Социологические фантазии Януковича

Говорят, что донецкие сотрудники штаба единого кандидата от власти задавали Тигипко резонный вопрос: Где обещанные рейтинги? "За базар" отвечать приходится – итак, если мощного роста народной любви к премьеру не наблюдается, ее надо нарисовать. Оттуда и результаты
Сергей Тигипко подарил сенсацию – оказывается, "как и планировалось", рейтинги Ющенко и Януковича сравнялись . Именно такую информацию предоставил Российский клуб, цитируя результаты проведенного российским же фондом "Общественное мнение".

Однако, ведущие украинские социологические фирмы отвергли возможность того, что Янукович догнал Ющенко. Многочисленные методологические вопросы к проведенному Фоп'ом опросу позволяют утверждать: Тигипко радуется рановато.

Припоминается, что еще летом господин Тигипко предсказал сравнивание рейтингов – оно должно было состояться еще в сентябре. Однако, в сентябре рейтинги не сравнялись. Больше того, отрыв Ющенко от Януковича начал увеличиваться.

Говорят, что донецкие сотрудники штаба единого кандидата от власти задавали Тигипко резонный вопрос: Где обещанные рейтинги? "За базар" отвечать приходится – итак, если мощного роста народной любви к премьеру не наблюдается, ее надо нарисовать. Оттуда и результаты, которые вызывают искреннее удивление в украинских социологов.

У специалистов возникает немало вопросов к озвученным Российским клубом данным. Как отмечали руководители Фонда "Демократические инициативы" Илько Кучерив и Ирина Бекешкина, любой иностранный фонд не имеет в Украине собственной сети, а все иностранные компании всегда проводят исследования через какую-то украинскую фирму.

"Согласно канонам подачи социологической информации, необходимо показывать данные, какая именно фирма проводила это исследование", - сказала Бекешкина. Такой информации нет.

В конце концов, самое главное: Фоп'овские результаты радикально отличаются от исследований авторитетных отечественных социологических служб. Как свидетельствуют исследования Киевского международного института социологии, Фонда "Демократические инициативы" и Центра "Социс", центра "Социальный мониторинг", Центра им.Разумкова, разрыв между Ющенко и Януковичем сохраняется и даже увеличивается.

Например, по данным опроса 6 000 человек, проведенного недавно тремя авторитетными социологическими фирмами (Центром "Социс", Киевским международным институтом социологии, компанией "GFK-USM", – за Ющенко на президентских выборах готовы проголосовать 33,5% граждан, а за Януковича ( 25,2%. То есть, разрыв составляет 8,3% и отнюдь не 0%, как "рисуют" зарубежные "наемники от социологии".

По данным этого исследования, Ющенко уверенно побеждает и во втором туре выборов. За него проголосовали бы 40,9% граждан, а за Януковича ( 31,8%. Преимущество в 9,1% при всем желании тяжело обнулить.

Согласно данным волнового опроса, которое проводят Фонд "Демократические инициативы", Центр "Социальный мониторинг", Центр "Социс", разрыв между Ющенко и Януковичем в конце сентября в первом туре составляет 6.7%, во втором – 7.6%. При этом разрыв растет.

Косвенные данные, которые характеризуют отношения избирателей к действиям кандидатов, свидетельствуют в пользу большей достоверности украинских рейтингов. Так, 72% опрошенных оценивают "государственную адресную помощь к пенсии (дотации)" как предвыборный шаг. И не спешат поддерживать Януковича. Не влияет на отношение избирателей к кандидатам и медиа-кампания. Больше двух третей избирателей не доверяют сообщением СМИ об оппозиции.

Эти данные – отражение реальности: проблема для штаба Януковича в том, что, кроме вброшенной пенсионерам одноразовой спонсорской помощи, у правительства Януковича уже ничего реального не остается.

Лимит предвыборных "социальных подарков" исчерпан. Проправительственное большинство в Верховной Раде распалось. Цены на бензин растут (а обещанное с 1 октября повышение таможенной пошлины на экспорт российской нефти обещает сделать этот рост еще быстрее)... Яичный инцидент в Ивано-Франковске избиратели восприняли с присущей им мудростью.

К дню голосования Януковичу не удастся не то что догнать Ющенко, а хотя бы приблизиться к нему. Значительный разрыв в рейтингах будет означать, что чиновники на местах особенно не будут налегать на админресурс: если реальными будут перспективы смены власти, в особенности перенапрягаться для ее сохранения никто не будет.

Поэтому любым способом надо подать другую информацию, создать "шум", в котором попробовать потопить реальность. Вот и появились "рисованные рейтинги".

На манипуляции с ними остается времени только до 15 октября: потом публикация рейтингов запрещена законом о выборах президента. Вот и стараются российские помощники украинской власти "впарить" свою продукцию. Чтобы запомнилось последнее. Заодно и "своих" успокоить можно.

Но, как и другие шаги кампании Януковича в последнее время, попытка вышла довольно неуклюжая. К информации трех "эсдечных" каналов отношение граждан давно адекватное; а другие национальные каналы будут подавать также данные украинских социологов. Те, которые опровергают информацию Российского клуба.

А на сегодня социологический "прогноз погоды" благоприятен именно для Ющенко. Он уверенно лидирует в избирательных гонках и имеет значительные электоральные резервы. А если у Тигипко появятся новые предвидения, то предлагаем ему сверить их с реалиями 31 октября этого года.

Автор: Ростислав Павленко, Школа политической аналитики при Наукма

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования