Четвертая сила

В украинском политикуме всерьез начали говорить о необходимости так называемой "третьей силы". Собственно, речь идет об альтернативе существующей власти и оппозиции, которые в течение эпопеи под названием "политический кризис" так и не убедили общество, что они соревнуются за счастливое будущее Украины, а не за власть для себя.

В украинском политикуме всерьез начали говорить о необходимости так называемой "третьей силы".

Речь идет об альтернативе существующей власти и оппозиции, которые в течение эпопеи под названием "политический кризис" так  и не убедили общество, что они соревнуются за счастливое будущее Украины, а не за власть для себя.

При этом бросается в глаза, что о потребности "третьей силы" говорят политики разного идеологического калибра: от националиста, главы ОУН Николая Плавьюка – к либералу, лидера Народной партии Владимира Литвина.

Реклама:

Политическая риторика последнего, кстати, дает основания утверждать, что именно Народная партия будет одной из тех, кто отправится на выборы под лозунгом "третьей силы". Так, недавно находясь  в Ровенской области, экс-спикер заявил, что "надежды и ожидания украинцев так и не были реализованы ни оранжевой командой, ни правящей коалицией.

Поэтому нестранно, что сегодня наиболее распространенными чувствами у людей являются разочарование и апатия. Очевидно, что после этих слов напрашивается однозначный вывод: "третьей силой" на этих выборах будет "партия Литвина".

В связи с этим, возникает логический вопрос. Кто на самом деле имеет право и основания называться  "третьей силой" и сможет ли она составить конкуренцию "оранжевому" и "бледно-синему" лагерям?

Сперва про "левый" фланг. Учитывая результат, а это почти три процента голосов избирателей, что их на предыдущих выборах получил Блок Наталии Ветренко, именно   Прогрессивно-социалистическая партия будет претендовать на роль "настоящих" левых.

Уже сегодня "прогрессивные социалисты", большей частью сама Ветренко, не только клеймят "режим Януковича" за его будто сотрудничество с президентом Ющенко, а также "бьют" своих главных идеологических соратников – КПУ и СПУ.

Интересно, что основанием для этого выбираются темы, где левые всех мастей едины, в частности, что касается непринятия ими "западного вектора" в внешней политике, внедрения русского языка как второго государственного, осуждение национально-освободительной борьбы ОУН и УПА и т.п..

По мнению, "витренковцев" главный "грех" КПУ и СПУ состоит в том, что социалисты и коммунисты на словах выступают за защиту интересов "людей труда", а на деле занимают соглашательскую позицию относительно политики "американских ястребов".

Однако, не взирая на это, вряд ли ПСПУ, можно считать "третьей силой" в левом движении. Идеологические основы и политическая практика этой партии фактически ничем не отличаются от политического курса коалиции национального единства, то есть Партии регионов, КПУ и СПУ.

Радикальная риторика прогрессивных социалистов подчеркивает не столько особенность этой силы, как ее антиукраинскую и антигосударственную сущность. А потому к ПСПУ надо относиться не как к "третьей силе", а как к "пятой колонне" со всеми последствиям, которые из этого вытекают.

В этом контексте  более привлекательной является позиция других левых, а именно "Народной самообороны" под руководством Виталия Луценко. Разные социологические институты в своих прогнозах допускают преодоление этой силой трехпроцентного барьера.

Сам экс-министр внутренних дел получил известность, поддавая критике не только действующую власть, а и демократическую  оппозицию, которая, по его убеждению, то "нерешительная", то "не хочет объединяться", то "не прислушивается к мыслям простых людей".

Идеологию "Народной самообороны" ее лидеры склонны определять как "левоцентризм". Пока что не понятно, на каких  политических основах будет базироваться этот левоцентризм, но, как и остальных "левых" В. Луценко уже успел заявить о нецелесообразности признания ОУН и УПА и "акцентирования" внимания на других "гуманитарных вопросах".

Сегодня "Народная самооборона" разрывается  между мегаблоком, в состав которого входит "Наша Украина" и ее сателлиты, и желанием самостоятельно завести в парламент свою фракцию.

Время покажет, какой путь выберет Луценко. Но это не будет путь "третьей силы", поскольку к ней нельзя отнести "Народную самооборону", которая, возможно, знает, как прийти к власти, но не знает, что с ней делать.

Теперь про "правых". Долгое время нишу "третьей силы" старались занять национал-демократы. С этой целью три партии – УНП, НРУ и УРП "Собор" даже образовали "Украинскую правицу". Но со временем было принято решение объединиться в блок с "Нашей Украиной" и "Народной самообороной". Поэтому о "Правице" как о "третьей силе" надо забыть.

И больше всего тех, кто претендует на роль "других" находится в "центре". О Народной партии и Владимире Литвине речь шла выше.

А есть еще Народно-демократическая партия (председатель Людмила Супрун), общественно-политическое объединение "Украинский форум" (лидер Владимир Семиноженко), "зеленые" всех оттенков.

И ни одно из этих объединений, критикуя власть и оппозицию, так и не было в состоянии четко зафиксировать собственную идеологию, а главное программу строительства "другой" Украины. Все рецепты "центристов" сводятся к социальной демагогии. При этом они "принципиально" избегают острых национальных проблем, без решения которых Украина будет топтаться на месте.

Не смотря на идеологическую и политическую разновекторность претендентов на "третью силу", абсолютное большинство из них объединяет одно: низкий уровень их поддержки украинцами, или как они говорят "электоратом".

Можно по-разному аргументировать такое состояние. Но и это лишнее доказательство тому, что в Украине еще не сформировалась настоящая "третья сила" как альтернатива действующей власти и оппозиции.

…Говорят, что нетрудно предусмотреть результаты досрочных парламентских выборов.

По крайней мере, большинство политиков, да и средних граждан склоняются к мысли, что кардинальных изменений не будет.

Однако сегодня никто не берется прогнозировать ситуацию, которая может возникнуть уже после выборов, когда сохранится существующий политический хаос и общественная безалаберщина.

Вот тогда реально получит шанс прийти к власти "третья сила". Правда, ее так уже никто не будет называть, поскольку это будет партия с яркой национально защитной программой,  высокой внутренней дисциплиной, которая не будет знать идеологических и политических качаний, не будет искать  союзников или попутчиков, не будет бояться оппонентов и будет знать, что делать с врагами.

Очевидно, что в этой партии не будет лиц, к которым уже привыкли граждане Украины. На самом деле это будет "четвертая сила",  на которую так долго ждет украинский народ.

Богдан Червак

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования