Победа технологии над политикой
Что же произошло 11 июля? Казалось бы – ничего особенного. Просто еще раз было продемонстрировано, что работоспособной коалиции в Раде нет. Не просматривается и новый формат коалиции.
Первое обстоятельство работает против Тимошенко - нет полноценной коалиции, значит и правительство, в некотором роде, не совсем полноценное. Второе – против инициаторов "широкой коалиции". В общем – привычная ситуация, разве что без блокирования.
Однако, как это частенько бывает в процессах, в которых участвует Тимошенко, политика была побеждена PRом.
404 ! 404 ! |
Во-первых, неспособность собрать большинство для формирования другой коалиции вдруг оказалась существенным поражением Партии регионов.
Руководители ПР, в том числе – лично Янукович, перед заседанием уверенно говорили, что у них есть не менее 226 голосов в поддержку отставки правительства. Это было вполне вероятно, учитывая, что даже во фракции БЮТ есть сторонники точки зрения, что Тимошенко сейчас выгодно уйти в отставку – до начала переговоров о 400-долларовом газе и неизбежного осеннего скачка цен.
Однако, маловероятно, что в ПР действительно серьезно задумывались об отставке. Хотя бы потому, что вместо отставленного правительства надо формировать новое, а для него голосов все равно не хватает – большинство, возможно, сформировать и удалось бы, а вот коалицию, состоящую из фракций…
То есть, после этого Тимошенко остается и.о. премьера, а вместо отпусков перед депутатами возникала перспектива избирательной кампании.
Кроме того, не совсем ясно, что, после этого надо было делать с бюджетом – не принимать нельзя, раз уж есть большинство, принимать – тоже нельзя, ибо неясно, кто же будет, а главное – захочет отвечать за его выполнение.
Вероятно, Янукович рассчитывал, что БЮТ будет и дальше блокировать трибуну, показывая, что не стремится к конструктивной работе и боится потерять власть. Однако, этого не произошло.
Тимошенко сделала "ход конем" и свела к нулю всю шумную кампанию регионалов – в ситуации возможности реальной отставки правительства практически все союзники ПР сочли за благо не голосовать.
Во-вторых, неспособность коалиции набрать достаточно голосов для поддержки подготовленного КМ проекта бюджета, оказалась поражением президента, СП и "Единого центра".
Решающую роль тут сыграл, конечно, президент, который решил исправить ошибки Тимошенко и подал в ВР свой проект бюджета. Премьеру также подыграл Арсений Яценюк, который обеспечил рассмотрение этого проекта.
Конечно, проект Кабмина далеко не идеален и к нему может быть масса претензий. Мне, например, непонятно, зачем в нем уменьшается финансирование Академии медицинских наук и увеличивается – Института национальной памяти… Особенно учитывая, что, в соответствии с польским опытом, ИНП будет неминуемо использован против Тимошенко и ее сторонников.
Однако, президентская инициатива поставила правительственный проект бюджета в совершенно особенное положение.
Дело в том, что и Конституция, и Бюджетный кодекс предполагают только одну форму прямого участия президента в бюджетном процессе – возможность наложения вето на уже принятый закон. Разработка и представление в ВР проекта бюджета относится к исключительной компетенции Кабмина.
В общем, кабминовский проект является единственным легитимным и голосование за него коалиции – совершенно явный способ проверить депутатов на правовую состоятельность и приверженность идеям коалиционного соглашения.
Для оппозиции это не так существенно – она-то должна голосовать против.
Результат голосования за правительственный проект оказался предсказуемым – он собрал 216 голосов, причем из фракции НУНС не голосовали Билозир, Оробец, Кульчицкий, Криль, Петёвка, Каськив, Бут, Тополов, Полянчич, Плющ, Ющенко. В основном, как видно, "гвардия" ЕЦ.
Впрочем, к моменту голосования за президентский проект до руководителей ЕЦ что-то начало доходить – за проект проголосовало 58 представителей НУНС, среди не голосовавших – не только члены "Народной самообороны" (Жвания, Куликов, Москаль, Доний), но и "ецисты" (Бут, Криль, Петевка). Однако, дело уже было сделано…
Дополнением ко всему произошедшему стало то, что блок Литвина не голосовал ни за один из проектов, но не объявил себя и оппозицией. В общем – стране нужен Литвин, видимо для того, чтобы хоть кто-то в парламенте не имел позиции и, в конечном счете, ничего не делал.
* * *
Послесловием к событиям 11 июля стал состоявшийся на следующий день съезд "Единого центра".
С одной стороны, съезд был демонстрацией того, что партия не смогла привлечь в свои ряды никаких заметных общественных или политических фигур, хотя слухи о вступлении Богатыревой, Яценюка и Семенюк распространялись явно целенаправленно…
Даже губернаторов собрали далеко не всех, что было представлено как признак отсутствия в партии админресурса – как будто при Кучме все губернаторы состояли в НДП или СДПУ(о).
Как представляется, съезд все был бы другим, если бы голосование за отставку КМ состоялось. Недаром ведь открытие съезда перенесли на несколько часов – меняли планы не иначе.
В случае успеха съезд ЕЦ был бы "съездом победителей": съездом силы, которая стала реальным (успешным!) оппонентом БЮТ и является основой для новой коалиции и чей лидер может претендовать на пост премьера.
В этом случае можно было ожидать:
* появления парламентской группы ЕЦ в количестве 15-ти депутатов, а, учитывая позицию Кириленко и результаты голосования за президентский проект бюджета, можно было ожидать даже формирования нового большинства во фракции НУНС с выходом на новую коалицию - в количестве, примерно, 230 депутатов;
* избрания на пост лидера партии Виктора Балоги.
Этого, однако, не произошло. Темп был потерян.
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга