Тень власти

Роман Надзвычайный, для УП — Вторник, 27 марта 2007, 11:29

Стремлюсь ко власти каждый день.
 Дела – вот суть, а слава – тень.
Генрих Гете "Фауст"

В Украине с молниеносной скоростью происходят системные политические метаморфозы. Если еще неделю назад было три возможных пути решения политического кризиса - роспуск парламента, создание конституционного большинства или предоставление оппозиции рычагов контроля власти, то сейчас события стремительно двигаются по сценарию создания в парламенте конституционного большинства.

Последняя юридическая возможность роспуска Верховной Рады была потеряна после избрания Арсения Яценюка министром иностранных дел, благодаря решению Виктора Ющенко пойти на уступки коалиции, сменив кандидатуру Огрызка.

Тем самым президент продемонстрировал, что в ближайшее время даже политической возможности роспуска парламента не будет. Оппозиции дали четко осознать, что стабильной поддержки плана изменения власти от Банковой они не получат.

Потеряв любые перспективы на будущее, часть оппозиции, не отягощенная идеологическими убеждениями, начала свободно дрейфовать в направлении парламентской коалиции.

Итак, в ближайшее время события будут разворачиваться в направлении расширения правящего большинства за счет присоединения депутатов оппозиции.

Тенденцию к изменению политических вкусов начал Анатолий Кинах, который за должность министра экономики перевел в коалиции свою партию, вместе с группой своих депутатов.

Очень символично, что на нового министра падает ответственность за разного рода реформы. Ведь пока что никаких заметных реформистских шагов правительства и парламентского большинства не наблюдалось.

Действия, направленные на увеличение численности коалиции до 300 – это логическое следствие призывов оппозиции в адрес президента ветировать все несогласованные с ней законопроекты.

Именно аргументируя необходимостью защиты от таких действий президента, коалиция утвердила решение искать дополнительные 60 голосов. Тем не менее, за этой поверхностной мотивацией находится очень много скрытых причин.

Больше всего заинтересованы в создании конституционного большинства фракции коммунистов и социалистов. Их "золотые акции" никуда не деваются, ведь достаточно решения хотя бы одной фракции, которая входит в парламентское большинство, о выходе из коалиции – и правительство автоматически идет в отставку.

Учитывая это, необремененная присутствием в правительстве, коммунистическая партия имеет даже большее влияние, чем социалистическая, члены которой широко представлены в исполнительной власти.

Каждый из этих двух игроков имеет собственные интересы относительно тех возможностей, которые открываются после создания конституционного большинства. Мороз грезит, подзабытым уже, "законопроектом 3207", который завершает, такую дорогую для спикера политическую реформу, которая ограничивает власть центра над регионами и является фактической федерализацией страны.

Коммунисты же имеют целый пакет идей, реализовать которые сейчас мешает вето президента, и которые требуют изменений к Конституции.

В первую очередь это полное отстранение Ющенко от всех политических процессов в стране и демонстративное устранение его с занимаемой должности. Вторым пунктом плана идет предоставление русскому языку статуса государственного и окончательное изменение геополитического курса Украины.

Поэтому почти ежедневные заявления лидера СПУ о сборе 300 голосов в парламенте в мае являются не сигналами оппозиции с целью активизировать ее активность, а скоре призывами к депутатам как можно быстрее садиться в поезд, который вот-вот может тронуться.

Не случайно Мороз принимал участие в привлечении группы Кинаха в большинство "ради принятия важных для страны решений". Также не является случайной прогнозируемая дата завершения этого процесса – май.

До июля, конца сессии Верховной Рады, будет оставаться достаточно времени для рассмотрения необходимых большинству изменений к Конституции. А на следующей сессии парламента, согласно требованиям той же Конституции, коалиция окончательно их утвердит.

К сожалению, депутаты Верховной Рады не обращают внимания на политические принципы парламентаризма, хотя бы на общественную мысль. Учитывая, что ближайшие 4 года власть будет неизменной, избранники народа предают блоки, под знаменами которых они пришли к законодательному органу Украины, ради личного комфорта.

Следствия таких действий являются разрушительными для Украины как государства.

Получая тотальный контроль над всеми процессами в стране, нынешняя власть запускает наиболее опасный сценарий – вытеснение оппозиции вместе с частью населения, которое ее поддерживает, за правовое поле, оставляя им в арсенале средств противодействия власти лишь нелегитимные инструменты.

На фоне постоянного уменьшения поддержки правящих партий, такая политическая система не просто будет иметь проблемы со стабильностью в стране, а фактически будет не в состоянии ее обеспечить.

Параллельно с этим, политические силы, которые набрали наименьшее количество голосов на парламентских выборах, открывают доступ к принятию решений глобального характера путем шантажа и угроз.

Вопрос состоит в том, будет ли иметь конституционное большинство, образованное таким искусственным образом, право на принятие важных законов и изменений к Конституции, которые будут определять путь развития страны на десятки лет?

Выбор между политической ответственностью и личной выгодой делается сейчас не в пользу источника власти – народа.

В ситуации, когда политики руководствуются лишь жадностью владения материальными ресурсами и властью ради получения доступа к ним, ни одна политическая система не обеспечит экономических и общественных реформ.

Если в краткосрочной перспективе реальный контроль со стороны гражданского общества невозможен, в связи с отсутствием такого общества в Украине, единственное практическое решение проблемы состоит в системе, где оппозиция и власть будут равноправными по политическим влияниям.

В таком случае, это обеспечит автономный контроль всредине политической системы. Досадно, что сейчас этот принцип усиленно разрушается.

Роман Надзвычайный, для УП