Антипешеходный Киев

Одно из последних решений киевского мэра, кажется, имеет шанс затронуть каждого киевлянина чуточку больше, чем повышение коммунальных тарифов. Речь идет об отмене Леонидом Черновецким пешоходных зон на Подоле и на Крещатике (с редкими исключениями – на государственные праздники). Один москвич в частной беседе как-то сказал: "Мы завидуем вам, киевлянам: у нас нет такой роскошной пешеходной зоны, как Крещатик".

Одно из последних решений киевского мэра, кажется, имеет шанс затронуть каждого киевлянина чуточку больше, чем повышение коммунальных тарифов. Речь идет об отмене Леонидом Черновецким пешоходных зон на Подоле и на Крещатике (с редкими исключениями – на государственные праздники).

По рекомендации ГАИ – заторы, будто-бы, вообще жить не дают.

Один москвич в частной беседе как-то сказал: "Мы завидуем вам, киевлянам: у нас нет такой роскошной пешеходной зоны, как Крещатик". Наверное, увидев Крещатик, забыл об Арбате...

Реклама:

Пешеходная зона в центре – это элемент европейского города. Центр Амстердама, улочки Латинского квартала в Париже, старый город в Бонне или Трире, Братиславе или Люксембурге – всё это пешеходные зоны.

Наибольшая пешеходная зона Европы – в Копенгагене, от городского совета до оперы.

Отменить киевские пешеходные зоны – означает сделать столицу провинцией. Именно пешеходные зоны дают простор для уникального "модус вивенди" - дают возможность бросить кофейням свои зонтики и кресла, музыкантам – свои барабаны и шляпы, художникам и разным штукарям – свои изделия.

Они дают возможность людям рассмотреть город без запахов газа и без уличного шума.

Шум и смех, цветистость и многолюдность – то, что выделяет эти места.

Как выглядят европейские "pedestrian zone", "Fußgängerzone" или "zone piétonnière"?

Мексиканские и африканские музыканты, местные фолк-музыканты, рокеры, просто гитаристы и брейк-дансеры, рядом звучит классика в исполнении струнного квартета, иногда можно услышать даже украинские цимбалы.

Сюда приходят и отдохнуть, и пообщаться туристы и коренные жители города. Здесь зачастую находятся знаменитые "блошиные рынки" (fleа markets). Здесь – центр активной жизни целого города, его "сердце".

Брюссельский городской совет и писающий символ города Маннекен Пис, парижский Нотр-Дам, венский Штефансдом – все эти памятки находятся в пешеходной зоне.

Настоящая красота Рима или Венеции – в пешей вечерней или ночной прогулке там, где не увидишь автомобилей. И наш Крещатик с его недавней исторической тягостью – ничем не хуже, а досталинский Подол и вообще имеет все шансы стать жемчужиной для пешеходов.

Кто первичный в Киеве – пешеход или водитель? Кто важнее? И, соответственно, для кого обустраивать город?

Альтернатива автомобилю есть: Европа выбирает велосипед. Наиболее "велосипедный" город Старого континента – Амстердам: на каждого жителя – по велосипеду.

С уважением относятся к велотранспорту немцы – велодорожки и велостоянки здесь – на каждом шагу. Очень велосипедолюбивые скандинавы (хотя, возможно, это – следствие неимоверной дороговизны их транспорта: билет на 10 поездок по Копенгагену стоит добрую украинскую сотню гривен) – здесь каждое утро можно увидеть толпы мужчин в деловых костюмах и женщин на каблуках, которые спешат на работу.

Станет ли Киев также велосипедным городом?

Если руководствоваться исключительно "автомобильной" логикой, то следует и деревья вдоль дороги вырубить, и остатки тротуаров под парковку отдать, а пешеходов – загнать в подземные переходы, метро или те же машины.

Благодаря неразумной транспортной политике предыдущего мэра транспортные потоки и дальше бегут через центр города.

Заторы стали ежедневной реальностью – многоэтажная застройка и концентрация офисов и государственных учреждений в центре города направляет большинство людей сюда на работу – вместе с их машинами.

Честно говоря, заторы есть и в Париже, и в Риме, и в Лондоне, и это – болезнь всего модерного мира. Каждая страна борется с этим по-своему.

В том же Париже под каждой площадью – 5-этажные подземные стоянки. Рим массово перешел на "моторино" - небольшие мопеды.

Чтобы предотвратить заторы по направлению к городу каждое утро и из города каждый вечер, в Копенгагене развивают сеть пригородных поездов, которые под землей прошивают город, выполняя одновременно функцию метро.

В Стокгольме ввели плату за въезд в город – сейчас она составляет от 1 до 2-х евро и автоматически снимается из всех машин, которые пересекают границы города - электронные устройства сканируют номера машин.

Аналогичная политика контроля машинопотока ведется в Лондоне, Торонто и Сингапуре.

А вот в Москве решения для этого вопроса еще не нашли, и как следствие – ночные заторы в некоторых районах города, которые перерастают даже в круглосуточные.

Но вот интересно, как отреагировали бы римляне на стоянку возле фонтана ди Треви или Пантеона? А парижане – на "оптимизацию" движения машин по мостам через Ситэ?

Ограниченная пешоходность Крещатика, вечный затор на Сагайдачного, непонятные "перестроечные" планы изменений Андреевского спуска – наш город станет вовсе неудобным для пешеходов.

Если будем двигаться так и в дальнейшем, то каменный мешок стен с выхлопными газами вместо воздуха – наше будущее.

Или, может, стратегической концепцией развития Киева руководит ГАИ?


Остап Крывдык, политолог, активист


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования