Я свет вижу только на работе – у меня дома его нет. Как в Киеве энергетики возвращают свет в квартиры

Я свет вижу только на работе – у меня дома его нет. Как в Киеве энергетики возвращают свет в квартиры
Фото: Стас Козлюк

Графики отключения света действуют в Украине с 2022 года. За это время страна несколько раз была близка к блэкауту – так, как понимают это энергетики: выход из строя электростанций, потеря контроля над энергосетью и ее распад на отдельные части.

Новая волна массированных обстрелов началась с нового года, вместе с понижением температуры. Под атакой оказались Днепр, Сумы, Николаев, Кривой Рог, Чернигов и Одесса (которые уже оставались без света осенью) и Киев.

Только с начала 2026-го атаки россиян привели к тому, что в Киеве и области без электроэнергии остались более миллиона потребителей, в столице возникли перебои с тепло- и водоснабжением. По состоянию на 29 января, по словам мэра Виталия Кличко, в Киеве без отопления остаются 454 многоэтажки.

Реклама:

Из-за чрезмерной нагрузки на сеть в разных районах столицы круглосуточно продолжаются ремонтные работы.

"Украинская правда" провела день с одной из ремонтных бригад ДТЭК и увидела собственными глазами, как и в каких условиях ремонтируют сожженное оборудование. Также мы спросили, почему в одних домах света может быть больше, чем в других. И поинтересовались, почему нельзя включать все приборы в доме одновременно.

Кардио из-за сожженного трансформатора

Оболонский район Киева, утро, -5℃. Типичная советская застройка спального района: детский сад по центру, по периметру похожие до боли в зубах панельные девятиэтажки. Под одним из домов – припорошенная снегом трансформаторная подстанция. Возле нее уже стоят два авто ДТЭК. Рядом энергетики, одетые в несколько слоев одежды: две плотные куртки, теплые свитера, красные обветренные лица закрыты флисовыми балаклавами.

Ремонтные бригады энергетиков работают в Киеве с самого утра. Киев, Оболонский район, январь 2026 года
Ремонтные бригады энергетиков работают в Киеве с самого утра. Киев, Оболонский район, январь 2026 года
Все фото – Стас Козлюк

Ремонтники как раз пытаются откатить старые "Жигули", которые блокируют проезд грузовика с манипулятором, если тот понадобится. Авто покрыто льдом, как и все вокруг – накануне прошел ледяной дождь. Мужчины стараются сбить лед с дверей "Жигулей". Переговариваются:

Ну, я вставил ключ, но он не проворачивается, замерз замок. Что делать будем?

Пробуй крутить, "Жигуль" мешает.

Рядом стоит женщина из соседнего дома. Говорит, это авто ее отца. Он увидел энергетиков и попросил вынести им ключи от машины, чтобы ее отогнали в сторону. Впрочем, открыть творение российского автопрома недостаточно: из-за холодов владелец сбросил клеммы с аккумулятора, поэтому дальше надо открыть капот.

Я понятия не имею, что с ней делать, я в таких машинах не ездил никогда, как у нее капот открывается, господи?!

Наконец ремонтники собираются вокруг авто и отталкивают его под деревья. Открывают дверь подстанции: внутри стоит небольшой трансформатор, который превращает 10 кВ (10 тысяч вольт) в 0,4 кВ, благодаря чему у нас в розетке бытовое напряжение в 230 вольт. Мужчины не сильно разговорчивы, сосредоточены на трансформаторе.

Ремонтная бригада энергетиков проверяет трансформатор перед тем, как принять решение о его замене
Ремонтная бригада энергетиков проверяет трансформатор перед тем, как принять решение о его замене

– Мы предполагаем, что он сгорел. Но сначала надо протестировать. Если наши подозрения подтвердятся, будем менять. Это займет несколько часов. Как минимум до двух часов ждать автокран и грузовик с новым оборудованием. А дальше еще несколько часов, чтобы его установить, – объясняет один из работников ДТЭК, Денис.

Тем временем другие мужчины из ремонтной бригады крутятся вокруг трансформатора: набрасывают провода, клеммы, смотрят на показатели тестирующего оборудования. Бригада вызывает автокран и грузовик.

Это типичная подстанция. Тут два трансформатора. Сейчас обесточен только один, поэтому у людей вокруг должен быть свет. Но чем дольше он будет работать сам, тем больше шансов, что он может выйти из строя из-за перегрузки, говорит Денис.

Местные, увидев движение вокруг подстанции, начинают собираться во дворе. Некоторые заглядывают внутрь.

Ремонтная бригада энергетиков отсоединяет трансформатор от сети, чтобы безопасно заменить его на новый
Ремонтная бригада энергетиков отсоединяет трансформатор от сети, чтобы безопасно заменить его на новый

Это что, у нас трансформатор сгорел? Это поэтому у нас не работает лифт? – с интересом спрашивает одна из женщин.

Не факт. Возможно, проблемы у вас в доме, – спокойно отвечают ремонтники

Я просто почему спрашиваю. Пешком ходить вверх сложно, устаю. Иногда даже очень из-за этого злюсь. А с другой стороны – я же все понимаю. Да и это же неплохое кардио! Когда ты еще так в одиночку физическими упражнениями позанимаешься? – женщина начинает смеяться, потом уже серьезнее добавляет: – У меня маме 90 лет. Она очень хочет на улицу выйти. Но без лифта это невозможно. Она очень плохо ходит. Очень нужен лифт.

Поставим новый трансформатор и посмотрим. Но, если что – обратитесь в свой ЖЭК, – инструктируют ДТЭКовцы.

Пока ждут кран, трансформатор надо отсоединить от сети. Мужчины откручивают гайки, снимают шины (металлические пластины, которые передают на трансформатор большой ток), внимательно его рассматривают. Замечают черное пятно на корпусе.

Энергетики готовятся к замене трансформатора
Энергетики готовятся к замене трансформатора

Тю, можно было его и не проверять. Его на корпус пробило. Видишь черные пятна? – показывают ремонтники. – Это значит, что его замкнуло из-за перегрузки. Замыкание произошло на корпус, и поэтому трансформатор вышел из строя.

С неба начинает падать мелкий дождь. Несколько местных откапывают свои авто из-под слоя льда, чтобы расчистить дорогу для техники. Вспоминают, что вечером накануне услышали что-то похожее на взрыв – подумали, что во двор прилетел "Шахед" – и увидели, как с подстанции поднимается дым. Сразу же позвонили энергетикам.

Денис растолковывает: россиянам нет смысла обстреливать трансформаторы в спальных районах – их слишком много. Зато, отмечает он, еще с 2022-го российские войска атакуют узловые подстанции, с более мощными и, как следствие, дефицитными трансформаторами, пытаясь отрезать целые области от энергоснабжения.

Пока общаемся, из-за угла дома с ревом выкатывается синий "КамАЗ". Длинный грузовик привез новый трехтонный трансформатор.

Сосед "Теслу" заряжает от розетки и удивляется, почему сеть не выдерживает

Самостоятельно выгрузить новый трансформатор грузовик не способен – не хватает места. Автокран, который должен был бы помочь с этим, потерялся на оболонских круговых перекрестках – через север Киевщины как раз летят российские дроны, поэтому навигация в этой части Киева не работает.

Только слышно, как на другом конце двора один из энергетиков громко говорит в трубку:

"Смотри, там будет круг. Круг, слышишь? Вот тебе на круге надо на второй съезд, потом сразу направо... Как же тебе объяснить? Тебя встретят на въезде во двор".

Один из мужчин в серой униформе ДТЭК идет вглубь дворов, искать потерянный кран.

Ремонтная бригада энергетиков разбирает двери трансформаторной подстанции, чтобы заменить сгоревшее оборудование
Ремонтная бригада энергетиков разбирает двери трансформаторной подстанции, чтобы заменить сгоревшее оборудование

Иногда у меня нет сил даже на свой домовой чат. Я на Оболони живу. И соседи порой такие наивные! Например, один заряжает от домашней розетки свою Tesla. И удивляется, почему в доме автоматы срабатывают и свет исчезает. Другая спрашивает, почему свет выключают. Она же проводку поменяла в квартире. А то, что к ее новой и хорошей проводке электричество должно еще как-то попасть – она на задумывается. То, что сети старые, некоторые не менялись с 1960-х, и они не рассчитаны на эти нагрузки в условиях, когда энергосистему обстреливают ежедневно дронами и ракетами, люди даже не задумываются,  сетует энергетик.

В общем, как объясняют ремонтники, самая сложная ситуация – на левом берегу, на Троещине. Впрочем, бригада работает по всему Киеву и нельзя сказать, что чаще всего приходится ездить именно в Деснянский район.

Обычные мастера не оперируют обобщенными цифрами аварий. Ситуация с отключениями света – динамична. Накануне без электричества могли быть миллион абонентов. На утро, когда мы с ними встретились, без света было чуть больше полумиллиона человек. И ситуация ежечасно меняется, поскольку часть оборудования меняют, часть ремонтируют, часть выходит из строя. Плюс кое-где появляется информация о прилете очередного дрона по энергетической инфраструктуре.

– Я где-то видел, что уже и центральная власть людям объясняет: пожалуйста, не включайте сразу энергоемкие приборы, это вредит сетям. Было бы легче, если бы было отопление.

Люди хотят согреться, включают кондиционеры, обогреватели. А простой масляный обогреватель тянет 1–1,5 кВт энергии. Плюс бойлер, который также может потреблять до 2 кВт. Добавьте сюда еще зарядную станцию (а может и не одну), которая тянет из сети еще киловатт. А еще может быть кондиционер на 11,5 кВт. И это мы не считаем зарядки павербанков и работы плиток, электрочайников и что там еще может быть.

Получается вот что: например, у нас расчет, что квартира потребляет где-то 5 кВт энергии, но сейчас эта цифра выше. Сети просто не рассчитывались на такую нагрузку! – говорит Денис

К нам подъезжает еще одна ремонтная бригада: на бортах авто надпись "ДТЭК Одесские электросети". Из машины выпрыгивают несколько мужчин, улыбаются своим коллегам, жмут руки, спрашивают, что надо делать и где именно. Говорят, работают в Киеве два дня, поэтому не готовы говорить о ситуации в столице.

Всего в Киев съехалось более десятка ремонтных бригад со всей Украины. И это при том, что в той же Одесской области ситуация с энергетикой тоже критическая. А прифронтовые города, такие как Херсон и Запорожье, передают в столицу дополнительные когенерационные установки и котельные, которые, наверное, не помешали бы и им самим.

Покрытая льдом часть трансформатора
Покрытая льдом часть трансформатора

Между тем, из-за того же самого угла дома в облаках синеватого дыма выезжает грузовой МАЗ. Перед ним поспешно, насколько это возможно на обледенелой дворовой дороге, шагает один из энергетиков. Большие машины становятся почти вплотную к трансформаторной и друг к другу. Водители советуются, как лучше вынимать и ставить оборудование: мешают заборы и машины рядом.

Автокран ремонтной бригады энергетиков пытается проехать через запаркованные дворы, чтобы заменить сгоревший трансформатор
Автокран ремонтной бригады энергетиков пытается проехать через запаркованные дворы, чтобы заменить сгоревший трансформатор

Вероятно, когда эту подстанцию построили, то здесь не было ни заборов, ни парковки.

Это уже потом появилось. Запаркованные дворы мешают. Особенно, когда люди ставят авто под трансформаторными подстанциями. А если что-то случится – ты туда добраться не можешь. И бегаешь, ищешь владельцев, просишь их машины отогнать, – жалуется Владимир, водитель грузовика, который привез новый трансформатор.

Но бывает по-разному, – добавляет Денис. – Недавно работали на Воскресенке, то там мы не успели приехать – люди уже все расчистили, машины поотгоняли, чтобы мы быстрее работу сделали. До кого-то начинает доходить, наверное.

Но есть и люди, которые дороги перекрывают, потому что им отключения света из-за разбитой энергетики не нравятся... Мягко говоря, это глупые люди, – устало иронизирует Владимир.

Пока мы говорили, ремонтная бригада разобрала ворота и вытащила старый трансформатор с помощью манипулятора и тросов  вручную в идеальных условиях передвинуть его почти невозможно, что уж говорить о холоде, снеге и льде.

После часа подготовки энергетики вытащили сгоревший трансформатор из подстанции, чтобы заменить его на новый
После часа подготовки энергетики вытащили сгоревший трансформатор из подстанции, чтобы заменить его на новый

Автокран цепляет новый трансформатор, 3 тонны металла медленно проплывают над зданием подстанции и зависают над входом – для начала надо прикрутить к нему новые колеса. Затем трансформатор ставят на землю – его надо отчистить от снега и ото льда, то есть воды, которая проводит ток и может вызвать короткое замыкание.

На это уходит почти час: ремонтная бригада, вооружившись вениками, отвертками и молотками медленно сбивает намерзший лед с темно-серого металла. Местные же стоят поодаль, внимательно наблюдают, снимают на телефоны.

Энергетики готовятся установить новый трансформатор вместо сгоревшего
Энергетики готовятся установить новый трансформатор вместо сгоревшего

Я уже стараюсь простыми словами людям объяснять, – говорит Владимир. – Вот смотрите: есть трос. Трос может выдержать, допустим, 200 кг веса. И если вы прицепите к нему 200 кг веса, осторожно его поднимете – трос выдержит. Но если вы этот же вес резко сбросите, не знаю, в яму – то 200 кг превратится, например, в 600. Трос не выдержит и порвется.

То же самое происходит с сетями, когда люди включают все, что есть в квартире: бойлеры, кондиционеры, обогреватели. Понятно, что отопления нет, света нет. Но если так делать, то света не будет вообще. Никакого. Включать надо все постепенно, надо время, чтобы оборудование выдержало, – объясняет Владимир.

Ремонтная бригада расчищает новый трансформатор от снега и льда перед тем, как установить его на подстанцию
Ремонтная бригада расчищает новый трансформатор от снега и льда перед тем, как установить его на подстанцию

Трансформатор снова поднимают в воздух. Несколько ремонтных бригад пытаются затолкать его на место, в пазы. Получается плохо: снег и лед смерзлись, налипли на пол трансформаторной, металлические колеса не проходят.

Один, два, три, взяли!!! Давай!!!  кричат мужчины.

Трансформатор не поддается. Трещат и ломаются деревянные палки, которые пытались использовать вместо рычагов. Не помогают и металлические ломы: 3 тонны металла с места сдвинуть невозможно.

В общем мы работаем когда как. Бывает, что по 10, бывает по 14 часов в сутки. Вызовов много, аварий много. Я свет вижу только на работе – у меня дома его нет. Могут дома через дорогу светиться. И мы даже можем быть в одной группе. Но сейчас группы не действуют. Свет дают, как и кому могут. У меня вообще было: авария на трансформаторной. Я из ДТЭК. Но аварий так много, что я не могу дозвониться в ДТЭК, чтобы оставить заявку, – смеется Владимир.

Наконец помогает манипулятор грузовика – механическая рука вместе с киевской и одесской ремонтными бригадами загоняют трансформатор на рабочее место. Мужчины радуются, но рано: старые шины оказываются короткими. Из-за этого надо ехать на базу, выбирать новые. После этого команда должна подключить трансформатор, проверить его исправность и только потом включить. На это уходит еще несколько часов: часть команды едет на базу, часть использует перерыв, чтобы пообедать.

Ремонтная бригада пытается сдвинуть с места застрявший трехтонный трансформатор, чтобы подключить его к сети
Ремонтная бригада пытается сдвинуть с места застрявший трехтонный трансформатор, чтобы подключить его к сети

Вы не думайте, что мы так все бросим. Нет. Никто отсюда не уедет, пока оборудование не запустим. Людей без света мы не оставим, – говорят ремонтники.

В ДТЭК отмечают: замена трансформаторов во дворах жилых домов во время полномасштабного вторжения была незаурядным явлением. И такие аварии могли случаться в Киеве раз в несколько недель. Сейчас же, после начала 2026-го, в столице может быть несколько таких случаев в сутки. А из-за погоды и запаркованных автомобилями дворов такие работы вместо нескольких часов могут длиться целый день.

Несмотря на это, в окнах домов на следующий день горел свет.

Стас Козлюк

энергетика ДТЭК Киев
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования