Антон Олійник Professor, Memorial University of Newfoundland

Як українська криза стала глобальною

Українська криза оголила універсальний характер корумпованості представників влади. Ми з тобою - однієї крові, брат. Нас відрізняв лише одяг, але під ним, виявляється, заховано одне і те ж "чістосєрдіе" володаря влади. Навіть деякий душок, хай пробачить вельмиповажна публіка за цю деталь.(рос)

Украинский кризис сыграл роль реагента, который способствует проявлению ранее остававшихся невидимыми образов.

В результате была сорвана маска с новороссийского самовластия. Готовность власть предержащих использовать все средства для сохранения своей власти, вплоть до самых насильственных, более не может быть скрыта за риторикой рынка и борьбы с терроризмом.

Впрочем, голым оказался на поверку и европейский король. Его либеральная риторика с акцентом на европейские ценности и права человека – это всего лишь обесцененная неготовность заплатить даже малую цену за их защиту. Прагматические интересы европейского короля по обеспечению комфортной температуры в замке зимой стали важнее декларируемых принципов солидарности и свободы.

Реклама:

 Политический эксгибиционизм России

Готовность обладателей власти в России явить свое истинное лицо имеет нечто общее с типом чиновника, описанным Достоевским в "Униженных и оскорбленных".

Этот чиновник раздевался совершенно и запахивался в длинный, до пят, плащ. Встретив прохожего, он неожиданно распахивал плащ "и показывал себя во всем... чистосердечии". Тем самым чиновник-эксгибиционист, вероятно, выражал свой протест против той роли, которую ему приходилось играть на службе и в достопочтенном обществе.

Обладатели власти в России тоже долгое время старались вести себя comme il faut в достопочтенном обществе. Говорили правильные слова и уверяли всех в своей приверженности к универсальным ценностям. Надевали европейские одежды и сверяли время по швейцарским часам.

Им мало кто верил – учитывая их тенденцию к домашнему, то есть внутрироссийскому, насилию и даже деспотизму.

Видимо, устав от условностей, российские правители решили показать свое настоящее "я". Как подметил Достоевский, "есть особое сладострастие в этом внезапном срыве маски, в этом цинизме, с которым человек вдруг выказывается перед другим в таком виде, что даже не удостаивает и постыдиться перед ним".

Смотрите, дескать, какие мы на самом деле. Наше "чистосердие" нисколько не постыдно, а, наоборот, по-своему приятно.

Политический вуайеризм Запада

Снятие маски с западных властвующих элит подчинено иной логике.

Никакого удовольствия от выставления себя голыми на всеобщее обозрение они, вероятно, не испытывают. Их нагота вынуждена. Она – реакция на распахнутый плащ российского чиновника. Западные властвующие элиты, может, и хотели бы продолжать щеголять в дизайнерских одеждах и благоухать духами, но оказались не готовы защищать имидж, а главное – декларируемые ими самими принципы, начиная с простейших, таких как дресс-код.

В результате российский чиновник распахнул не только свой плащ, но и сорвал одежды с замершего в оцепенении западного коллеги, обнажив вуайеристские наклонности последнего.

Мы с тобой – одной крови, брат. Нас отличали лишь одежды, но под ними, оказывается, спрятано одно и то же "чистосердие" обладателя власти. Даже некоторый душок, да простит благопочтенная публика за эту деталь.

Манихейство мысли и политической практики

Иными словами, украинский кризис обнажил универсальный характер коррумпированности представителей власти.

Коррумпированности как в буквальном смысле – использование Россией газа в качестве наиболее твердой валюты для покупки нужных решений или действий Европы, – так и в фигуральном смысле, когда под коррупцией понимается отказ от собственных принципов. Как в "азиатской" России, так и на "европейском" Западе.

Данная констатация заставляет пересмотреть манихейскую позицию критиков представителей власти, как на Западе, так и в России.

Они традиционно видят в другой системе источник вдохновения для своей критики. Российские либералы ссылаются на Запад в качестве аргумента своего отрицания российской власти. Западные радикальные критики власти делают то же самое, только наоборот: Россия и Китай для них видятся альтернативой "загнивающему" Западу.

Позиция одного из наиболее видных и уважаемых на Западе интеллектуалов, Ноама Чомски, служит хорошей иллюстрацией. В недавно изданной книге On Western Terrorism он, в общем-то, справедливо критикует Запад и его неспособность соответствовать, не говоря уже о том, чтобы защищать установленные им же стандарты. Однако в качестве достойной альтернативы ему видится российская и китайская модели. Видимо, не случайно Чомски цитируют другие сторонники манихейского мышления – от Бен Ладена, в его видеообращении от 7 сентября 2007 года, до Russia Today.

Пока не открытый "третий путь"

В этом контексте украинский кризис становится мощным стимулом для поиска действительных альтернатив существующему положению вещей – как в России, так и на Западе. Их нахождение возможно при условии выхода за рамки ложных – манихейских – дихотомий: Восток или Запад, российское самовластие или "цивилизованная" коррупция власти на Западе.

Альтернатива заключается в отказе от коррумпированной власти, в какие бы одежды она ни рядилась – от Hugo Boss, от Юдашкина или от создателей религиозной моды на еще более дальнем Востоке.

Целостного описания такой модели на сегодня нет. Это отсутствие, собственно, и стало причиной обретения украинским кризисом глобальных масштабов.

Ни либерализм, ни марксизм, ни исламский фундаментализм такую роль выполнять не могут. Все они оказались на сегодня дискредитированы в качестве основы альтернативных проектов по обустройству общества, в котором не было бы политических эксгибиционистов и вуайеристов.

Зато есть множество инициатив на локальном, национальном и глобальном уровнях, из которых и может возникнуть действительная альтернатива.

Не стоит забывать, что украинский кризис начинался как "Революция достоинства", то есть как поиск способов донесения идеи о недопустимости коррумпированной власти до ее представителей. Тема приоритетности европейской интеграции и дихотомия "Россия или Европа" вышли на первый план уже позднее, в результате внешнего вмешательства во внутриукраинские процессы.

Так не эта ли попытка поиска действительной альтернативы так испугала представителей российского самовластия, что они решились на coming out и распахивание плаща перед почтенной публикой?..

Антон Олейник, специально для УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування