Віталій Філіповський політичний аналітик

Українська геополітична стратегія. Євроатлантичний вектор

На шляху євроінтеграції є чимало бар'єрів. А відсутність гарантій і підтримки з боку ЄС порушує серйозне питання. (рос)

С момента обретения украинской независимости не утихают разговоры о евроинтеграции Украины. По степени настойчивости они варьируются от поступательных проевропейцев социал-демократической направленности – и до евроромантиков, видящих Украину исключительно "при ком-то", главное, чтобы этим "кем-то" была не Россия.

В то же время невозможно не согласиться с рядом выгодных, в геополитическом плане, позиций, которые предоставляет для Украины европейский выбор. В наиболее общем виде их можно свести к следующему:

– Высокие стандарты уровня жизни;

Реклама:

– Зона свободной торговли, свободное перемещение по ЕС;

– Европейские инвестиции, образование, трудоустройство;

– Европейское прагматичное законодательство;

– Цивилизационная идентификация (часть европейской семьи);

– Культурное европейское пространство.

Аргументация выглядит довольно заманчивой и гарантирует практически государственно-политический идеал. Однако в этом случае важно различать два подхода к решению вопроса:

а) интеграция как сложный геополитический путь;

б) достижение членства в ЕС как результат сложного внутреннего реформирования.

Так вот, все описанные выгоды – это результат, являющийся таковым не на момент членства в ЕС, а являющийся необходимостью для того, чтобы подобный факт произошел. И далеко не единственной необходимостью.

Что в большей мере препятствует вступлению Украины в ЕС?

Ниже представлены в графическом виде результаты опроса: какие факторы, по мнению жителей Украины, сильнее всего тормозят процесс евроинтеграции.

Исследование проведено социологической службой Центра Разумкова с 17 по 24 декабря 2008 года

Евроинтеграция – вид внешнеполитической ориентации страны, который подразумевает под собой множество рисков. Учитывая то, что сам ЕС не дает абсолютно никаких гарантий Украине о возможной перспективе членства, данные риски удваиваются. А фактор времени не дает возможности говорить о терминах управления рисками. К ним относятся:

Политические риски. Потеря собственной защищенности при отстаивании позиции второй стороны, при вероятных санкциях третьей.

В данном случае, политика Ющенко иллюстрирует весь спектр состоявшихся политических рисков при реализации данной стратегии. Россия, видя перед собой угрозу в виде украинской евроинтеграции, активно использовала методы экономического давления, а сопровождение данного сценария курсом на НАТО еще больше усугубляет ситуацию.

ЕС декларирует полную инертность и невмешательство в подобных ситуациях, руководствуясь собственным интересом сохранения нормальных отношений с Россией.

Украина, таким образом, становится заложником собственной геополитической стратегии.

Способы управления рисками:

1. Скрытая концепция евроинтеграции, при сохранении компромиссных отношений с Россией.

2. Отказ от вступления в военные блоки (НАТО).

3. Грамотная дипломатическая деятельность в Европе, обеспечивающая продвижение собственных интересов.

4. Воздержание от международных оценок в адрес России, которые провоцируются ЕС.

5. Практика политики многовекторности, сочетание украино-российских экономических связей – с курсом на вступление в ЕС.

Экономические риски. Занимают центральное место среди всех рисков в евроинтеграции, поскольку отображают опасность экономического слияния с еврорегионами.

Зависимость Украины от импорта европейских товаров практически уничтожает отечественного производителя. При позитивном влиянии западных инвестиций на украинскую экономику, стоит отметить риск потери контроля над центральными отраслями экономики.

В то же время, попытки создать благоприятные условия для продвижения украинских товаров на европейский рынок встречают откровенное противодействие самих европейцев, использующих против Украины методы откровенного протекционизма. К примеру, это нашло свое прямое отображение при попытке заключить Соглашение об ассоциации и создать Зону свободной торговли в 2010 году.

Логика европейцев довольно понятна: нет смысла в тесном сотрудничестве с предоставлением широких преференций, если они не видят перспективы членства.

Способы управления:

1. Обеспечить стратегию отношений с ЕС, которая пошагово регламентирует процесс интеграции с перспективой членства.

2. Провести качественные переговоры при создании Зоны свободной торговли, используя украинские транзитные способности, выгодные ЕС, добиться выхода украинских товаров на рынки ЕС.

3. Обеспечить участие Украины в общих с ЕС стратегических проектах, что станет гарантией в будущем для сохранения заинтересованности обеих сторон.

4. Самостоятельно инициировать общие проекты и инвестиционные договора.

Социально-культурные риски. Если государство думает, что вектор на ЕС не несет за собой социальных и культурных последствий, то оно глубоко ошибается, и не учитывает опасность очень многих тенденций на этом фронте.

В первую очередь, это миграция, которая наберет просто неконтролируемого масштаба при открытии границ.

Второе – контрабанда. Вечная, на уровне с коррупцией, тенденция, сопутствующая большинство постсоветских стран.

Кроме этого, не стоит забывать о вовлечении Украины в глобализационные процессы, которые наберут обороты и окончательно поставят знак вопроса над украинской идентичностью. Причем далеко не национальной, а мировоззренческой.

Страну-то поменять можно, а вот людей…

Способы управления рисками:

1. Сохранение собственной культурной доктрины.

2. Таможенная реформа, обеспечивающая эффективное функционирование и ревизию всех торговых и миграционных потоков.

3. Мониторинг общенациональных тенденций развития образования и культуры под действием евроинтеграции.

4. Поиск национальных моделей, отображающих украинскую специфику в области образования и науки.

* * *

Как мы видим, на пути евроинтеграции имеется немало барьеров. А отсутствие гарантий и поддержки со стороны ЕС ставит серьезный вопрос: о целесообразности и выгодности в принципе "слепого" европейского пути для Украины.

Европейский путь провоцирует немалое число рисков. А значит, это указывает на актуальность методов их управления. Помимо всего прочего, эти методы объективно требуют соответствующих навыков у властной политической элиты. В противном случае, неправильное использование данных методов может породить еще большие проблемы.

Предпосылок же для грамотной реализации данной стратегии пока не существует.

Виталий Филипповский, политический аналитик, специально для УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування