Антон Олійник Professor, Memorial University of Newfoundland

Шахтар (Україна) – чи Україна (Шахтар)?

Поява на вищих державних посадах менеджерів, пов'язаних з футболом, навряд чи буде розцінена тими ж потенційними міжнародними донорами як добрий сигнал. (рос)

Распределение ключевых позиций у "рычагов власти" произошло значительно более споро, чем ожидалось многими. И Верховная Рада, и Кабмин, и губернаторы теперь контролируются победившими на выборах регионалами.

В большинстве стран кандидаты на высшие управленческие должности являются политическими назначенцами. Однако в Украине кресла не только первых лиц, например, министров, но и вторых (заместители министров), а то и третьих – заняты представителями Донецка.

Ещё чуть-чуть – и будет совсем как в России. Там после победы Владимира Путина в 2000 году из Петербурга в Москву двинулись целые "обозы", состоящие не только из ближайших сподвижников, но и "друзей друзей", а также их личных водителей, секретарш и даже уборщиц.

Реклама:

Тогда обоснованием миграции "питерских" в белокаменную был тезис об относительной – имеется ввиду относительно других чиновников – некоррумпированности выходцев из спецслужб.

Массовый же переезд "донецких" в Киев некоторые склонны оправдывать "бесценным управленческим опытом", который был ими приобретён в процессе руководства рядом успешных бизнес-проектов.

Например, таких, как ФК "Шахтёр".

Во всяком случае, как минимум два члена нового Кабмина – в ранге вице-премьера и министра молодёжи и спорта – внесли в развитие донецкого клуба самый непосредственный вклад.

Во главе ещё одной правительственной структуры – Координационного бюро по подготовке к ЕВРО-2012 – так же поставлен менеджер аффилированной с футбольным клубом из Донецка структуры.

Действительно, "Шахтёр" не только самый успешный украинский клуб и один из лидеров европейского футбола. Это своего рода символ – не только восточной Украины, но и страны вообще.

Не случайно даже в период самых острых противостояний между "голубыми" и "оранжевыми" надеть шарф "Шахтёра" не считали для себя зазорным даже лидеры последних.

А уж о лидерах первых и речи нет. В гениальном по уровню своей сатиры сериале "Недоторканi", который был снят по заказу ТРК "Украина" в 2009 году, но не пошел в эфир по причине цензуры, первый шаг пана Януковича в ранге президента был представлен как радикальная смена декора.

После переезда в новый кабинет, копии кубков, завоёванных "Шахтёром", заняли место разного рода горшков, глечиков и продуктов пчеловодства, облюбованных прежним хозяином.

В общем, начинаем жить по американскому приницпу: что хорошо для "Шахтёра", хорошо для Украины?

Однако от немедленного порыва сменить во всех официальных кабинетах портреты президента на коллективное фото горняков с Кубком УЕФА в руках – удерживает ряд соображений.

Во-первых, как бизнес-проект "Шахтёр" не столь успешен, как в чисто спортивном плане. По объёму инвестиций он значительно превосходит своих ближайших преследователей.

По данным журнала "Фокус", официальный бюджет шахтёрцев в сезоне 2008/2009 годов равнялся примерно 85 миллионам долларов, что намного превышает бюджет и киевского "Динамо" (60 миллионов), и днепропетровского "Днепра" (58 миллионов).

Это делает добытые "кротами" очки самыми дорогими в украинском чемпионате: 2125 долларов за очко. Для сравнения: у "Карпат" каждое очко вышло за 500 долларов, а у "Таврии" – за 269.

В общем, если речь идёт о том, чтобы осваивать новые масштабные кредиты, скажем МВФ или Мирового банка, то здесь опыт менеджеров "Шахтёра" может пригодиться.

Если же говорить о поиске внутренних резервов и ресурсов, а также о достижении устойчивого внутреннего развития, то возникают вопросы.

Во-вторых, инвестиции в спорт во многих странах рассматриваются как потенциально подозрительные, ввиду низкой степени прозрачности бухгалтерии в этой сфере.

Так, покупка дорогих игроков и тренеров иногда используется для отмывания криминальных, или просто сомнительных по своему происхождению, средств.

Поэтому появление на высших государственных должностях менеджеров, связанных с футболом, вряд ли будет расценено теми же потенциальными международными донорами как хороший сигнал.

В-третьих, успех "Шахтёра" во многом зиждется на привлечении иностранных специалистов – как тренеров, так и футболистов.

Из 27 игроков основного состава горняков, тринадцать являются гражданами иностранных государств. А это 48,1%, почти половина состава! Больше – нет ни у одного из других лидеров нынешнего чемпионата.

Для сравнения, доля легионеров в "Динамо" составляет 44%, в "Днепре" – 42,3%, в харьковском "Металлисте" – 27,3%, а в львовских "Карпатах" вообще всего 15%.

Если бы не лимит, установленный исполкомом Федерации футбола Украины, то доля легионеров в донецком клубе, вероятно, была бы ещё большей.

Иными словами, чтобы повторить успех "Шахтёра" на уровне управления страной, превратив Кабмин в профессионально работающую структуру, – пришлось бы почти половину министров, да и "главного тренера", то есть премьера, набирать среди "варягов".

Возможно, это действительно, было бы к лучшему. Но пока никаких конкретных шагов по набору "технократов-космополитов" в правительство не видно.

В общем, можно забыть про надежды повторить успех "Шахтёра" на правительственном уровне.

Остается заняться конструктивной критикой каждого его шага – начиная от массового переезда "донецких", и заканчивая конкретными документами и постановлениями.

В конце концов, билеты на это "шоу" покупаются не добровольно, а распределяются по разнарядке.

А это делает зрителей особенно заинтересованными в выражении своего отношения к происходящему вблизи стадиона "Динамо" имени Валерия Лобановского.

Антон Олейник, для УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування