Тетяна Гончарова журналістка

Чим сталкери не догодили владі?

Днями без обговорення був ухвалений проєкт закону, яким передбачено посилення відповідальності за проникнення у Чорнобильську зону відчуження. Які наслідки матиме це рішення влади? (рос.)

С 28 сентября Верховная Рада в Комитете по вопросам правоохранительной деятельности, главой которого является Денис Монастырский, начала рассматривать законопроект №4156 по усилению ответственности за проникновение в Чернобыльскую зону отчуждения (далее – ЧЗО).

Кто туда проникает в первую очередь?

Сталкеры, "металюги", грибники, собиратели ягод, рыбаки. Если говорить о последних, это далеко не всегда барыги. Часто это жители близлежащих  к "колючке" (колючей проволокой обнесен периметр зоны отчуждения) сел, десятилетиями занимающиеся собирательством и элементарно питающиеся за счет зоны.

Реклама:

23.09.2020 на заседании Кабинета министров Украины был рассмотрен и принят без обсуждения проект закона "О внесении изменений в Кодекс Украины про административные правонарушения и Криминальный кодекс Украины относительно усиления ответственности за нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, которые подверглись радиоактивному загрязнению".

В проекте предусмотрено исключить из Кодекса Украины про административные нарушения статью 46-1 и перенести этот пункт в КРИМИНАЛЬНЫЙ кодекс Украины. 

Таким образом, "нарушение требований режима радиационной безопасности" становится криминальным правонарушением и предусматривает наказание в виде штрафа от одной тысячи гривен до двух с половиной тысяч необлагаемых минимумов или ограничением свободы от одного до трех лет.

Детальнее – в тексте законопроекта и в пояснительной записке.

Тем, кому происходящее в зоне отчуждения кажется чем-то далеким и даже мифическим, сталкеры – персонажами игры, а радиация – непонятным невидимым явлением, которое только усиливает фобии, по большему счету решение Кабмина покажется логичным. 

Но если чуть вникнуть в происходящее и пересмотреть как минимум хронику Нацполиции с заблюренными лицами пойманных сталкеров, возникает вопрос: а реально ли они – те самые злостные преступники, которых нужно сажать и тратить на их содержание государственные деньги?

Что на самом деле происходит?

1. Администрацию Зоны отчуждения задолбали сталкеры. Их реально много, с ними нужно возиться, составлять протоколы, а выхлоп от них по наполнению бюджета (штрафы часто не оплачиваются и это никто не контролирует) – почти нулевой. 

А вот шумят они в своих пабликах громко. Уже научились и активистам инфу доносить, и с депутатами связываться, и сливают все снятое по ходу похода, называя это противозаконными действиями в зоне – вырубки, распил металла, браконьерство. Хотя эти действия представляют опасность куда большую, они не подпадают под действие данного законопроекта.

2. Сталкеры задолбали официальные турфирмы. Задолбали давно и настолько, что именно первые для вторых стали удобной мишенью для обвинений в радиационной опасности, поджогах лесов, руке Кремля etc.

Все потому, что сталкеры лазят туда бесплатно, а хвостом ведут любителей экстрима уже за деньги. То есть эти самые денежные потоки (надеюсь, ясна ирония в отношение масштаба) идут мимо официальных турфирм. 

Официальный туризм в зону – это деньги немалые, стоимость однодневной экскурсии варьируется от 60 до 100 долларов с человека, а ведь есть еще двухдневные, трехдневные туры и индивидуальные экскурсии по своему маршруту. Получают деньги туроператоры, получает деньги и ДАЗВ с экскурсий. 

Только вот те люди, которые любят путешествовать в зону нелегально (попросту перейдя периметр зоны с рюкзаком и спальником), денег туроператорам и ДАЗВ не отстегивают. То есть наряду с официальным туризмом в зоне функционирует еще и параллельный теневой рынок туристических услуг со своим бюджетом.

3. Кабмин принял распоряжение, которое предусматривает создание правовых оснований для заключения соглашения между правительством и Еврокомиссией в сфере ядерной безопасности. Соглашение предусматривает реализацию проекта с бюджетом 6,6 млн евро. Об этом 28 сентября писала "Украинская правда". 

"Проектом соглашения предполагается реализация проекта с бюджетом 6,6 млн евро (вклад ЕС – 5,9 млн евро), который состоит из двух частей: интегрирование культуры безопасности и операционной эффективности в сфере обращения с радиоактивными отходами в Украине и поддержка в создании интегрированной автоматизированной системы радиационного мониторинга, охватывающую всю территорию Украины.

Бенефициаром проекта является Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения", - говорится в сообщении.

Совпадение или логическая цепочка – тут на откуп уровня паранойи каждого. Но напрашивается ремарка: смотрите, мы со своей стороны всех противоправных элементов готовы закрыть, посадить, колючей проволокой обмотать, дайте только 6 миллионов и борьба дальше начнется на более высоком уровне. Бесспорно, более высоком, ведь сталкер, берущий от 500 до пары тысяч гривен за поход, – уровень низкий, не выше мха на битуме на хозпостройках в зоне.

4. Скоро в зоне планируют открыть хранилище ХОЯТ (или его уже открыли?) для отработанного ядерного топлива ОЯТ с украинских атомных станций, и сталкеры, топающие с рюкзаками мимо и подозревающие в этом движении противозаконные действия, опять же снимающие это все для своих сториз etc. – не к месту и не ко времени. 

Строительство ХОЯТ и перевозка отработанного ядерного топлива не указаны в пояснительной записке. Меры по обеспечению безопасности должен принимать перевозчик, равно как и ХОЯТ – обеспечить безопасность хранения. 

[BANNER1]Таким образом, причин пересматривать ответственность за проникновение в зону отчуждения (а не на территорию ХОЯТ либо перевозящего состава) в данном случае нет. 

Но если задаться вопросом: в чём потенциальная опасность от проникновения в зону, которое теперь квалифицируется как преступление, попадающее под уже существующие статьи Уголовного кодекса? Теоретический вынос радионуклидов? Однако для этого уже существуют две статьи: 267-1 – за вынос любых предметов из зоны, и 265 – за незаконное обращение с радиоактивными материалами.

А что же указывается в пояснительной записке к законопроекту?

1. Что правонарушений по статье 46-1 становится все больше и то, что наказание по этой статье "мягкое". Мягкое наказание? Серьезно? Такую аргументацию можно теперь использовать для ужесточения закона? Получается, ДАЗВ и Нацполиция должным образом не занимаются обеспечением безопасности границ Зоны отчуждения, поэтому давайте поможем им Криминальным кодексом?

Исходя из этой логики можно прийти к выводу, что если увеличится количество протоколов за распитие алкоголя в публичных местах, то это тоже должно привести к Уголовной ответственности.

2. Нелегальное проникновение в ЧЗО, цитата: "может быть одним из факторов возникновения многочисленных масштабных пожаров".

Как вообще закон может руководствоваться фразами "может быть"? Давайте впишем "если бы да кабы", чтобы и вовсе было понятно среднестатистическому, но такому далекому от правил жизни в ЧЗО обывателю? И навсегда забудем о том, что в Украине действует презумпция невиновности. 

Если что-то не доказано судом, то этого не было. Нету ни одного факта, ни одной улики или свидетельства того, что к пожарам хоть как-то причастны сталкеры. Но на всякий случай напомню, что есть 245-ая статья в УК: уничтожение лесных массивов. Незаконная рыбалка и охота имеют своё наказание по статье 249.

Более того, из трех больших пожаров, которые прошлись Зоной в этом году, виновных в двух из них нашли и привлекли к ответственности. И это были далеко не сталкеры.

Самоходы любят и ценят Зону и не в коем случае не стали бы ее поджигать. Безусловно, это лирика, но я себе ее позволю, общаясь со многими из них, для которых Зона отчуждения – объект культурный и территория творчества, а не вандализма.

Я – не юрист, но на мой взгляд, все причины, указанные в пояснительной записке, при рассмотрении даже без лупы кажутся необоснованными и элементарно противозаконными.

Но и это еще не все.

Зона отчуждения не имеет четких границ. Хотя, скорее, может и имеет, но каждое ведомство видит эти границы по-своему. Если загуглить границы Зоны отчуждения, то все, что вы найдете, – в основном любительские карты, карты Чернобыльского заповедника и так далее. И во всех будут мелкие расхождения. 

Более того, по периметру Зоны в многих местах элементарно отсутствует ограждения и предупреждающие знаки. Заблудившийся путник может случайно пересечь границу Зоны и стать потенциальным уголовником.

И как тогда быть с транзитным участком в районе отселенного ПГТ Полесское, по которому проходят автобусы на Овруч и Народичи? Неужели всех пассажиров будут привлекать к уголовной ответственности? А если нет, тогда это создает юридический прецедент.

А в Зоне к западу от села Бычки, например, нет забора. Вообще нигде, кроме пары дорог. Попасть туда может кто угодно, просто идя по лесу, а в районе Полесского даже и по асфальтированной дороге общего пользования на автомобиле, при этом никаких предупреждающих знаков либо преград на дороге нет. 

В Народичском районе Житомирской области вообще нет периметра как такового, четких карт и границ нет. Там через Зону проходят трассы, по которым перемещается транспорт, минуя КПП, которых там просто нет, с полностью свободным выходом к безлюдным населенным пунктам. Но по правовому режиму это такая же Зона, как и возле ЧАЭС. 

К слову, распространенной практикой в судах Народичского и Овручского района является освобождение от ответственности по ст. 46-1 "в связи с малозначимостью правонарушения, так как вреда никому не нанесено". 

Нельзя вводить уголовную ответственность в такой "дырявой" и не обозначенной чётко, не разграниченной законодательно Зоне, которая не огорожена и не охраняется как следует, а доказать умысел проникновения в которую (без которого нельзя наказать!) можно будет только с применением нечестных и манипулятивных практик досудебного и судебного следствия.

К этому законопроекту слишком много вопросов. Жаль, их нет  у министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Романа Абрамовского. 

Он полагает, что есть причинно-следственная связь между сталкерами и Зоной как безопасной экосистемой, заявляя: "Мы фиксируем увеличение количества сталкеров, которые бродят по опасным территориям. Мы подготовили законопроект по увеличению ответственности за незаконное пребывание. Действительно, со временем Чернобыльскую зону можно превратить в экологически безопасную систему".

Неужели потенциальные нарушители режима Зоны отчуждения стали настолько опасными для общества, что судам нужно налево и направо раздавать судимости? 

Неужели украинскому обществу нужны новые уголовники и осужденные, в то время как государство по крайней мере пытается заявлять об успешных мерах в контексте профилактики преступлений и общем снижении преступности?

В стране куда больше других злободневных проблем, чем дискуссия о нелегальном проникновении в ЧЗО. Но принятием данного законопроекта мы рискуем-таки открыть ящик Пандоры и получить опасный прецедент принятия Закона в пользу личных корыстных интересов. При этом сама безопасность человека, личности, общества никак не будет затрагиваться, хотя именно этого требует закон и юриспруденция в целом. 

Мы можем получить новые формы коррупции, ведь люди наверняка будут стараться избежать новой ответственности известным проверенным образом. Судебная система будет завалена новыми, никому ненужными делами, и без того перегруженная юстиция возьмет на себя дополнительную нагрузку.

Статья по "админке" не менялась с 2007 года. Справедливо было бы сделать наказание более суровым, увеличив сумму штрафов, соразмерно сегодняшним реалиям. Но в рамках той же статьи 46-1 Кодекса об административных правонарушениях. А не в плоскости переведения админнарушения в уголовно наказуемое.

И напоследок, чтобы аргументация по теме была полноценной. В Украине с 1 июля вступил в силу закон, выделяющий КРИМИНАЛЬНЫЙ ПРОСТУПОК как отдельный вид правонарушения. И именно криминальным проступком предлагают сделать проникновение в Зону. 

По определению, проступок – уголовно наказуемое деяние небольшой тяжести, которое не несет большой общественной опасности и за совершение которого предусмотрено менее строгое наказание, чем за преступление. 

Проступком является предусмотренное уголовным кодексом деяние, за совершение которого полагается основное наказание в виде штрафа (до 3000 нмд) или другое наказание, не связанное с лишением свободы. 

Таким образом, аргументация о несоответствии тяжести наказания может быть частично обесценена этим фактом. Мол, это не полноценное преступление по КК.

Татьяна Гончарова, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.  




Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
законодавство кримінал
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування