Его величество рынок

Что, если бы пару лет назад наши чиновники в очередном национал-патриотическом порыве запретили ввозить в Украину российские издания романов Ролинг о приключениях Гарри Поттера? Вероятно, господин Малкович от подобного решения выиграл бы. Но проиграли бы наши читатели.

Бурная дискуссия об особенностях национального кинопроката, разгоревшаяся в украинском обществе и нашедшая непосредственное отражение на страницах УП, оказалась довольно поучительной.

Правда, громкие обвинения в "нацизме" и "украинофобии" едва ли заслуживают внимания – обе стороны в своем репертуаре.

Примечательно другое обстоятельство: апологеты принудительной украинизации взывают к исторической справедливости и национальной идее, охотно поминают Валуевский циркуляр и Эмский указ, но когда дело доходит до экономической стороны вопроса, их аргументация, мягко говоря, неубедительна.

Реклама:

По логике наших пламенных патриотов, рынок должен беспрекословно подчиниться нуждам национального возрождения.

Видимо, стоит отвлечься от кинематографических тонкостей и поставить проблему шире: можно ли повышать конкурентоспособность украиноязычной продукции административными методами, с помощью строгих предписаний и запретов?

Не только в области кинопроката, но и на телевидении, в радиоэфире, на книжном рынке? Подобная тактика имеет в Украине немало сторонников, но насколько она перспективна?

Было забавно наблюдать, как ведущая итогового выпуска новостей на одном из наших каналов с огорчением констатирует: вопреки ожиданиям, в кинотеатры на Юге и Востоке страны пришло вчетверо меньше зрителей!

Сразу вспомнилась дивная фраза из советского исторического пособия: "Несмотря на рост колхозного движения и завершение сплошной коллективизации, сельское хозяйство Украины испытывало трудности".

В обоих случаях удивление вряд ли уместно, ибо какого-то другого результата ожидать не приходилось.

С самого начала было очевидно, что из-за тотальной украинизации кинопроката:

а) в юго-восточных регионах резко снизится посещаемость кинотеатров, и часть из них обанкротится, покинув ряды налогоплательщиков.

б) резко возрастут продажи пиратских дисков – опять-таки не на пользу госбюджету.

Разумеется, кому-то хотелось думать, что жители Юго-востока толпами повалят в кинотеатры и всем сердцем полюбят певучую украинскую речь.

А кто-то предпочитает верить, что если резко увеличить социальные выплаты из бюджета, граждане моментально станут зажиточными, а инфляция внезапно подобреет и не обесценит эти деньги.

А кому-то удобно считать, что гонения на проклятых олигархов приведут к экономическому буму и наплыву зарубежных инвесторов...

К сожалению, такой образ мыслей весьма популярен в украинском обществе. Антирыночная сыворотка, некогда введенная партией Ленина-Сталина, все еще действует. Очень многие из нас готовы противопоставить естественным экономическим механизмам субъективные представления о справедливости и патриотизме.

Перипетии "дубляжной войны" – точнее, реакция на них украинской общественности – лишний раз свидетельствуют об упорном нежелании уважаемых национал-патриотов считаться с объективной реальностью. Им трудно смириться с мыслью, что, например, томик Шевченко – такой же товар, как ноутбук или пачка жевательной резинки, и подчиняется те же экономическим законам.

Цинично? Может быть. Но реальный мир – это не "Утопия" Томаса Мора, не "Моральный кодекс строителя коммунизма" и не брошюры Донцова об интегральном национализме.

Это мир прагматизма, где правят Его Величество Рынок, королева Конкуренция, наследный принц Спрос и принцесса Предложение.

Почему коммуна "Новая гармония", основанная прекраснодушным американцем Робертом Оуэном, развалилась через три года, а промышленные империи, созданные меркантильными Рокфеллерами и Дюпонами, процветают и по сей день? Почему наемные рабочие, озабоченные мыслями о заработке, оказались эффективнее комсомольских энтузиастов, устремленных в Светлое будущее?

Почему несправедливая амнистия капиталов приносит государству экономические выгоды, а справедливая реприватизация – убытки?

Потому что при всех недостатках рыночной системы ничего более эффективного человечеству создать не удалось. И вряд ли удастся. Ведь, по сути, рынок – это отражение нас самих, наших желаний и возможностей. Он столь же естественен как, скажем, неприязнь к языку, который пытаются навязывать силой.

Тот, кто борется с рынком, восстает против человеческой натуры.

Попытки втиснуть рынок в узкие рамки привлекательной идеологии предпринимались неоднократно и всякий раз терпели фиаско.

Украинские национал-демократы клянут коммунистический эксперимент последними словами, но фактически наступают на те же грабли. Или кто-то наивно полагает, что национальное сознание – более эффективный помощник в борьбе с рынком, нежели сознание классовое?

Отметим еще один важный момент. Те, кто пытается популяризировать государственный язык за счет грубого административного давления на рынок, не только провоцируют украинофобию в юго-восточных регионах страны.

Своими действиями они демонстрируют, что украиноязычный продукт дружить с рынком не способен в принципе. Что украинскую книгу, песню или фильм нужно навязывать потребителю, как сочинения обоих Ильичей в эпоху застоя.

Но ведь это же не так! В последние годы украиноязычная продукция добилась серьезных рыночных побед.

Все больше наших сограждан предпочитают смотреть, слушать и читать украинское. Причем совершенно добровольно – отдавая дань качеству, яркому креативу, наконец, моде. Стало очевидно: украиноязычный продукт востребован рынком, он может конкурировать с русскоязычными аналогами, и в результате становится только лучше. Конкуренция – штука жестокая, но эффективная.

Издательство "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА" - производитель качественной украинской книги, вполне успешный в условиях свободного рынка. Что, если бы пару лет назад наши чиновники в очередном национал-патриотическом порыве запретили ввозить в Украину российские издания романов Ролинг о приключениях Гарри Поттера?

Вероятно, господин Малкович от подобного решения выиграл бы. Но проиграли бы наши читатели. Потому что в таком случае украинский перевод "Harry Potter and the Deathly Hallows" не появился бы раньше русского, а заодно и всех остальных иностранных переводов.

А ведь, помнится, наши патриоты справедливо гордились тем, что украинский Поттер – самый-самый первый, да еще и с оригинальной обложкой. Равно как и тем, что украиноязычный Шрек получился колоритнее русскоязычного.

Хотя и этот, и другие образчики действительно удачного украинского дубляжа были порождены проклятой необходимостью конкурировать с московитами.

Итак, наш патриотичный соотечественник искренне радуется благотворным плодам рыночной конкуренции. Но в то же время поддерживает бездумные административные меры, призванные уничтожить эту самую конкуренцию на корню!

Где же логика, друзья? Неужели трудно понять, что интересы производителя украиноязычной продукции далеко не всегда совпадают с интересами ее потребителя?

Они расходятся именно в тех случаях, когда рыночные механизмы пытаются подменить административным регулированием и дубовым протекционизмом.

Отсюда – ура-патриотические фильмы, снятые на бюджетные средства и неподдающиеся просмотру; передачи "Первого национального" с рейтингом, плавно приближающимся к нулю; "правильные" книги, мирно пылящиеся на библиотечных полках...

На поверхность всплывают и весьма колоритные фигуры.

Представьте себе респектабельного издателя N. В быту он человек русскоязычный и охотно рассказывает ядовитые анекдоты об украинских националистах.

Однако на публике N преображается: горячий патриот издает книги исключительно на языке Шевченко и Стуса, клеймит засилье русскоязычной продукции и регулярно посещает высокие кабинеты, выбивая гранты для себя любимого – как стойкого защитника украинской книги. Жить на государственные дотации, конечно, удобнее, чем осваивать основы маркетинга.

Но в результате украинские книги, издаваемые N, практически не доходят до украинского читателя. И козни имперской Москвы тут не причем: просто у господина N нет никаких экономических стимулов бороться за продвижение своей продукции на рынок.

Ибо основной источник доходов для него – отнюдь не торговля книгами, а их демонстрация правительственным чиновникам. Вот плоды пресловутой государственной поддержки...

Спешим заверить читателей, что издатель N – фигура реальная. И этот господин далеко не одинок: к сожалению, среди производителей украиноязычной продукции подобных персонажей хватает.

Они далеки от высоких идеалов и отлично понимают, что такое рынок – просто не хотят жить по его суровым законам, как жулик не хочет считаться с нормами Уголовного кодекса. И в ход идет банальный лоббизм.

Прятать свои меркантильные интересы за высокопарными патриотическими тирадами – остроумно, хотя и не ново. Еще в XVIII столетии мудрый англичанин Сэмюэль Джонсон заметил, что патриотизм – это последнее прибежище не слишком чистоплотных людей.

Недобросовестный производитель – вот кто получает реальную выгоду от "патриотических" атак на рынок. Его ожидают новые прибыли и возможность расслабиться, не уделяя повышенного внимания качеству продукции: сбыт и так гарантирован, проклятые конкуренты-москали больше не страшны.

А вот государство Украина остается в проигрыше. "Черный рынок" русскоязычной продукции - неизбежное следствие административных ограничений - не принесет в украинскую казну ни копейки со своих многомиллионных оборотов. Этих денег недосчитаются врачи, учителя, пенсионеры.

Повторимся: антирыночные взгляды все еще сильны в постсоветской Украине. И не каждый способен понять, что искусственное ограничение конкуренции негативно отразится на качестве украиноязычного фильма, песни, книги...

Но если уж мы бросились спасать национальный продукт от стихии свободного рынка, надо быть последовательными. К чему Украине вступать в ВТО? Даешь протекционистские пошлины!

Пускай отечественный товар не отвечает стандартам качества, пускай он стоит в три раз дороже – зато он наш, украинский! Патриотизм обязывает нас защищать его от зарубежных конкурентов! А кредитные ставки наших родных украинских банков? Их тоже надо оборонять!

Давайте решительно поддержим сельскохозяйственных баронов, недовольных вступлением в ВТО, – эти почтенные господа ничем не хуже Богдана Батруха, чьи экономические интересы мы защищаем, ратуя за принудительную украинизацию кинопроката.

Напоследок – небольшой урок истории. В покойном СССР партийная номенклатура упорно пыталась задавить рынок в угоду идеологическим догмам.

Кончилось все это бесславным поражением в Холодной войне и крахом.

Советской империи. Китайские товарищи, напротив, принесли идеологию в жертву рыночной стихии и находятся у власти до сих пор.

В последнее время украинские национал-демократы все чаще бросают вызов рынку. Что ж, тем хуже для них. Его Величество Рынок способен жестоко проучить своих обидчиков!

Михаил Дубинянский

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования