Андрій Самброс керівник лабораторії PR-технологій "Luman Group"

Втеча до "Свободи"

Пройшли ті часи, коли Тягнибок міг відкрито називати євреїв "жидвою", а росіян - «москалями». Разом із зростанням політичної підтримки, "свободівці" стали більш поміркованими. (рос)

"Свободу" начал поддерживать русскоязычный электорат. Люди, которые и в быту и на работе говорят исключительно по-русски. Это интересный феномен, достойный исследования.

Большинство нынешних избирателей "Свободы" – это уже не тот "идеологический электорат", о котором любил поговаривать Олег Тягнибок на посиделках у Шустера или Киселёва.

Это уже не 0,76% "украинских украинцев", поддерживающих ВО "Свобода" как единственную истинно украинскую политическую партию.

Реклама:

Нет, прошли те времена, когда Тягнибок мог открыто называть евреев "жидвой", а русских – "москалями". Вместе с ростом политической поддержки, "свободовцы" стали более умеренными.

Поверьте, это не значит, что партийное руководство лицемерит. Нет-нет… Просто пришлось воздерживаться от радикальных выходок накануне выборов, тогда, когда один неосторожный шаг мог испортить результаты пятилетней работы.

Но "Свобода" набрала не 5% голосов, и даже не 7%. По сравнению с парламентскими выборами 2007 года, "свободовцы" увеличили свой результат более чем в 13 раз!

Проблематично, то, что такой рост рейтинга вызовет острую необходимость соответствовать ожиданиям электората, который в своей массе более умеренный, чем тезисы программы националистов. Ну, например, запрет абортов, введение "пятой графы" в паспортах, тесты на "патриотизм" и так далее.

Увы, программы у нас никто не читает, да и черт с ними, лишь бы люди были хорошими…

Так вот, "свободовцам", если они хотят не только удержать собственный электорат, но и нарастить его к следующей избирательной кампании, нужно стать не только более умеренными, но и более осторожными в публичных изречениях.

Конечно, это не означает, что фракция националистов откажется от политических экшенов в здании под куполом.

Скорее расширится круг тех, кто будет говорить о национализме. О национализме как о любви. И это будут и Ирина Фарион, и Игорь Мирошниченко, и Богдан Бенюк и остальные товарищи по идеологическому цеху.

И в этой любви к своей земле, к дому, к семье и произойдет идеологический сдвиг "свободовцев" от крайнего правого крыла – в центр.

Но, возвращаясь к главному, автор настаивает – сегодня никто, даже сами "свободовцы" не могут ответить четко на вопрос, почему "Свобода" получила такой внушительный результат?

Можно лишь предположить…

Что, во-первых, для многих избирателей ВО "Свобода" оказалось просто "другим" выбором. Это не означает, что националистов поддерживали за радикализм или за активную работу на местах.

В восточных регионах Украины работа этой политической силы сводилась к митингам, на которых собирались от силы полтора десятка сторонников Тягнибока и три десятка милиционеров для охраны порядка.

Дело в том, что "Свобода" просто-напросто стало чем-то "иным", выходом разочарования и негатива, альтернативным вариантом отсутствующей графы "против всех". Точнее, "против вас" – существующего политического порядка.

Именно поэтому у националистов появился русскоговорящий избиратель, который не хочет носить вышиванку, не собирается менять язык повседневного и профессионального общения, но который хочет, чтобы "Регионам начистили физиономию в парламенте".

Во-вторых, большое количество экспертов в последние дни избирательной кампании просили, советовали и намекали избирателям, которые ещё не определились с выбором, что, мол, неплохо было бы поддержать националистов. Скажем так, для баланса в политическом пространстве, где существует реальный запрос на правых радикалов.

В-третьих, определенную роль в росте рейтинга ВО "Свобода" сыграл полный и бесповоротный крах "Нашей Украины", ошибки связанные с публичным позиционированием Кличко и его партии и неспособность объединенной оппозиции отыграть партию националистов-радикалов.

В-четвертых, и это очень интересный феномен, у ВО "Свобода" есть весьма внушительное количество неподражаемых спикеров. Чего только стоит Ирина Фарион в своих приступах национальной правоверности, Богдан Бенюк с его осмотрительным, но довольно жестким стилем публичных выступлений, или Андрей Ильенко с его маскулинной риторикой.

Сравните количество "говорящих голов" у "свободовцев" и, скажем, у "УДАРовцев" и станет понятно, почему украинские националисты более иных "новых" оппозиционеров подготовлены к участию в общегосударственной политической деятельности.

Что ж, новый политический сезон в Украине обещает быть невероятно захватывающим. И драки в парламенте, и попытки "свободовцев" запретить коммунистическую идеологию и прочее, прочее.

Всё это – результат нашего общего выбора, следовательно, того, чем мы на самом деле являемся. И это тоже пища для размышлений. Ясно одно – скучно не будет.

Андрей Самброс, специально для УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування