Выжить, выстоять, победить!

Манифест
1
1 декабря 1991 года украинцы изменили ход собственной и мировой истории, провозгласив независимость своей страны. Сегодня снова история Украины и мира зависит от нашего выбора. Именно поэтому мы выбрали этот день 1 декабря для публикации нашего Манифеста.
Мы живем в большие и тревожные времена, когда мир стоит на развилке между захватывающими возможностями развития и беспрецедентными угрозами существованию. И судьба не только нас, а всего мира в значительной степени зависит от того, сможет ли Украина выжить, выстоять, победить.
Почти двенадцать лет войны, из них четыре года полномасштабной усиливают усталость, выгорание и уныние в украинском обществе. Однако мы утверждаем, что победа возможна и достижима. Важно определить ее, показать путь и дать обоснованную надежду.
Наше представление о победе должно быть четким, реалистичным, понятным, независимым от текущих событий и порожденных ими психологических качелей.
Прежде всего мы хотим утвердить, что наша победа возможна. России не удалось и не удастся одержать победу над Украиной. Несмотря на численное и ресурсное преимущество, Москве за почти четыре года полномасштабной войны не удалось достичь никаких стратегических целей.
Мы понимаем, что путь к нашей победе может быть сложным и долгим. Победа – не одномоментное событие, а динамичный многоэтапный процесс.
Действительно трудно говорить о победе, когда враг осуществляет беспрецедентное и порой успешное давление на фронте и в тылу. Пренебрегая бешеными потерями, он выгрызает километры нашей территории, пролезает сквозь наши позиции, ежедневно убивает людей в городах и селах ракетами и дронами, разрушает инфраструктуру. Общеизвестным является нехватка людей в подразделениях, а герои, которые служат в зонах ведения активных боевых действий, ежеминутно рискуют жизнью. В то же время, несмотря на это, в основном планы врага постоянно срываются и его мечты об уничтожении Украины остаются неосуществимыми.
Ситуацию осложняет то, что эта война уже стала частью большего глобального кризиса, на фоне созданной коалиции диктатур, противоречивой политики США, кризиса демократий, международного права и мирового порядка в целом. В ходе этого противостояния Россия нацелилась на разрушение европейской архитектуры безопасности, дискредитацию ключевых ее институтов, прежде всего НАТО. Это находит поддержку у других диктатур, что позволяет России, несмотря на санкционное давление, пока избегать истощения ресурсов.
Не забывая о вызовах сегодняшнего дня, важно понимать контуры цели. Для достижения нашей победы мы должны осознать ее сущность и путь к ней. Исторически все победы в затяжных войнах планировались именно во время тяжелых периодов сопротивления.
С самого начала, Украина стремится достичь абсолютной победы на всех направлениях, включая прекращение боевых действий, вывод оккупационных войск РФ и полное восстановление территориальной целостности страны в границах 1991 года. Полноценная победа также включает возвращение всех похищенных детей, пленных и депортированных лиц, осуждение режима РФ в международном суде с привлечением его ключевых лиц к ответственности за совершенные преступления, а также возмещение убытков. Украина должна получить гарантии безопасности и членство в Европейском союзе и НАТО без каких-либо ограничений.
Это победа- максимум. Мы не имеем права от нее отказаться, ведь за ней стоят судьбы миллионов людей. Конечно, мы мечтаем о полном и окончательном разгроме врага и исчезновении его с карты мира. Такие мечты имеют под собой историческое основание: империи не вечны. Но будем реалистами: это может быть долгая перспектива. Поэтому нам нужно определить ближайшую точку, которая обозначит начало этого пути. Точку, которую можно считать убедительным началом победы. Назовем ее победой-минимум. Это не удастся сделать одним предложением – наша победа имеет три измерения:
1. Военное измерение победы: стратегическая нейтрализация врага
2. Политическое измерение победы: сохранение суверенитета
3. Человеческое измерение победы: успешная Украина
Только все три измерения вместе означают победу. Первое измерение направлено на противодействие военному нашествию врага. Второе обеспечивает выживание страны в долгосрочной перспективе. Третье делает невозможным успех врага в будущем, даже если он готов платить сверхвысокую цену. Рассмотрим кратко все три измерения.
2
Военное измерение победы: стратегическая нейтрализация врага
Россия не демонстрирует никакого намерения останавливать захватническую войну, она продолжает мобилизовать ресурсы и внешнюю поддержку других авторитарных режимов. Война стала структурной основой российского режима, залогом его выживания.
Многие ошибочно полагают, что переговоры положат конец войне. Это могло бы быть так, если бы эта война велась за территории. Это не так. Россия имеет собственные огромные территории, заброшенные и неразвитые, а оккупированные украинские территории она систематически опустошает, уничтожая их экономический и человеческий потенциал.
На самом деле, ставки гораздо выше: стратегическая цель Кремля – стереть Украину с политической карты мира, как шаг к восстановлению великодержавного имперского статуса России и глобального поражения Запада. Это означает, что одного выживания украинского государства мало. Украине нужна стратегия победы и развития в условиях постоянного военного давления.
Сейчас идет война на истощение. В этой войне Украине удалось благодаря активной обороне с применением новейших технологий сорвать российские планы и помешать Москве достичь стратегических прорывов, несмотря на численное и ресурсное преимущество. Однако длительная война на истощение ведет к медленному исчерпанию человеческого и экономического потенциала Украины. Сейчас нужна более широкая и активная концепция — стратегическая нейтрализация врага.
Стратегическая нейтрализация не имеет целью принудить Москву к переговорам или истощить ее через максимальные потери. Вместо этого она стремится через точечные удары парализовать способность россиян достичь любого значимого успеха в осуществлении своих военных и политических целей.
Украина уже демонстрирует немало примеров стратегической нейтрализации. Украинские удары заставили российский флот отступить от западной части Черного моря, что позволило восстановить зерновой коридор. Украина блокирует и не допускает российскую пилотируемую авиацию в наше воздушное пространство, одновременно периодически нанося удары по российским авиабазам.
На суше применение роботизированных и беспилотных систем, высокоточных средств артиллерии, ракетных систем создало "зоны смерти", где ежедневно наносятся ощутимые потери агрессору и замедляется его продвижение вглубь Украины. Украинские кибервойска ежедневно срывают российские кибероперации. Информационные операции Москвы не смогли подорвать ни внутреннюю устойчивость, ни западную поддержку.
Это частичные победы. Важно, чтобы они слились в одно целое – чтобы сделать российскую агрессию бесполезной, а военные планы Кремля неосуществимыми и, в конце концов, саморазрушительными.
Но для этого Украина должна стоять на шаг впереди в критических возможностях и технологиях, несмотря на постоянное давление и адаптацию врага. Решающим фактором успеха будет способность Украины выиграть гонку военно--технологических инноваций и масштабирования новых систем. Украина должна обладать в этой гонке стратегической инициативой, чтобы именно Россия, а не Украина, была вынуждена реагировать и обороняться.
Таким образом, путь к победе лежит не только через сценарии полного разгрома России на поле боя или мирных переговоров, а через создание устойчивого, безопасного, демократического и успешного государства даже в условиях постоянной угрозы. Это также требует перестроить отношения с союзниками, обеспечив их поддержку не до гипотетического мира, а в течение длительного времени.
3
Политическое измерение победы: сохранение суверенитета
Нужно еще раз подчеркнуть, что настоящей стратегической целью России является ликвидация украинской государственности и идентичности, недопущение возвращения Украины в европейское цивилизационное пространство. Ведь без Украины, самой большой и важной бывшей колонии, империя не может вернуть себе великодержавный статус и влияние.
Именно поэтому объектом российской агрессии является идентичность украинского населения, которая подрывается путем уничтожения культурных объектов, массового похищения детей с принудительным изменением их идентичности, лишения нас своей истории и присвоения наших культурных достижений. Все эти действия квалифицируются как геноцид.
Мы, украинцы, больше всего хотим мира и решительно поддерживаем усилия мирного процесса. Но, как мы видим, Россия не соглашается на любые предложения, которые привели бы к устойчивому миру и сохранению нашей безопасности и суверенитета.
Давление великих держав может заставить Украину ограничить свой суверенитет, например, запрещая Украине присоединяться к экономическим, политическим или военным союзам. Но категорически недопустимыми красными линиями являются уступки, которые ведут к дальнейшей потере суверенитета: ограничение Сил обороны по численности, вооружению и т.д., а также возвращение в Украину российских политических, культурных, религиозных и медийных организаций, что будет означать продолжение войны другими средствами.
Также не может быть предметом торга присоединение Украины к Европейскому Союзу. Ведь именно возвращение к европейской цивилизации путем получения членства в ЕС и окончательный выход из "русского мира" является смыслом главных событий в Украине последних десятилетий. Присоединение Украины к ЕС решает стратегический вопрос безопасности и благосостояния нас и наших детей и внуков. Украина усилит европейскую семью как надежный участник новой европейской архитектуры безопасности, единственный носитель практических знаний по противостоянию современным формам агрессий и угроз.
4Человеческое измерение победы: успешная Украина, благосостояние и счастье украинцев
Путь к глобальной субъектности и безопасности — это также и построение основанной на верховенстве права страны возможностей с эффективной системой государственного управления.
Украина должна стать страной возможностей, достойной того, чтобы здесь жить, чтобы в нее возвращаться, чтобы в нее инвестировать, здесь рожать детей; привлекательным местом созидания, инноваций, развития, предпринимательства; с глобальной субъектностью, развитым человеческим капиталом, предпринимательской и инновативной культурой. Чтобы это произошло, изменения в стране фокусируются на верховенстве права, экономической свободе, развитии образования и культуры и человекоцентричности во всех сферах жизни.
В такой Украине государство является человекоцентричным — сервисным, с инклюзивными политическими и общественными институтами, государством, "увласненим" обществом. Человекоцентрическое государство ставит приоритетом права человека, заботится о тех, кто не может позаботиться о себе, и гарантирует возможности и создает условия для каждого.
В такой Украине граждане ответственны за собственное развитие, благосостояние, образование и здоровье семьи. В стране развито субъектное горизонтальное гражданское общество, ценными являются человечность и самоактивация, а граждане равны перед законом. Человекоцентричность воплощается в благополучие и счастье каждого человека и семьи.
В военной сфере человекоцентричность означает построение армии, которая старается максимально сохранить жизнь воинов. В такой армии они могут максимально раскрыть свой потенциал, иметь надлежащий уровень защиты, а члены их семей защищены и обеспечены. В Украине граждане не избегают выполнения воинского долга; в условиях войны работает принцип общественной солидарности – где каждый и каждая несет военное бремя в соответствии со своими возможностями.
В культурной сфере человекоцентричность означает в первую очередь признание стратегической важности культуры как сферы, где формируется идентичность, создаются новые, прорывные смыслы, увеличивается присутствие и субъектность Украины в мире.
Это страна, в которой справедливость — это общественное благо. Это страна, в которой нулевая толерантность к коррупции воплощается в ежедневных действиях каждого человека.
Это страна сильного местного самоуправления, в которой каждая община и каждый регион является ценным и самодостаточным, однако только вместе мы образуем гармоничное целостное государство.
Это страна с экспортоориентированной, свободной и инвестиционно привлекательной экономикой и равными и прозрачными "правилами игры". Страна больших амбициозных проектов, значимых для всего мира, в различных отраслях, от аграрного комплекса и биотехнологий до дроно- и ракетостроения, от логистики до искусственного интеллекта, виртуальных активов и других перспективных инновационных сфер. В то же время в Украине свободно чувствует себя малый бизнес, и каждый человек имеет возможности стать экономически самодостаточным.
Украинская устойчивость, предприимчивость, гибкость и адаптивность — значительное конкурентное преимущество в новом мире. Смелость в идеях и масштабировании, изобретательность, выстраивание горизонтальных связей — то, что мы уже умеем, — становится востребованным в глобальной экономике, бизнесе, политике, построении сообществ. При таких обстоятельствах Украина перестает быть проблемой и становится частью решения.
И именно это дает нам основания наконец перестать догонять и начать формировать новую реальность.
5
Все описанное выше достижимо. В этом убеждают примеры десятков других стран на разных континентах, которые уже прошли этот путь, как-вот Нидерланды и Англия в 16-17 веках, США и Франция в 18-19 веках, Германия, Италия, Израиль и Польша в 20 веке. Три черты являются общими для них всех: переход длился несколько десятилетий, политические элиты имели волю менять судьбу страны, и почти всегда это происходило во время войн и революций.
Украина за годы независимости прошла сложный и долгий путь от бывшей имперской колонии до государства, которое выстояло в условиях чрезвычайных кризисов и войны и сделало немало реформ, выводящих ее из "русского мира". Несмотря на последние попытки Москвы вернуть Украину в свои объятия и собственные недостатки вроде коррупции, угрожающие возвращением в прошлое, – мы верим, что у Украины есть силы на рывок в будущее.
Успех не гарантирован. Ведь будущее не определено заранее. Историю творят люди, мы с вами. И мы верим, что Украина выживет, выстоит и победит.
Окончательный выход из "русского мира" и возвращение к западной цивилизации будет исторической победой не только для Украины, но и для самого Запада, а в конце концов и для всего мира. Мира, где на одного агрессивного хищника станет меньше, а на одно большое и свободное государство станет больше. Мира, где будет больше безопасности, свободы и благосостояния.
Как писали отцы-основатели украинского движения Кирилло-Мефодиевские братчики: Украина была камнем, который отбросили строители, – а может стать краеугольным камнем нового мира.
Соавторы и соавторы:
Михаил Винницкий, преподаватель Киево-Могилянской Академии
Виктория Войцицкая, народный депутат Верховной Рады Украины 2014-2019, член правления аналитического центра "We Build Ukraine"
Ярослав Грицак, профессор истории Украинского католического университета
Андрей Длигач, д.э.н., профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, председатель Совета Коалиции бизнес-сообществ за модернизацию Украины, соучредитель Kyiv Foresight Foundation
Андрей Загороднюк, Председатель правления Центра оборонных стратегий
Лана Зеркаль, Чрезвычайный и полномочный посол, член Координационного совета Ukraine Facility Platform
Павел Казарин, журналист, публицист, сержант ВСУ
Игорь Колиушко, председатель правления Центра политико-правовых реформ
Наталья Кривда, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, председатель Наблюдательного совета Украинского культурного фонда
Александра Матвийчук, председатель Центра гражданских свобод
Олеся Островская-Лютая, генеральный директор Национального культурно-художественного и музейного комплекса "Мистецький арсенал"
Валерий Пекар, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы и бизнес-школы Украинского католического университета
Александр Стародубцев, основатель Прозорро
Елена Сотник, председатель ОО "ГрандСтретеджиUA", народный депутат Верховной Рады Украины 2015-2019
Александр Сушко, исполнительный директор Международного фонда "Возрождение"
Светлана Хилюк, декан факультета права Украинского католического университета
Ярослав Юрчишин, народный депутат Украины, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова
Поддержали:
Мария Берлинская, руководитель Центра поддержки аэроразведки и проекта по развитию военных технологий Victory Drones
Владимир Вятрович, историк, народный депутат Украины
Мирослав Гай, ветеран российско--украинской войны
Алексей Гарань, профессор Киево-Могилянской академии, научный советник Фонда "Демократические инициативы" им. И. Кучерива
Михаил Гончар, президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ", главный редактор журнала "Черноморская безопасность"
Роман Грищук, народный депутат Украины
Юрий Гудименко, председатель Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны Украины
Владимир Ермоленко, философ, президент Украинского ПЕН
Сергей Жадан, писатель, военнослужащий
Иосиф Зисельс, Инициативная группа "Первого декабря", председательствующий
Виктор Кевлюк, полковник запаса, эксперт Центра оборонных стратегий
Всеволод Кожемяко, доброволец
Мирослав Маринович, советник ректора УКУ и бывший политзаключенный ГУЛАГа
Юлия Марушевская, соучредитель ОО Frontline Reforms
Севгиль Мусаева, главный редактор "Украинской Правды"
Леся Огрызко, директор Sahaidachnyi Security Center
Юлия Паевская (Тайра), военнослужащая, поэтесса, психолог
Сергей Притула, основатель благотворительного фонда
Сергей Стерненко, общественный деятель, волонтер
Тарас Стецькив, депутат украинского парламента пяти созывов, председатель ОО "Зарваницкая общественная инициатива"
Алина Фролова, заместитель председателя правления Центра оборонных стратегий, основатель Invictus Games в Украине
Александр Хара, дипломат, директор Центра оборонных стратегий
Ярина Ясиневич, общественный деятель, член Совета Коалиции Реанимационный пакет реформ, руководитель программ Центра исследований освободительного движения
Ярослав Яцкив, академик НАН Украины
Приобщить свою подпись в поддержку Манифеста: