Юрій Щедрин експерт Центру прикладних досліджень

Вибори 2019 – нові тренди

"Електоральна втома" і розвиток нових комунікаційних майданчиків змінили виборчий процес. Головна тенденція – втома суспільства від традиційних політиків і їхньої риторики. В епоху нових технологій ніщо не залишається таким, як було, це стосується і виборів.

Избирательная кампания 2019 года кардинально отличается от всех предыдущих предвыборных кампаний, проводившихся в Украине.

Большое количество кандидатов в президенты (44), отсутствие двух явных лидеров, которые должны выйти во второй тур, новые каналы коммуникации с избирателями и активное участие непрофессиональных политиков делают эту кампанию исключительным явлением в истории украинского избирательного процесса.

К такому развитию событий привел комплекс причин.

Реклама:
  1. Первая из них это внешний фактор. Наша история не уникальна. С избранием Дональда Трампа президентом США в избирательных кампаниях по всему миру начали проявляться новые тренды.

Главная тенденция – усталость общества от традиционных политиков и их риторики.

Тот же Трамп не был классическим политиком, он в первую очередь шоумен, который точно уловил настроения нации и старался им соответствовать.

Кейс Трампа не уникален, то же самое происходит по всей Европе, где популярность приобретают так называемые "антисистемные" партии и политики. Они набирают все больше голосов на парламентских выборах и претендуют на позиции глав государств.

Яркими примерами антисистемных партий и лидеров являются Эммануель Макрон во Франции, движение "Пять звезд" в Италии и Андрей Бабиш в Чехии. Этих политиков трудно причислить к классическим левым, правым или центристам. Они работают с разочаровавшимся в политике избирателем и получают отличный результат.

  1. Вторым фактором, влияющим на избирательный процесс во всем мире, и в Украине в том числе, являются технологии.

В эпоху новых технологий ничто не остается прежним, это касается и выборов. Ни для кого не секрет деятельность компании "Cambridge Analytica" и их проект "больших данных", который позволил собрать досье на 200 миллионов американцев.

В той или иной мере технологии используются во всех избирательных кампаниях: социальные сети сегодня сравнимы по влиянию с ведущими СМИ, смартфон стал главным источником информации, сбор данных избирателей поставлен на поток и во многом от качества получаемых данных зависит результат выборов.

Классическая социология и политология не успевают за техническим прогрессом и не могут четко объяснить происходящее. Избирательные кампании стали очень динамичными и все больше напоминают шоу с элементами маркетинга.

Все это мы можем наблюдать в Украине, если верить исследованию "3D-профили участников президентских выборов-2019", проведенному социологической компанией "Центр прикладных исследований".

Так, по данным исследования, 73% украинцев старше 18 лет активно интересуются политикой.

Интересной тенденцией является "омоложение" интереса к политике – наиболее активной электоральной группой наряду с пенсионерами и 55+ становится группа 35-44 года.

Согласно этому же исследованию в 2018 году интернет как способ получения политических новостей впервые догнал телевизор. Около 70% избирателей получают информацию по телевизору и из сети, зачастую они комбинируют эти источники.

При этом Фейсбук как источник получения новостей обогнал традиционные онлайн СМИ. Так, из Фейсбука информацию получают 49% избирателей, а из онлай СМИ 43,5%.

Цифры популярности Фейсбука четко коррелируют с таким источником информации, как друзья/знакомые – от них информацию получают 48,6% избирателей.

Данные цифры свидетельствуют о росте недоверия к традиционным СМИ и повышению роли неформальной коммуникации.

Особенно это очевидно в возрастном разрезе, в категории до 35 лет, где Интернет занимает уверенное первое место как канал получения новостей о политике, причем со значительным отрывом лидируют социальные сети.

В категории 35-44 интернет воспринимается практически на равных с телевизором, после 45 доля интернета как источника информации снижается, основным каналом коммуникации является телевизор.

У группы 65+ с телевизором конкурируют газеты.

"Электоральная усталость" и развитие новых коммуникационных площадок изменили избирательный процесс.

Именно этим можно объяснить высокий рейтинг Владимира Зеленского, который смог четко понять запрос общества и соответствовать ему. Ведь не зря основная часть его кампании проходит онлайн. Зеленский четко ориентирован на своего избирателя и понимает, как с ним общаться.

Большинство украинских политиков используют онлайн платформы для общения с избирателями, в первую очередь Facebook рекламу.

Активнее всех в этом сегменте работают Юлия Тимошенко, Петр Порошенко, Александр Шевченко, Сергей Тарута и Андрей Садовой. Их посты имеют миллионные охваты аудитории, они собирают тысячи лайков, шеров и комментариев.

[BANNER1]Однако если посмотреть на характеристики "таргетинга" рекламных сообщений, в основном все кандидаты выбирают целевой аудиторией своей рекламы всех жителей Украины старше 18 лет.

Практически никто не сегментирует аудиторию и не пытается найти тех, кому действительно стоит адресовать тот или иной месседж.

"Ковровая бомбардировка" Фейсбук рекламой делает политика узнаваемым в сети, но не факт, что лайки конвертируются в голоса.

Опыт американских и европейских политических Фейсбук кампаний показывает, что главное правильно выбрать аудиторию и таргетировать на нее те месседжи, которые подходят именно ей.

Результаты этой президентской кампании покажут, насколько новые тенденции влияют на ход выборов и определяют дальнейшее развитие избирательного процесса.

Новые технологии столкнутся с традиционными, десятилетиями сложившимися практиками, и только результаты выборов покажут, что эффективнее.

Одно можно сказать точно уже сейчас: выборы больше никогда не будут прежними, все изменилось и кто отстанет от этих изменений, рискует покинуть политический Олимп.

Юрий Щедрин, специально для УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
вибори президента 2019 реклама вибори соцмережі
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування