Вибори 2019 – нові тренди

П'ятниця, 01 березня 2019, 10:00

Избирательная кампания 2019 года кардинально отличается от всех предыдущих предвыборных кампаний, проводившихся в Украине.

Большое количество кандидатов в президенты (44), отсутствие двух явных лидеров, которые должны выйти во второй тур, новые каналы коммуникации с избирателями и активное участие непрофессиональных политиков делают эту кампанию исключительным явлением в истории украинского избирательного процесса.

К такому развитию событий привел комплекс причин.

  1. Первая из них это внешний фактор. Наша история не уникальна. С избранием Дональда Трампа президентом США в избирательных кампаниях по всему миру начали проявляться новые тренды.

Главная тенденция – усталость общества от традиционных политиков и их риторики.

Тот же Трамп не был классическим политиком, он в первую очередь шоумен, который точно уловил настроения нации и старался им соответствовать.

Кейс Трампа не уникален, то же самое происходит по всей Европе, где популярность приобретают так называемые "антисистемные" партии и политики. Они набирают все больше голосов на парламентских выборах и претендуют на позиции глав государств.

Яркими примерами антисистемных партий и лидеров являются Эммануель Макрон во Франции, движение "Пять звезд" в Италии и Андрей Бабиш в Чехии. Этих политиков трудно причислить к классическим левым, правым или центристам. Они работают с разочаровавшимся в политике избирателем и получают отличный результат.

  1. Вторым фактором, влияющим на избирательный процесс во всем мире, и в Украине в том числе, являются технологии.

В эпоху новых технологий ничто не остается прежним, это касается и выборов. Ни для кого не секрет деятельность компании "Cambridge Analytica" и их проект "больших данных", который позволил собрать досье на 200 миллионов американцев.

В той или иной мере технологии используются во всех избирательных кампаниях: социальные сети сегодня сравнимы по влиянию с ведущими СМИ, смартфон стал главным источником информации, сбор данных избирателей поставлен на поток и во многом от качества получаемых данных зависит результат выборов.

Классическая социология и политология не успевают за техническим прогрессом и не могут четко объяснить происходящее. Избирательные кампании стали очень динамичными и все больше напоминают шоу с элементами маркетинга.

Все это мы можем наблюдать в Украине, если верить исследованию "3D-профили участников президентских выборов-2019", проведенному социологической компанией "Центр прикладных исследований".

Так, по данным исследования, 73% украинцев старше 18 лет активно интересуются политикой.

Интересной тенденцией является "омоложение" интереса к политике – наиболее активной электоральной группой наряду с пенсионерами и 55+ становится группа 35-44 года.

Согласно этому же исследованию в 2018 году интернет как способ получения политических новостей впервые догнал телевизор. Около 70% избирателей получают информацию по телевизору и из сети, зачастую они комбинируют эти источники.

При этом Фейсбук как источник получения новостей обогнал традиционные онлайн СМИ. Так, из Фейсбука информацию получают 49% избирателей, а из онлай СМИ 43,5%.

Цифры популярности Фейсбука четко коррелируют с таким источником информации, как друзья/знакомые – от них информацию получают 48,6% избирателей.

Данные цифры свидетельствуют о росте недоверия к традиционным СМИ и повышению роли неформальной коммуникации.

Особенно это очевидно в возрастном разрезе, в категории до 35 лет, где Интернет занимает уверенное первое место как канал получения новостей о политике, причем со значительным отрывом лидируют социальные сети.

В категории 35-44 интернет воспринимается практически на равных с телевизором, после 45 доля интернета как источника информации снижается, основным каналом коммуникации является телевизор.

У группы 65+ с телевизором конкурируют газеты.

"Электоральная усталость" и развитие новых коммуникационных площадок изменили избирательный процесс.

Именно этим можно объяснить высокий рейтинг Владимира Зеленского, который смог четко понять запрос общества и соответствовать ему. Ведь не зря основная часть его кампании проходит онлайн. Зеленский четко ориентирован на своего избирателя и понимает, как с ним общаться.

Большинство украинских политиков используют онлайн платформы для общения с избирателями, в первую очередь Facebook рекламу.

Активнее всех в этом сегменте работают Юлия Тимошенко, Петр Порошенко, Александр Шевченко, Сергей Тарута и Андрей Садовой. Их посты имеют миллионные охваты аудитории, они собирают тысячи лайков, шеров и комментариев.

Реклама:
Однако если посмотреть на характеристики "таргетинга" рекламных сообщений, в основном все кандидаты выбирают целевой аудиторией своей рекламы всех жителей Украины старше 18 лет.

Практически никто не сегментирует аудиторию и не пытается найти тех, кому действительно стоит адресовать тот или иной месседж.

"Ковровая бомбардировка" Фейсбук рекламой делает политика узнаваемым в сети, но не факт, что лайки конвертируются в голоса.

Опыт американских и европейских политических Фейсбук кампаний показывает, что главное правильно выбрать аудиторию и таргетировать на нее те месседжи, которые подходят именно ей.

Результаты этой президентской кампании покажут, насколько новые тенденции влияют на ход выборов и определяют дальнейшее развитие избирательного процесса.

Новые технологии столкнутся с традиционными, десятилетиями сложившимися практиками, и только результаты выборов покажут, что эффективнее.

Одно можно сказать точно уже сейчас: выборы больше никогда не будут прежними, все изменилось и кто отстанет от этих изменений, рискует покинуть политический Олимп.

Юрий Щедрин, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Похмура річниця: Запорізька АЕС не повинна стати другим Чорнобилем

Убивчий популізм: що не так з тарифною політикою у водопровідній галузі

Як Данія інвестує в успіх України

Наслідки "яєчного скандалу": як минув перший рік роботи Антикорупційної ради при Міноборони

ДІЯ на експорт. Чим український GovTech приваблює закордонних партнерів

Справедливість, що шкодить. Які наслідки матиме рішення про "покарання" українців за кордоном