торговых обменах внутри стран ВТО.

* Эта "дорожная карта" должна лечь в основу плана конкретных мер, разрабатывать которые будут экономические блоки правительств. Ожидается, что эти меры будут приняты на следующем саммите Большой двадцатки, который пройдет 30 апреля 2009 года, ориентировочно - в Британии или Японии.

"Пожелательный" тон документа показывает, что саммит скорее возымеет некое психологическое воздействие, продемонстрировав единство главных мировых лидеров и готовность к совместному действию. Эти общие декларации могут достаточно позитивно сказаться на настроениях фондовых рынков, и это шанс выиграть время для разработки новой мировой финансовой системы.

Кризис как личностный вызов

Последний пункт демонстрирует, что вырабатывать план действий будут все. И это становится серьезным вызовом для политиков мирового масштаба, ведь именно от них ожидают конкретных предложений.

Кризис уже влияет на имидж и рейтинги конкретных людей. Если действия и план, представленный британским премьером Гордоном Брауном был высоко оценен во всей Европе, то действия Ангелы Меркель в Германии названы очень слабыми. Не мудрено, что авторитет и рейтинги Брауна растут, а у Меркель - ощутимо падают.

Но самым большим вызовом кризис станет для нового президента США Барака Обамы. От того, насколько он и его администрация окажутся способными противостоять кризису и выработать новые идеи, зависит и политическая карьера "феноменального" Обамы, и место его страны на политической карте мира.

Барак Обама на саммит не приехал, возможно, понимая, что никаких принципиальных решений там принято не будет. Он оставил для себя время, время разработать действенную программу мер, способную побороть кризис и оставить для Америки роль "главной страны мира".

Это косвенно подтверждает и заявление его представителей на саммите - Мадлен Олбрайт и конгрессмена Лича: " Избранный президент считает, что саммит лидеров G20, представляющих крупнейшие экономики мира, является важной ВОЗМОЖНОСТЬЮ для поиска скоординированного ответа на глобальный финансовый кризис".

Любопытно, что следующий саммит состоится 30 апреля, на 101 день президентства Барака Обамы. Это значит, что у него будет достаточно времени, чтобы продемонстрировать динамичный прорыв в стиле Рузвельта.

Украина: наблюдая издалека

Понятно, что Украина сегодня не является игроком в процессе создания новой финансовой и политической конструкции мира. Тем не менее, украинские власти обязаны четко отслеживать, как будет создаваться эта конструкция, дабы иметь возможность адекватно реагировать, и с учетом этого анализа проводить экономические реформы.

Далеко не все решения Большой двадцатки выгодны Украине. Например, как только Ющенко заговорил о необходимости внедрения принципа "разрешенного протекционизма" в качестве антикризисной меры, на саммите прозвучал тезис о недопущении протекционизма как такового.

А ведь предложения президента были вполне логичны – ограничение импорта групп товаров, ввоз которых резко увеличился, повышение ввозных таможенных пошлин, чтобы усилить спрос на товары украинского производства хотя бы на внутреннем рынке. Таким образом, планировалось стимулировать отечественного производителя, а не поддерживать экономики других стран.

Вряд ли теперь эти меры возможны, ввиду ужесточения механизмов регулирования национальными экономиками Международным валютным Фондом, особенно после получения Украиной стабилизационного кредита.

Тем не менее, открытые рынки – это шанс для украинского производителя не потерять, а приумножить. Особенно это касается аграриев.

Дешевые украинские продукты вполне способны конкурировать с европейскими. Но для этого нужно хоть как-то реформировать эту отрасль, привлечь инвестиции, модернизировать производственные технологии, обеспечить качественную переработку продукции.

Без этого можно до бесконечности говорить об уникальных украинских черноземах и продолжать есть импортные пряники.

Однако открытые рынки в условиях кризиса – это вызов для украинских металлургов и собственников этих предприятий. Перед ними давно стоит выбор, который только усугубился во время кризиса. Они или внедряют новые энергосберегающие технологии производства, вкладывают в это средства, делают свою продукцию более рентабельной и дешевой, или же попросту вынуждены будут уйти с этого рынка. То же самое касается и химической промышленности.

Не секрет, что особый спрос во время кризиса будет и на так называемые инновационные отрасли, например, биотехнологию, современные коммуникации, развитие космонавтики. В некоторых из них Украина не такой уж аутсайдер… Не стоит забывать об этих сферах. Здесь важен хороший менеджмент, который будет способен реформировать и создавать.

… Древние китайцы говорили, что самое страшное – это жить в эпоху перемен. Нам этого выпало сполна. Но стоит помнить: изменяющийся мир – это не только потрясения, это еще и шанс. Шанс для страны, которая развивается, сделать быстрый прорыв и получить качественно новое место в новом мире.

Нужна малость – понимание, каким этот мир может быть, чтобы вовремя сделать ставку на то, что этому миру будет нужно.

 

Виктория Сюмар, Институт массовой информации

 

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді